Мы не должны оставлять свое христианство в храме

В наше время настолько разделяется понятие церковного и светского, что у некоторых верующих людей возникает ощущение, что они живут две жизни: одну в храме, а другую – вне его стен. Как помнить о том, что ты христианин, и в обычной, повседневной жизни? Об этом говорим с клириком храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста иереем Николаем Конюховым.

Фото 1-превью.jpeg

– Действительно, в этом вопросе есть определенная проблема. С одной стороны, плотское всегда противостоит духовному. Об этом и писал апостол Павел, и в современной культуре пел Виктор Цой: «Между землей и небом война». Понятно, что, если человек встал на путь духовного восхождения, светские и плотские дела будут его отвлекать. И это может увлечь полностью, так, что не останется времени на духовную жизнь, которая и является самой главной. Тут вопрос в приоритетах: что человек считает для себя более важным, тому он и уделяет больше времени. Человек может впасть в крайность, в ложную дихотомию – выбирать только лишь духовную жизнь или только лишь материальную. Все-таки жизнь у человека одна, и нужно правильно соблюдать баланс.

Современный человек читает, что какой-то пустынник выбрал духовную жизнь, оставил все и ушел спасаться. Этот вариант возможен, но не тогда, когда у тебя есть трое детей, ипотека и определенные обязательства перед семьей и обществом. Это не означает, что ты не можешь вести духовную жизнь. Речь идет именно о приоритетах, что возымеет главенство: дух или тело.

– А людям, живущим в ХХI веке, как правильно расставлять приоритеты?

– В современных условиях христианин, будучи семейным человеком, имеющим определенную ответственность в социуме, работающим, творчески реализовавшимся, может совмещать эти вещи. Вопрос в том, что он поставит сам на первое место. Обычно человек по своей слабости ставит на первое место себя. Это неправильный подход. Если человек служит сам себе, в христианстве это называется грехом гордыни, эгоизма. В итоге это ведет человека к разрушению. Это не дает ему желаемого счастья и приводит к деградации личности.

Фото 2 (35).jpg

Как христиане, мы знаем, что настоящее счастье состоит в любви. Неотъемлемая часть любви – это жертва, когда ты являешься отдающей системой, даришь другим людям радость, делишься чем-то и учишься не забирать, а делиться, быть не жадным, а щедрым. Тут каждый человек должен понять, что если для него это важно, то нужно уделять этому время. Когда человек говорит, что не успевает ходить в храм, молиться, у него много дел и обязанностей, в этом есть некое лукавство, потому что, если человек считает важным свой внешний вид, он и косметолога посетит, и маникюр сделает. Если человек считает важными своих друзей, то найдет время встретиться с ними несмотря ни на что. Если человек заботится о своем здоровье, то он будет ходить в спортзал, будет пораньше вставать, чтобы успеть на тренировку. В этой системе, к сожалению, Бог находится далеко не на первом месте. И это не значит, что Бог от этого начнет меньше нас любить. Просто мы сами показываем Ему, что Он для нас не важен, сами отдаляемся.

Мы сами показываем Ему, что Он для нас не важен, сами отдаляемся

Чтобы совместить материальную и духовную жизнь, нужно просто выстроить приоритеты и показать своими стараниями и ресурсами, что для тебя важно. Если для тебя важен Бог, то удели Ему время. Апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Нужно показать это делами, и получится, что и материальная жизнь станет более успешной и наполненной, она обретет смысл. Как говорится в Священном Писании, станет жизнью с избытком (см.: Ин. 10: 10).

– Как в практическом смысле удержать внимание к внутренней жизни и ежедневно осознавать, что твоя духовная жизнь продолжается даже по будням, когда нет возможности бывать на службах?

– Конечно, когда мы находимся в пространстве храма, нам удается сохранить духовный настрой, легче сосредоточиться на словах молитвы, все к этому располагает. Когда же мы приходим из храма, особенно если приходим на работу, где в основном светские люди, начинаются не совсем благочестивые разговоры, большая часть из которых – это обсуждение коллег, ситуации, власти, и наш духовный настрой часто улетучивается. Хотя некоторые люди говорят, что то, что они утром зашли в храм, помолились и причастились, дает им заряд на весь рабочий день. Тут вопрос уже в самом человеке и законе сохранения энергии: насколько много ты получил, наполнил себя и сколько в тебе «отверстий», что ты так быстро это теряешь. Тем более что в Священном Писании сказано, что не то оскверняет человека, что входит в него, что мы слышали, с кем общаемся, а то, что исходит от сердца человека (см.: Мф. 15: 18). В этом плане нужно следить, что мы даем этому миру.

Фото 3 (32).jpg

То, что мир настроен против нас не лучшим образом, – это уже не секрет. В таких условиях тяжело оставаться духовным христианином. Христос говорил: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). Он предупредил Своих учеников. Выходя из храма, человек не должен снимать с себя свое христианство, нужно идти дальше. В тяжелых ситуациях, интригах на работе, трудностях семейной жизни и проявляется то, какие мы на самом деле христиане.

– Задача не из легких…

– Вообще, весь мир – это дом Божий. Как мы молимся в храме, так мы должны держать молитву в сердце и на работе. Как мы не ругаемся матом в храме, так и на работе не должны. Мы должны сохранять язык, помыслы, возгревать доброту в сердце. Получив от Господа благодать и радость общения в храме, нужно распространять ее людям. Приходя на работу или домой, нужно помнить, что ты не перестаешь быть христианином, не бояться попросить у Господа помощи. Сказать: «Господи, я слабый, помоги мне, вдохнови вести духовную жизнь!» Самое главное – не пытаться воспитывать других людей, а воспитывать только себя. Как писал Владимир Маяковский, «светить всегда и везде». Этот лозунг он тоже взял из Евангелия. И Христос говорил, что нам нужно светить людям через нашу доброту и милосердие. А от негативного контента, который есть, нужно уметь защищаться. Просто иногда получается так, что христиане сами ищут этот негатив. Можно работать в святом месте, а прийти домой и согрешить другими вещами, поэтому не нужно думать, что нужно найти идеальное место. Нужно трудиться там, где Господь тебя благословил.

– У каждого человека есть свои «слабые места» и ситуации, которые ему сложно вытерпеть. Что делать в таких случаях, когда мы вынуждены находиться в неприятных для нас условиях из-за наших ближних?

– Жить в социуме, с одной стороны, – это необходимость, мы нуждаемся в общении. С другой стороны, люди могут нам часто не нравиться, могут быть неудобными. В целом каждый человек эгоистичен и думает в первую очередь о себе. Но христианство говорит о том, что человек должен преодолеть свой животный эгоизм, отдавать и принимать других людей так, как принимает их Христос. Он говорит, что проливает свет и на грешников, и на праведников (см.: Мф. 5: 45). Когда нам невыгодно любить человека, но мы его любим, это и есть христианская любовь. Так любить умеет только Бог, наша задача – научиться этому. Когда мы сталкиваемся с другими людьми, мы учимся принимать их такими, какие они есть, принимать их переживания.

Научиться любить Бога невозможно, если не научился любить хотя бы одного человека

С другой стороны, мы должны научиться защищать свои границы без конфликтов и истерик. Если тебе хочется одно, а другому человеку – другое, всегда есть система компромиссов, которая позволяет при должном подходе достичь должного результата. Это культура общения, когда мы не критикуем, а говорим другим людям о своих чувствах. Мы часто выставляем другим претензии, а нам, как христианам, важно говорить о своих чувствах. Есть надежда, что каждый из нас будет в первую очередь говорить именно о своих чувствах, замечать других людей перед собой, преодолевать свой животный эгоизм, учиться у Бога любви и принятию. Когда какие-то пустынники уходили далеко и начинали свой подвиг, через какое-то время к ним являлся Господь и говорил им уйти из пустыни в город, к людям, потому что научиться любить Бога невозможно, если не научился любить людей, для начала хотя бы одного человека. И, если Господь посылает тебе людей, не нужно их отвергать. И друзья, и коллеги по работе, и все домашние посланы Богом, чтобы мы в итоге спаслись.

Фото 4 (20).jpg

– Бывает, что, проходя духовное поприще, человек начинает бояться любых проявлений эмоций, в том числе негативных, считая это грехом. Что означает фраза из Священного Писания: «Гневайтесь, но не согрешайте» (см.: Еф. 4: 26)?

– Когда мы говорим: «Гневайтесь, но не согрешайте», – мы имеем в виду, что человек может раздражаться. Это не является грехом, раздражительная сила души вложена в нас Богом. Если вы видим, как обижают беременную женщину, мы не можем остаться равнодушными к этому, в нас вскипает праведный гнев.

Также раздражение может превратиться в грех, в озлобленность. Когда человек гневается, то совершает поступки, которые можно расценивать как греховные, и он жалеет о них, когда приходит в себя. Чтобы раздражение не перешло в гнев, нужно понять, что именно раздражает и как в этой ситуации можно поступить правильно. Естественно, мудрый человек, который считает себя христианином, обращается к Богу. Если даже он просто наложит на себя крестное знамение, он сможет победить гнев, поэтому очень важно следить, чтобы раздражение не перерастало в гнев. Если мы раздражаемся на какие-то действия близких людей, нужно вспомнить о Боге, попросить у Него мудрости, чтобы не усугубить ситуацию, не отвечать злом на зло, чтобы его не становилось больше. Господь может научить нас и вдохновить на то, чтобы совершать правильные поступки. А если мы даже реагируем на внешние факторы, то это будет помогать нам.

– Иногда бывает, что у человека в окружении есть люди, общение с которыми особо истощает внутренний ресурс. Как не заработать невроз, пытаясь соблюсти заповедь о любви к ближним?

– Для того чтобы не заработать себе невроз и не выгореть самому, очень важно наполняться. Это относится к словам Христа о «слепых вождях слепых» (Мф. 15: 14). Если вы сами не наполнены любовью, вы не можете обогреть других людей. Каждому христианину прежде, чем пытаться полюбить других людей, важно наполнить себя Божественной любовью. В первую очередь через духовную жизнь, общение с Богом, соблюдение заповедей, участия в таинствах. Господь посылает нам благодать и дает огромные силы, с помощью которых мы помогаем другим людям. Но не надо забывать, что человек состоит не только из духа, но еще и из души.

Фото 5 (1).jpeg

Очень важно, чтобы человек духовно развивался, общался с хорошими людьми, слушал хорошую музыку, наполнял себя душевно, а также следил за своим здоровьем, правильно питался, спал. Человек, наполненный по физической, душевной и духовной части, может дать что-то другим людям и не заработать невроз. Он не будет отдавать последнее, а будет отдавать то, что есть. А если в человеке нет любви, он уставший, раздраженный, а его просят посидеть с детьми или идти на работу, то он будет лишь срываться на других людей.

Для того чтобы не выгореть самому, очень важно наполняться

Для себя нужно понять одну вещь: любить ближних всегда неудобно, и невозможно любить ближних, оставаясь в зоне комфорта. Всегда приходится жертвовать своим эгоизмом. Понятно, что это неудобно, неприятно. Человеку очень трудно любить, потому что он старается соблюсти свои интересы и комфорт и не готов чем-то поступиться ради других людей.

Беседовала Анна Голик

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить