Мы судим о других по себе

Как относиться к человеку?

Вспомнился мне из прошлого такой случай. Я, еще будучи студентом, спросил однажды моего духовного отца и наставника:

– Как нужно относиться к человеку вообще?

Он, нимало не затрудняясь и не задумываясь, ответил мне как что-то ему совершенно известное:

– С благоговением!

1. Митрополит Вениамин (Федченков).jpg
Митрополит Вениамин (Федченков)
Я поразился такому ответу как небывалому. Но он мне объяснил религиозный смысл и повод к нему: всякий человек есть ведь образ Божий: а Богу и иконам мы поклоняемся с благоговением. И к человеку как образу Божию мы должны относиться так же.

Но мы обычно относимся наоборот: стараемся увидеть и видим в другом дурное, любим осуждать его. А уж никак не с благоговением.

После я у отца Иоанна вычитал о том же:

«Грехи-то – короста на человеке, а суть-то в нем – образ Божий!»

И поэтому-то мы в церкви кадим не только Христу, Господу и Божией Матери, но и иконам святых людей. А потом – и богомольцам. И не раз я испытывал чувство радости, когда кадил и Господа со святыми, и простых богомольцев. Они казались мне достойными этого, как образы Божии, или – хорошими. Действительно хорошими.

Вспомнил я и другой случай, и в тот же вечер Похвалы Богородице. Я был ректором духовной семинарии. Тогда была первая война с немцами. Здания семинарии приспособлены были под лазареты. И вот под субботу Похвалы я велел выдать солдатам, пришедшим в храм в больничных халатах, свечи… Во время акафиста их зажигали. Как это было отрадно! И солдаты – хорошо молились…

Грехи-то – короста на человеке, а суть-то в нем – образ Божий
Я все это пишу потому, что хорошими были не какие-нибудь единицы, не исключительные отдельные личности, не только одни святые (те – лишь особенно достойны похваления!), но и вообще христиане. Много таких хороших! Миллионы… Массы… А если я описываю некоторых, то не потому, что только они должны быть названы хорошими, а потому, что эти некоторые почему-нибудь запечатлелись в памяти моей.

А их – и было, и есть еще – много, очень много! Миллионы. Массы. Слава Богу!.. Да еще мы не знаем, кто как кончит. А конец дело красит.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Кем гнушается Господь?

Чем так страшно человекоугодие и лесть, что в словах Святого Писания говорится: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5: 7)? Да потому, что «своими речами мы обманываем тех, кому льстим, и своими похвалами навлекаем проклятия на жизнь хвалимых и делаемся виновниками их осуждения вечного за то заблуждение, в кое мы вводим доверчивых людей, верящих нашей лести», – говорит святитель Василий Внликий.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Мы судим о других по себе

2. Схиигумен Савва (Остапенко).jpg
Схиигумен Савва (Остапенко)
Как правило, мы судим о других по себе. Если мы ревнуем и завидуем, то думаем, что и все ревнивые и завистливые; если сами подозрительны и мнительны, то и в других «видим» то же самое; если осуждаем, то думаем, что за нашей спиной осуждают нас, злословят, поносят имя наше и т.д.

Иногда – сделаем дел на грош, а оцениваем их на рубль…
И наоборот: если мы сами любим других, то думаем, что и к нам такие же добрые чувства у всех; если сами воздержанны во всем, то и о других так думаем; если дела милосердия творим тайно, то думаем, что и все так делают. Вот почему полезно творить добрые дела втайне.

А то иногда сделаем на грош, а оцениваем дела свои на рубль… Растрезвоним везде о себе!.. Вот какой я милосердный!.. Избави Господи!..

Схиигумен Савва (Остапенко)

«Такая вот чепуха!»

Приходит ко мне монах и говорит: «Отец такой-то тем-то и тем-то досаждает мне» – и рассказывает свою сказку. Тогда я спрашиваю этого монаха: «сколько лет ты уже в монастыре, отче?» – «Тридцать пять». – «Ты постоянно ходишь на ежедневные службы?» – «Ты же знаешь, что хожу». – «Ты Писание читаешь?» – «Да». – «Тогда ты знаешь, что Господь сказал святому Петру о том, сколь много раз тот должен прощать согрешающему против него». – «И ты против меня», – говорит он и уходит раздраженный. Такая вот чепуха!

В мире много старых людей, которые просто ходячие трупы, не думающие ни о чем, кроме своих удобств. Когда мы молоды или даже в среднем возрасте, мы можем скрывать нашу собственную истинную сущность. Старые же люди не могут этого делать. И часто раскрытие истинной сути личности ужасает.

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить