Мы умеем маскировать свои страсти. Часть 1

Мы многое знаем о страстях. По знанию страстей мы можем получить магистерскую степень. Возьмем, к примеру, фильмы, в которых есть очень натуралистичные и детализированные сцены убийств. Люди, снимающие кино, показывают эти сцены с такой достоверностью, словно это для них нечто знакомое. Очевидно, что кинорежиссерам особенно трудно представить в своих фильмах добродетельного человека, а святых мы и совсем не видим в их кинотворениях.

Несколько лет назад ко мне в келью пришла группа паломников. Среди них был человек, который принес с собой листок бумаги, где были написаны его грехи.

– Я пришел исповедоваться к определенному духовнику. И что я могу ему сказать? То же самое: прошлогодние грехи! – воскликнул он.

В это время кто-то проговорил:

– Сегодня люди не имеют никакого воображения!

То есть не могут придумать новые грехи. Очевидно, у этого человека было богатое воображение.

Есть два типа страстей – телесные и духовные. Голод, жажда, желание плотских контактов – это те страсти, которые связаны с телом. А источником всех духовных и душевных страстей является гордость. Из нее вырастают все остальные страсти: злопамятство, зависть, ненависть к ближнему, осуждение, алчность, неверие… Началом всех этих страстей является гордыня. Святые отцы говорят, что телесные страсти существуют в нас естественным образом – Сам Господь вложил их в человеческую природу, – но душевные страсти не естественны человеку. Телесные страсти необходимы для нашего выживания. Чтобы жить, мы должны есть, пить воду, нам необходимы отношения с другим человеком. Вот почему Бог соединил их с наслаждением, так что мы хотим кушать, спать, пить воду, хотим иметь плотские отношения, чтобы не исчез человеческий род на земле. Эти страсти называют невинными, и никто не может обвинить другого человека в том, что он ест, что он пьет воду или что он хочет иметь плотские отношения. В чем же тогда проблема? Мы сказали, что Господь дал нам возможность жить и размножаться. Зло заключается в том, что мы пренебрегли целью плотских страстей, которую Господь вложил в них, и на передний план поставили удовольствие.

Зло в том, что мы пренебрегли целью плотских страстей, которую Господь вложил в них, и на передний план поставили удовольствие

Например, во времена Нерона повара были такими же искусными, как и сегодня. Знаете, что делал Нерон? Устраивал роскошные пиры. Римляне ели, объедались, предавались наслаждению от еды, а потом делали нечто ужасное: рядом с ними находились емкости (так называемые вомитории – специальные сосуды или помещения, предназначенные для рвоты), в которую они «возвращали» съеденную пищу, чтобы можно было еще есть. Так они исказили предназначение пищи, чтобы получать от нее только удовольствие. Мы делаем то же самое с плотскими отношениями, мы исказили предназначение телесных страстей, ради которого они нам даны, а именно – лучше узнать другого человека, сильнее полюбить его и иметь детей, а не только получать удовольствие.

Знаете ли вы, как абсурдно звучат слова, которые произносит человек: «Если они даны мне Богом, то я воспользуюсь ими!»? Логично ли будет, если полицейский скажет себе: «Для чего мне дали пистолет? Для того, чтобы использовать его!» – и начнет бесконтрольно стрелять!

Все эти удовольствия даются нам, но они даются с определенной целью, с определенным предназначением. Еда сама по себе не является злом, женщина сама по себе не является злом, деньги тоже не являются злом. А злом являются чревоугодие, блуд, сребролюбие, – говорит один из отцов Церкви. Неправильное использование Божиих даров является грехом и порочной страстью и открывает путь в ад, а не сами Божии дары.

Мы подчиняемся своим страстям либо из-за лени и небрежности, либо с Божиего попущения, чтобы смирить себя. Последнее для нас полезно, но первые два – это стыд и позор. Но давайте будем иметь в виду и нечто другое. Страсти не просто существуют. Есть кто-то, кто их подпитывает и разжигает. Это не только наше нерадение, но и диавол. Знаете ли вы, что есть блудный бес, есть бес чревоугодия, есть и бес злопамятства? То, что мы чувствуем в себе, не всегда естественно. Диавол пользуется нашей естественной потребностью, чтобы сбить нас с правильного пути и привести к греху. Поэтому отцы Церкви, знавшие это и боровшиеся со страстями, говорили: «Вырвите с корнем терние, и вы увидите змею, прячущуюся в его корне».

Есть и тот, кто подпитывает и разжигает страсти: диавол

Когда страсти усиливаются и утверждают свою силу, то разум угасает. Ум человека, порабощенный страстями, работает неправильно.

На Афон приехал монах. Кто знает, какие проблемы мучили его ум. Монахи предоставили ему келью, но потом пожалели о своем поспешном поступке.

– Сначала мы должны были проверить его, посмотреть, кто он такой! – сказали они.

У него была одна страсть: он был очень сребролюбив. Кто-то упомянул, что у него дома есть много дорогих произведений искусства, ценные картины и так далее. Однажды к нему пришли работать двое иностранных рабочих. Когда монахи спросили их, все ли в порядке, они ответили:

– Ах, что это за человек!..

– Почему вы так говорите? Он не дал вам поесть? – спросили монахи.

– Дал нам покушать, но взял салфетку, разделил ее пополам, половину салфетки дал одному рабочему, а вторую половину салфетки – другому рабочему и сказал: «Салфетки стоят денег!»

Вот как страсть одолевает и ослепляет человека. Ведь удивительно, как комфортно мы себя чувствуем, когда делаем что-то в умопомрачении от страстей. А что выиграл этот человек от половины салфетки? Если ты кого-то ограбишь, если украдешь у него 100 евро, то это грех, но ты «приобрел» у него 100 евро. А что ты «выиграл» от половины салфетки? Вскоре тот человек покинул скит и Святую гору Афон.

Мы видим, как каждая страсть ослепляет человеческий разум. Разве азартный игрок не абсолютно слеп?! Разве он не разрушает все вокруг себя, не рушит свою семью, не оставляет свою жену и детей на улице?

Слово Божие говорит тебе: страсть, которой ты был побежден, станет твоей «госпожой», и ты будешь служить ей. Она будет твоей «госпожой», а ты – ее слугой. Сами по себе деньги не являются чем-то плохим. Есть и святые, которые были богатыми. Например, Авраам не был бедным человеком, он был очень богат, но попал в рай.

В Афинах я познакомился с человеком, который сказал мне:

– Геронда, я всегда стараюсь быть внимательным, чтобы не поступить несправедливо с кем-то, кто работает на моем предприятии. Я всегда стараюсь быть внимательным и говорю: «Пресвятая Богородица, просвети меня, чтобы не причинить ущерб кому-то, кто на меня работает!» И в конце месяца, когда я выплачиваю им зарплату, я думаю, что, возможно, я с кем-то поступил несправедливо, поэтому всегда даю им немного больше денег, чем они заработали.

– Ты очень хорошо поступаешь, – сказал я ему, – но смотри, чтобы они не привыкли к этому и все время не ждали «прибавки» к зарплате, а то потом тебе будет нелегко справляться с ними!

Он богат, но это не помешает ему попасть в рай! Почему? Потому что его страстью не стала погоня за деньгами, он не «заболел» страстью сребролюбия, которая является злом. Другой может быть бедным, но не даст тебе даже стакана воды, потому что скуп, и он не сможет найти путь к раю. Важно то, к чему «привязались» наши сердце и разум. В этом заключается наша проблема. Так что, сами этого не осознавая, мы даем свободу действий диаволу.

На первый взгляд кажется, что между ними нет связи, но знайте, что с того момента, как вы произнесете плохие слова, когда кого-то осуждаете и клевещите, то ожидайте прихода плотских искушений. Бес осуждения будет «нашептывать» о вас бесу блуда… Мы не знаем, какие тут действуют душевные механизмы, но духовный опыт показывает: когда кого-то осуждаешь, ожидай прихода плотских искушений.

Однако у нас есть особый талант – маскировать собственные страсти в добродетели, давать своим немощам такие миловидные имена, как «успех», «экономность», «ответственность»… Если бы спросили монаха, которого я упомянул выше, почему он разделил салфетку пополам, то он сразу возразит тебе:

– Я не скупой, я не транжира. Я экономный человек!

И он не скажет тебе:

– Я скупой человек!

Вот и мужчина и женщина, изменяющие своим мужьям и женам, скажут:

– Это естественная потребность!

Однако это будет далеко от истины. Мы даем права диаволу, и тогда он начинает разжигать страсть. Естественно нам есть пищу, но мы должны умеренно есть.

(Окончание следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар

Источник: сайт «Православен свят»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить