Христос одевает нас одеждою нетленною +АУДИО

Проповедь в Навечерие Богоявления

11.jpg

Проповедь в Навечерие Богоявления. Иеромонах Павел (Щербачёв). (Продолжительность 00:10:57 мин, размер 15 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами уже вступили в праздник Крещения, или, как он называется в церковном лексиконе, Богоявления. Отчего же такое название? Когда Господь вошел, уподобляясь человеку, в воды Иордановы, крещаясь от Иоанна, Дух Святой сошел на Него в виде голубя. Во время Крещения был глас Отчий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17).

Христос вошел в воды Иордана, взяв на Себя, по словам многих святых отцов, грехи крещаемых. На Иордане явилась Святая Троица, чтобы открыть человеку в первую очередь волю Божию о самом человеке: как надо жить человеку, чтобы войти в теснейшее соединение с Богом, чтобы обрести благодать, которая снизошла на каждого из нас в Таинстве Крещения. И уже по Воскресении, явившись Своим ученикам в Галилее, Господь сказал им: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли, шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28: 18–20).

На Иордане явилась Святая Троица, чтобы открыть человеку волю Божию о самом человеке

Мы слышим за богослужением очень многие песнопения и порой не задумываемся, что те, кто их составлял, были людьми, просвещенными тем самым Духом Святым. Это были люди, которые пребывали в океане благодати, они богословствовали, будучи движимы Духом Святым.

2.jpg

Что мы слышали в кондаке предпразднства, с которого начинался сегодняшний богослужебный круг? «Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество милости ради безмерныя, Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, одеждею мя одевая, славы древния обнаженна люте». Что это за ризы, в которые Господь облекает грешного человека? Кроме отъятия прегрешений («отъемляй прегрешений множество»), Христос одевает нас одеждою нетленною – делает нас богами по благодати. Через общение с Собою, по слову апостола: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27), – Христос вводит нас в общение с Отцом и со Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом. Это одежда не только согревает, не только защищает нас, но и облекает в бессмертие, делает причастниками Божественных энергий, Божественной благодати. Действительно, мы порой не осознаем величие даров, которыми Бог почтил падшего в Адаме человека. Он создал мир и венцом этого мира, огромного и непостижимого для разума человека творения, сделал самого человека. Каждому из нас Он дал жизнь временную. Здесь мы родились, здесь мы пребываем, здесь мы возрастаем на этой земле, и дал нам те дары, которые мы, наверное, не в состоянии во всей полноте постичь; запечатлел нас дарами Святого Духа в Таинстве Миропомазания. «Печать Дара Духа Святаго», – говорит священник, запечатлевая святое миро на крещаемом.

Но как же нам жить, чтобы эта благодать неотлучно пребывала с нами, чтобы та риза, в которую облек нас Бог в Таинстве Святого Крещения, не истрепалась, не истлела, не ниспала с нас? Если мы будем сообразовывать волю свою с волей Божией, если будем гореть такой любовью к своему Творцу и Промыслителю, что любовь эта будет в преизбытке изливаться и на ближнего нашего, если мы будем избегать зла в мыслях и делах, то благодать Святого Духа, эта риза спасения, будет нас облекать, вразумлять, невидимо совершать дело нашего спасения.

Однако, говоря о благодати, нужно сказать и об осторожности в отношении того великого дара, который дает нам Господь. В свое время в Константинополе был удивительный случай: уже занятый турками, магометанами Константинополь предоставил грекам возможность совершать богослужения, хотя и в ограниченных местах. И вот турчанки, которые были либо магометанками, либо язычницами, увидев, что христианские дети росли более благообразными, чем маленькие турчата, и были смышленее, и невидимый свет осиявал их лица, решили тоже – без веры во Христа – нести в храм своих детей и крестить их ради того, чтобы они были более здоровыми и более смышлеными. И когда священники и архипастыри узнали об этом, они сочли это достаточным поводом, чтобы созвать местный собор. На нем было принято решение, которое может многих из нас поразить: считать такое крещение недействительным, потому что оно совершалось не ради спасения души, а ради пользы телесной.

3.jpg

Так порой и мы, приходя в Церковь, забываем о том великом призвании человека, которое даровал нам Бог, и просим о чем-то незначительном. Каждый приходит со своей суетной проблемой и забывает просить о главном – чтобы эта риза, о которой говорится в сегодняшнем песнопении, во всей полноте согревала его душу и тело. И тогда все другое отпадет, потому что величие Того, к Кому мы обращаемся с молитвой, подразумевает и величие прошений, которые мы возносим к Нему.

Порой мы забываем о великом призвании человека, которое даровал нам Бог

Если человек приходит с верою, приходит с искренним желанием обрести Бога, то Бог могущественно действует в нем. Пример тому святой Киприан Карфагенский. О своей жизни до принятия Святого Крещения он пишет: «Находился во мраке ночи, когда плавал по морю жизни туда и сюда, без надежды, опоры, не зная пути, лишенный всякой истины и света». Он говорит: «Тогда я считал трудным и несбыточным обетование Божественного милосердия, что можно снова родиться и, еще живя в этом теле, сделаться новым человеком по духу и по сердцу. Но после того, как я омылся в бане возрождения от нечистого прошедшего, после того, как я восприял свыше Духа и стал новым человеком, сомнительное стало для меня верным, закрытое – открытым. Я получил силу к тому, что прежде считал трудным и неисполнимым».

Дай Бог, чтобы каждый из нас в этот праздник причастился благодати Всесвятаго Духа! И мы можем смело сказать словами песнопения, которое поется в день Святой Троицы: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Эта благодать должна дать нам ту свободу, которую не дает никакое человеческое общество, те силы, которые не дадут никакие физические упражнения. И не будем малодушествовать перед теми трудностями, которые встретятся нам на пути спасения, потому что мы имеем своим помощником Бога, укрепляющего нас на пути добродетели. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить