Начальник «от мира сего» и Начальник жизни

«Градоначальник безмолвно обошел ряды чиновных архистратигов, сверкнул глазами, произнес: "Не потерплю!" – и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели; за ними остолбенели и обыватели. Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы – народ изнеженный и до крайности набалованный. Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки, и недоумевают, когда уста эти только фыркают или издают загадочные звуки» (М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города»). 

Перед лицом Понтия Пилата, римского прокуратора и начальника «от мира сего», первосвященники и народ Иудеи отреклись от Начальника жизни, предав Его на смерть (см. Мк. 15: 11–15). Бог воскресил Христа. Подобно обретению женихом невесты, приход Божия Сына в мир – это возвращение мира к Творцу. Бог ищет Свое творение и посылает Сына, чтобы вновь его обрести. О Христе как о женихе, нашедшем свою невесту, говорит свидетель – Иоанн Креститель (см. Ин. 3: 29). Крещение Господне – это признание, что Церковь – Христова невеста, которая с радостью встречает своего Жениха. Перед нами два полюса: отрекшиеся перед лицом начальника «от мира сего» и Церковь, принявшая свидетельство Иоанна о Христе и тем самым запечатлевшая, «что Бог истинен» (Ин. 3: 33). 

Фото 1 (93).JPG

В истинности Бога убеждает Христово воскресение. Это не научный факт и не предмет для дискуссии. Не стоит взвешивать аргументы за и против для его доказательства или опровержения. Воскресение – не повод для собрания, на котором обсуждают вопрос: «Воскрес ли Христос и настоящий ли Бог послал Его?» Это не вопрос для выяснения, как не является предметом обсуждения сам факт человеческой жизни. Когда из утробы матери рождается человек, его не спрашивают, хочет ли он родиться или еще подождет? Мы понимаем, что это абсурд. Как можно спросить еще не родившегося и не выросшего человека, хочет ли он появиться на свет? Крещение ребенка, например, совершают, тоже не спрашивая его согласия. Лишь взрослый человек приступает к таинству Крещения, когда есть согласие, вера и признание истинности Бога, Который послал Своего Сына в мир. 

Всем хорошо понятно, что когда мы молоды, мы ищем свою недостающую «половину», посвящая этому лучшие силы. Стараемся проявить себя как можно лучше, а в том человеке, которого ищем, желаем обрести исполнение своих чаяний и надежд. Образы невесты и жениха даны, чтобы понять, как Бог ищет отпавшее и растворившееся в стихиях этого мира человечество. В Своем Сыне Он раскрывает саму человечность, показывая всем: «Видите Христа, соединяйтесь друг с другом во имя Его, входите в общение с Ним настолько близко, насколько это для вас возможно, тогда познаете Отца Его и Бога вашего» (ср. Ин. 8: 19).

Входите в общение со Христом настолько близко, насколько для вас возможно, тогда познаете Бога вашего

Над человеком висит дамоклов меч его положения в этом мире. Чтобы упорядочить отношения между собой, людям нужно почитать власть и уважать законы. Это построено главным образом на формальных вещах, внешних по отношению к личному бытию, сознанию и человеческому восприятию. 

Все мы выполняем определенную работу, допустим, трудимся на производстве или в сфере услуг. При этом всегда бывают руководители – одни являются начальниками над другими. Служить своему народу – важное дело, которое тоже подразумевает, что есть начальники. Иудейские первосвященники согласились признать Понтия Пилата своим начальником, хотя были призваны служить Божиему народу, а не Римской империи. Они отвернулись от призвания, отреклись от своей избранности перед Богом и присягнули человеческому правителю. Люди постоянно находятся в сложном положении, о котором Бог знает, поэтому не посылает Своего Сына судить: «Вот верные – приводи их ко Мне, а те, неверные, пусть отправятся в вечный огонь». По Своему милосердию Он поступает иначе – посылает Сына, чтобы спасти Божиим Словом тех, которые от Него отвернулись, предали и предпочли начальника «от мира сего» – Понтия Пилата, царя или президента. 

Когда Христос воскресает, смерть становится чем-то ненастоящим. Это переход; настоящее начинается за порогом смерти

Начальник жизни послан не для того, чтобы убедить всех в Своей правоте и разубедить в неправоте человеческой. То, что Его свидетельства не принимают и посылают на распятие, не стало поводом судить мир, как, по человеческому представлению, мог бы сделать Бог. Исполняя волю Отца, Сын идет до конца и принимает крестную смерть. Тогда по-настоящему открывается, Кто есть Начальник жизни и что такое в человеке жизнь истинная. Когда Христос воскресает, смерть становится чем-то ненастоящим, без «жала». Это определенный этап, переход; настоящее начинается за порогом смерти. Осознав это, человек начинает жить по-настоящему, веруя в Воскресшего. 

Встречая разных людей, он понимает, что в них Христос являет Себя. Марии Магдалине, например, Он явился садовником, ученикам на Тивериадском море – человеком, готовившим трапезу, Луке и Клеопе – странником, пришедшим на праздник Пасхи. Христа не узнавали, потому что Его облик был не таким, как при земной жизни. Он таков, Каким Он хочет предстать перед человеком, чтобы тому это было полезно. Человека в мире можно принимать, как Христа. 

Фото 2 - 2024-10-15T212217.873.JPG
Притча о Страшном Суде, фреска

Подвизавшиеся в духовном подвиге имели об этом ясное представление и действительно воспринимали пришедшим от Христа любого человека. Например, на Святой Горе преподобный Силуан Афонский встречал всякого подходившего к нему как посланного Начальником жизни. Не было сомнения или желания пропустить, что говорил или о чем просил приходящий. Таким должно быть восприятие окружающих людей. Мир сотворен для того, чтобы жить и радоваться, прославляя Того, Кто нас поселил в нем. Принимая посланного Богом Сына, человек по-настоящему убеждается, что Бог истинен. И не ищет уже начальника «от мира сего», а поклоняется в Божием Сыне Начальнику жизни. 

Подготовил Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить