Начни борьбу прямо сейчас

1. Бегство Лота. Мозаика собора Рождества Пресвятой Богородицы, Монреаль, Италия.jpeg
Бегство Лота. Мозаика собора Рождества Пресвятой Богородицы
Монреаль (Италия)

Пробудись от своей лености

Если хочешь спасти свою душу и достигнуть вечной жизни, пробудись от своей лености, осени себя крестным знамением и скажи:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Вера приобретается не мечтаниями, а трудом. Не слова и размышления дают нам познание Бога, а опыт. Мы знаем, что для того чтобы проветрить комнату, надо открыть окно. Чтобы загореть, надо выйти на солнце. И вера достигается не иным путем; никакой цели не достигнешь, оставаясь в бездейственном ожидании, говорят святые отцы. Да будет нам примером блудный сын, который встал и пошел к отцу своему (Лк. 15: 20).

Как бы низко ты ни пал, никогда не поздно восстать
Как бы низко ты ни пал, какими бы земными оковами ни был связан, никогда не поздно восстать. Не без основания написано, что Аврааму было 75 лет, когда он отправился в путь, и что работник, пришедший в одиннадцатый час, получил ту же награду, как и пришедший в первый час.

Слишком рано тоже не может быть. Лесной пожар надо тушить как можно раньше, в начале; ведь ты не хочешь видеть свою душу опустошенной и обуглившейся. Уже в крещении тебе было поручено вести невидимую брань с врагами твоей души; так начни борьбу теперь же. Ты медлил достаточно, погруженный в равнодушие и лень, ты потерял много драгоценного времени. Поэтому ты должен чувствовать себя как бы вновь начинающим, так как чистоту, полученную тобою при крещении, ты утерял и попрал. Итак, восстань, но сделай это сейчас же. Не откладывай своего намерения до вечера или до завтра, или до окончания начатых тобою дел. Отсрочка может быть роковой.

Нет, в этот час, в этот момент твоего решения докажи на деле отречение от своего ветхого «я», начни новую жизнь, поставив себе новую цель, и иди новым путем.

Восстань без страха и скажи: «Господи, дай мне с сего дня положить начало благое. Помоги мне!». Ибо прежде всего ты нуждаешься в Божией помощи.

Твердо держись своего намерения и не обращайся вспять. Жена Лота, оглянувшись, превратилась в соляной столп (см.: Быт. 19: 26): это для нас предостерегающий пример. Ты сбросил с себя ветхого человека – забудь его. Подобно Аврааму, ты услышал голос Господа: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12: 1). На эту землю ты должен отныне обратить все свое внимание.

Не надейся на самого себя

Святые отцы единогласно говорят: первое, что ты должен помнить, это – ни при каких обстоятельствах не надеяться на самого себя. Предстоящая тебе борьба чрезвычайно тяжела, и твоих собственных сил для этого совершенно недостаточно. Полагаясь на свои силы, ты падешь, и желание продолжать борьбу иссякнет. Только Господь может дать тебе желанную победу. Большинству в начале пути трудно отказаться от самонадеянности. Но ее надо преодолеть, иначе мы не сможем идти дальше. Ибо как будет принимать советы, назидания и помощь человек, который уверен, что он все умеет, и все знает, и не нуждается в каких-либо указаниях? Через такую стену самоуверенности никакие лучи света проникнуть не могут. Пророк Исаия восклицает: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5: 21). И апостол Павел увещевает: не высокомудрствуйте (Рим. 12: 16). Царство Небесное открыто младенцам, но от того, кто считает себя мудрым и разумным, Царство Небесное сокрыто (см.: Мф. 11: 25).

Эгоцентричность, самомнение и самолюбие являются причиной всех наших трудностей
Поэтому мы должны внимательно следить за тем, чтобы избавиться от чрезмерной самоуверенности. Эта самоуверенность так укоренилась в нас, что мы даже не замечаем, что она свободно владеет нашим сердцем. И как раз эти наши эгоцентричность, самомнение и самолюбие являются причиной всех наших трудностей, пленения страстями, скорбей и болезней – как душевных, так и телесных.

Поэтому наблюдай тщательно за собой, и увидишь, что ты связан желанием исполнять свою волю, и только свою; этим твоя свобода ограничена, и ты бродишь подобно узнику, с утра до вечера: теперь мне хочется пить, теперь я хочу встать, сейчас я хочу читать газету – так ты всегда пленник своих желаний и, если для исполнения твоих желаний возникают какие-нибудь препятствия, ты недоволен, становишься нетерпеливым или раздражительным. Загляни в глубину своего сердца, и ты увидишь ту же картину. Это легко заметить по тому неприятному чувству, которое ты испытываешь, когда кто-нибудь тебе противоречит. Таким образом, мы живем в неволе, но там, где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3: 17).

Такое самопоглощение не может принести ничего доброго. Разве Господь не дал нам заповедь любить ближнего своего, как самого себя, и любить Господа больше всего? Но поступаем ли мы так? Не заняты ли наши мысли вместо этого прежде всего нашим собственным благом?

Нет, будь твердо уверен, что ты сам не можешь сделать ничего доброго, и если появится у тебя стремление к добру, то знай, что это не твое: оно исходит от Источника добра; это дар Жизнеподателя. Также и силы для осуществления этого стремления не твои, но ниспосланы тебе Господом.

2. Господь Иисус Христос - Пастырь.jpg
Господь Иисус Христос – Пастырь

Преследуй себя

Сказано: только немногие пойдут узким путем, который ведет к жизни, и нам надо подвизаться войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13: 24).

Объяснения этому надо искать в нашем нежелании преследовать себя. Может быть, мы побеждаем в себе большие и пагубные страсти, но и только. Маленьким страстишкам мы даем волю расти, сколько угодно. Мы не растрачиваем чужого, не крадем, но охотно осуждаем; не пьянствуем, но неумеренно пьем чай и кофе. Сердце остается наполненным страстными желаниями, корни их не вырваны, и мы блуждаем в чаще, которая выросла на почве самосожаления.

Ты должен вырвать самый корень жалости к себе, и тогда ты поймешь, что то, что тебе сейчас кажется невыносимым, есть именно то, что тебе на пользу. Ты смотришь через призму самосожаления, и потому твой горизонт узок. Ты связан любовью к себе; освободись, и зло отступит от тебя.

Всё получает силу посредством повторения, но отмирает, если не дают ему пищи
Подави в себе пагубное желание к самоугождению во всех его формах. Заглуши свое желание к наслаждению. Будь строг к себе; не давай своему плотскому «я» те взятки, которое оно настойчиво требует. Ибо все получает силу посредством повторения, но отмирает, если не дают ему пищи. Однако следи при этом тщательно за тем, чтобы, закрывая главный вход злу, не оставить открытой лазейку, через которую зло может ловко прокрасться под иным видом.

Будет ли тебе польза в том, что ты станешь спать на твердой постели, но вместе с тем наслаждаться в ванне? Или стараешься избавиться от курения, но не обуздываешь свой язык? Или, побеждая болтливость, читаешь захватывающие романы? Или не читаешь романов, но даешь волю мечтаниям и сладострастной грусти?

Все это – различные виды одного и того же явления: ненасытного желания удовлетворить свою потребность к наслаждению.

Ты должен искоренить в душе самое желание жить в довольстве и наслаждении. Ты должен научиться любить бедствия, бедность, скорби и трудности. Ты должен научиться следовать заповедям Христа: не празднословить, не украшать себя, быть покорным начальникам, не смотреть на женщину с вожделением, не раздражаться и многое другое. Ибо все эти заповеди даны нам не для того, чтобы мы делали вид, будто они не существуют; милосердный Господь дал их нам для исполнения. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, – говорит Господь (Мф. 16: 24). Он предоставил нам свободный выбор – если кто хочет и свободный личный труд – отвергнись себя.

Из книги «Узкий путь»

______________________

Тит Акимович Коллиандер (1904–1989) – известный православный писатель финляндского происхождения. Он родился в Санкт-Петербурге, многие годы прожил в России, хорошо владел русским языком и впоследствии, переселившись в Финляндию, продолжал любить русскую культуру. Окончив православную духовную семинарию, Тит Акимович стал преподавать Закон Божий в шведских лицеях Хельсинки, обратившись к написанию духовных книг и переводу на шведский язык Божественной литургии Иоанна Златоуста; публиковал статьи о православном наследии.

Тит Коллиандер 21 марта 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
раба Божия тамара   24 марта 2019, 16:03
Хорошо сказано: ясно и просто, а , главное, неожиданно! Как бы толкнут и разбудил! Направь, Господи,  и дай сил идти узким путем, нести крест свой по жизни, терпения и смирения... Не оставь, Господи,  и помоги немощной.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить