Над всем творением – человек

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, 
и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, 
и Сам Бог с ними будет Богом их; 
и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; 
ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

(Откр. 21: 3–4)

Бог посылает пророка Иезекииля «не к народам многим с невнятною речью и с непонятным языком», а к Своему избранному народу. Наученный Божиим путям, народ им не следовал и Богу не покорялся (Иез. 3: 5–6). Чтобы исправить образ мыслей «непокорившихся», приходит один из великих пророков – священник Иезекииль. После данного Богом видения он был послан к людям, способным понять, о чем идет речь в его пророчествах.

Фото 1 - 2025-01-22T225314.232.jpg
Пророк Иезекииль

Видение Иезекииля было особенным: перед ним явилось человечество от начала и до конца времен (Иез. 1: 4–28). Чтобы суметь описать это словами, ему было дано созерцать образы своего времени, понятные для человеческого представления. Пророк описывает подобие четырех существ, похожих на человеческие. Лицо каждого было составлено из четырех ликов: человека, льва, тельца и орла. А двигались они, будто на колесах, каждый – в свою сторону на четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Над теми существами был свод, а над сводом – престол, на котором Иезекииль увидел человека. 

Все творение предстало как бы в многомерном пространстве. Человек как венец творения – с крыльями, под которыми спрятаны руки; лев как образ хищника; телец как образ травоядного животного; орел – небесная птица, которая парит очень высоко в пространстве. Эти библейские образы часто встречаются на иконах. В христианстве так принято изображать символы четырех евангелистов: Матфея – в образе человека, Луку – тельца, Марка – льва, а воспарившего на духовных высотах своей богословской мыслью Иоанна, конечно, в образе орла. Из Писания эти образы должны быть теперь понятны так же, как в то далекое время, когда Иезекииль пророчествовал народу Израиля с помощью доступных этому народу представлений. 

Обратим особое внимание, что на Престоле, над всем творением – человек. Престол относится к образу Небесного Владыки, это – «место» пребывания Бога. Значит, говорит видение Иезекииля, человек предназначен для пребывания на Престоле, подобном Божиему. 

Человек предназначен для пребывания на Престоле, подобном Божиему

Человек жаждет выразить свое духовное видение, но бывает не в состоянии сделать это словами, тогда использует образы или икону. Разнообразие мира представлено четырьмя видами живущих на земле творений, а над ними – престол, на котором восседает человек. Не образ ангела с крыльями и многими ликами, в видении предстает образ Христа – воплотившегося Сына Божия. 

Бог стал Человеком, изначально избрав человеческий облик Своим образом. «Внизу», в мире, все переиначилось и смешалось. Так доныне живет человек – не на престоле, подобном Божиему, а лишь немногим духовно возвышаясь над прочим творением. 

Фото 2 - 2025-01-22T225316.207.jpg

Продолжая размышление над видением Иезекииля, заметим, что в человеческом мире, действительно, есть «хищники» и те, кто предназначен им в пищу, – «тельцы»; «орлы», высоко парящие своим духом, и, конечно, просто «земной» человек. Однако телец – это одновременно и жертва, приносимая Богу, что было понятно народу, которому пророчествовал Иезекииль. 

Четверо животных с престолом над ними были первым видением пророка, вторым стал образ воскрешения – из мертвых костей вновь сложилось живое человеческое тело. Принесенные в жертву или ставшие для «хищников» пищей «тельцы», таким образом, восстанут для новой жизни, в которой «приземленность» плотского человека воспарит к высокой духовности «орлов».

Над всем творением – человек, которому дано уразуметь тайны Царства и со-пребывать на Престоле с Богом. Во времена пророка Иезекииля это относилось к будущему, а теперь мы понимаем, что на Престоле с Богом пребывает Христос – воскресший и вознесшийся на Небеса вместе с пречистой плотью, в которой реализовалась человеческая природа, задуманная Богом. 

Бог хочет, чтобы мы «узнали» человека не только в себе, но и в других, а вместе восприняли себя созданными по Божиим образу и подобию. Тогда не будет странным смотреть на мир как сосуществование творений разнообразного вида – хищников, тельцов, орлов и пребывающего в земной заботе человека. Ведь над всем зиждется Престол Господа Иисуса Христа. А со-пребывание с Ним на Божием Престоле станет дерзновенной, но осознанной и логичной целью всякой человеческой жизни.

Подготовил Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить