Наша действительность должна стать достоянием Христа +АУДИО

Проповедь в день памяти равноапостольного князя Владимира

Фото 1.jpg

Наша действительность должна стать достоянием Христа. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва). (Продолжительность 00:12:06 мин, размер 16,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы, братья и сестры, совершаем с вами память святого равноапостольного князя Владимира, того русского святого, которому мы обязаны тем, что вера православная живет в нашей стране, что Церковь Божия в лоне своем дает нам возможность общаться с Богом, спасать свои души, наследовать жизнь вечную.

Почему же князь Владимир называется равноапостольным? Ведь немало святых князей в разных концах света принимали православие. Чем же он выделяется своим подвигом среди остального великого сонма святых, прославленных в разных частях света, в разных подвигах, в разных видах подвижничества? Дело в том, что страна, в которой мы жили в период до князя Владимира, отличалась тем, что почитала языческих богов, идолов, и жила, конечно же, во тьме. А что это была за тьма? Туга душевная, жестокость по отношению друг к другу, страх, всякого рода низменные устремления и многое-многое из того, чьи призраки являются нам в нашей духовной жизни и с чем мы, называя это страстями, боремся.

Фото 2.jpg

Почему же именно православие покорило сердце великого князя? Потому что он почувствовал, что внешнее – а он располагал великой властью, великим богатством, – не может дать той благости, не может дать той благодати, не может дать того ощущения живой связи с Богом, что дает наша внутренняя жизнь – жизнь нашего сердца. И все мы знаем, что порой человек устремляется за какими-то идолами, призраками. Один пытается стяжать богатство, другой хочет стать сенатором, или губернатором, или министром, но когда их мечты сбываются, они понимают, что шли неправильным путем, потому что, если человек разумный, он рано или поздно осознает, что источник счастья, его стержень, находится внутри его сердца, а не где-то вовне. А то, что находится вовне, зачастую и является теми идолами, от которых отмежевался князь Владимир.

Источник счастья находится внутри сердца, а не где-то вовне

В этом каждый из нас в какой-то степени уподобляется ему, если мы направляем свою жизнь, стремления, силы своей души к Богу, понимаем, что только Он может внутри нашего сердца создать Свой престол, и этот престол будет изобиловать всеми благами духовными и материальными, какие можно себе представить, ибо для Бога нет ничего невозможного. Так мы поймем, насколько эта миссия велика. Это с одной стороны. И, с другой стороны, то, что каждый из нас может сотворить в окружающем нас мире, подобно князю Владимиру, который отрекся от этих идолов, от этих богов. «Вси бози язык бесове» (Пс. 95: 5), – как мы слышим в чтении Псалтири святого пророка Давида. Но, к сожалению, эта идольская среда, это поклонение тому, что стоит между нами и Богом, вплетена в нашу жизнь.

Не так давно мы праздновали память священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Удивительны его слова! Не перестаешь удивляться тому, что он писал еще в 1910 году: «Идолы все больше и больше вытесняют Христа из жизни людской. Все касающееся веры более и более становится в наши дни "частным делом", даже таким, которое постоянно нужно прятать в самой сокровенной "клети", которому нет и быть не должно никакого места в жизни. В наши дни христианство проявляется только как личное потаенное благочестие, но совсем оскудела христианская жизнь... Общество предпочитает идти на торжище скучного мира, мечется там в потемках от одного блуждающего огонька к другому, гибнет духовным гладом, питается от рожец, приличных лишь свиньям, и не хочет избыточестовать хлебы в дому небесного Отца, который есть святая Церковь Православная».

Фото 3.jpg

А что же творится сейчас в той самой Европе, которая до разделения Церквей отчасти стала наследницей Византии в своей культуре, в своих традициях? Интересное размышление мы читаем у известного сербского богослова преподобного Иустина (Поповича). Он дает исчерпывающий анализ европейской культуры и европейских ценностей с точки зрения православного человека. Он говорит: «Европейская культура своим основанием имеет человека. Человеком исчерпывается ее программа и цель, ее средства и содержание. Человек есть мера всех вещей. Он верховный созидатель и распределитель ценностей». Но европейский гуманизм идет еще дальше. Европа сейчас страдает уже не от атеизма, а от многобожия, от тех самых идолов, от которых отреклись наши благочестивые предки. Потеряв истинного Бога, Европа пытается насытиться теми самыми рожцами свиными, создает богов, которые заполняют те ниши души человеческой, которые призваны славить Бога и входить в блаженство общения с Ним.

Европа сейчас страдает от тех самых идолов, от которых отреклись наши благочестивые предки

Преподобный Иустин характеризует европейскую культуру страшным термином «превратившийся в вампира фетишизм, фетишизм в европейском оформлении, в европейском костюме». «Гурманство по отношению к вещам» – вот отличительная черта европейского человека. Фетишистская метафизика европейской культуры практически выражается в фетишистской этике. «Старому языческому фетишизму свойственно людоедство. А разве новый европейский фетишизм не отличается таким же людоедством, только замаскированным, культурным людоедством?»

И мы сейчас видим этот пир поклонения идолам, который не гнушается ничем: они могут жертвовать людьми, они могут жертвовать целыми народами, относиться пренебрежительно к целым общинам людей ради своей цели – чтобы им было спокойно, комфортно и радостно здесь, на земле. Европеец не решил лишь одну проблему – проблему смерти. Смерть разрушает всю логическую цепь, которая выстраивается в этой системе ценностей, в то время как в православной вере Христос, Бог и Человек, наоборот – смерть преобразует в воскресение и передает нам этот дух, дух радости, дух бесконечной радости о Боге, которого лишены те люди, которые пленили свою душу поклонением идолам.

Фото 4.jpg
Н. Пуссен. «Поклонение Золотому тельцу», 1633–1634 гг.

Конечно, всем нам еще раз стоит задуматься о том, как же жить в этом мире, потому что идолы действительно являются соблазном для каждого из нас: для одного это карьера, для другого – машина, для третьего – успех в бизнесе и так далее. Люди приходят и говорят: «Знаете, батюшка, я ходил к психиатру, а психиатр спросил меня: "Разве вам недостаточно того, что дает вам Церковь?"». Психиатр оказался православным человеком! «Нет, – ответил человек. – Вы знаете, Церковь – это какой-то обертон, это успокаивает меня, это как реланиум, который я время от времени принимаю, а мне нужно какое-то сильное лекарство». Вот что с нами происходит, вот что делает с нами неправильное понимание того, что есть Бог, а что есть бог, который по сути есть идол и который есть семя богоборства в душе каждого человека. Это никак не сообразуется с христианским учением – приспособление Христа к нашей действительности.

Нет, наша действительность должна стать достоянием Христа. То, что сделал князь Владимир, и является единственно верной миссией Церкви Христовой на земле, Церкви, приемлющей свою благодать от апостолов и от Самого Иисуса Христа.

Пусть каждый из нас тоже будет в меру своих скромных сил стараться делать это, чтобы христианская вера, которая живет в наших сердцах, не приспосабливалась, не пыталась найти компромисс с жизнью в системе ценностей идолов, а, наоборот, изменяла эту реальность, изменяла прежде всего всех нас, а если Бог изменит наши сердца, то изменится все, что нас окружает. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить