Наше поведение и молитва. Часть 1

«Я прочитал первую часть и воспользовался тем, что вы написали о молитве и особенно о правиле духовной жизни. Но вы справедливо отмечаете, что это правило нелегко дается всем нам, живущим в житейских заботах и хлопотах. Не могли бы вы дать немного более практичные советы для нас, верующих, которые подвизаются в миру?» (Петрос Кириакидис).

Фото 1.jpg

Я понимаю, что в миру действительно, помимо множества искушений, есть и физические трудности, мешающие интенсивно включиться в ежедневное делание умной молитвы. Заранее скажу, что многим из наших братьев удается каждый вечер уделить по четыре–шесть часов для молитвы и чтения духовных книг. Многие другие имеют такое намерение, но жизненные обстоятельства не позволяют им молиться даже по одному– два часа в день. Некоторые из них даже в воскресенье ходят на работу, поэтому не могут прийти на воскресную Божественную литургию. Но если брат работает в ночную смену и имеет свободное время днем, то он может перенести молитвенное правило и на дневное время. Если он всю неделю работает, то когда в будни у него будет выходной, он может пойти храм или монастырь, чтобы присутствовать на богослужении и причаститься.

Один таксист был вынужден работать по воскресеньям. Его духовный наставник посоветовал ему хотя бы утром ходить в церковь, а затем идти на работу. И несмотря на то, что каждое воскресенье он терял три часа рабочего времени, в оставшееся рабочее время этот таксист зарабатывал в два раза больше денег, чем в другие дни. Это пример для тех, кто говорит: «Да, батюшка, мы хотим ходить в церковь, но нам не хватает денег» или: «Мы не можем справиться со своими делами на работе».

Наше поведение

Прежде чем выйти из дома, мы должны помолиться, таким образом мы духовно вооружаемся. Один человек может молиться шесть часов, другой – четыре часа, третий – два. А четвертый – один час, а пятый человек – всего полчаса. Бог принимает молитву и у первых, и у последних. Но чтобы оставаться вооруженными и быть в «бронежилете» в течение дня, необходимо внимание. Необходимо как можно чаще произносить эту короткую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», и она должна постоянно быть на ваших устах и в сердцах. Знаете ли вы, сколько человеческих жизней было спасено от фатальных инцидентов, благодаря этому маленькому, но могучему оружию? Я лично знаю о многих таких случаях.

Фото 2.png

Однажды в обед в столовой один мужчина, прежде чем начать трапезничать, встал из-за стола, помолился и перекрестился. Некоторые из обедавших там людей, смотря на это, иронично посмеивались. Но через некоторое время все, кто обедал в этой столовой, обратились к врачам из-за пищевого отравления. Исключением был тот, кто помолился перед едой. Он остался невредим. Давайте все будем осторожны, ибо сегодня мы дошли до того, что не знаем, какого качества пища, которую мы употребляем. Только молитва и сила Креста спасают нас, поэтому никогда не стесняйтесь осенять себя крестным знамением перед едой.

Только молитва и сила Креста спасают нас, поэтому никогда не стесняйтесь осенять себя крестным знамением

Также послушайте об одном великом чуде, которое произошло в Александрии с патриархом Иоакимом. Об этом чуде повествует Синаксарь.

Во время турецкого владычества у александрийского визиря был сановник еврей, а патриарх был большим другом визиря. Но эта дружба не нравилась еврею, потому что он был завистлив. Что он придумал? Он сказал визирю:

– Ваше Величество, эти христиане – обманщики. Они пишут в своих книгах, что могут сдвинуть с места гору.

Визирь позвал патриарха:

– Правда ли, что вы, христиане, можете сдвинуть гору с места?

– Да, Ваше Величество, только надо иметь веру.

– Так, либо ты передвинешь гору, которая находится напротив нас, либо я казню тебя как шарлатана!

– Дайте мне один день, чтобы помолиться, а затем мы поговорим.

На следующий день патриарх снова пришел к визирю.

– Я готов, мой визирь.

– Иди, проси у горы, чтобы она сдвинулась с места.

– Во имя Господа Иисуса Христа я повелеваю тебе, гора, покинь свое место!

И тогда, о дивные чудеса Твои, Господи, гора отделилась от земли и устремилась к ним. Визирь был в ужасе. Он громко закричал:

– Мы сейчас погибнем, мы сейчас умрем! Владыка, скажи горе, чтобы она остановилась, ибо она раздавит нас!

Тогда патриарх снова хладнокровно сказал:

– Во имя Господа, гора, остановись!

И, о чудо из чудес, гора остановилась. С тех пор эта гора называется «Дур Орда», что означает «остановись там».

Что мог сказать еврей? Он был посрамлен, но не смирился.

– А еще, – говорит он, – христиане в своих книгах пишут, что они могут выпить яд, и он им не повредит. Если это правда, то я согласен стать христианином.

Визирь спросил у патриарха:

– Это правда?

– Да, это правда, мой визирь.

Визирь обратился к еврею:

– Принеси какой-нибудь яд, чтобы его выпил патриарх.

Иудей ушел, нашел самый сильный яд и дал его патриарху. Тот помолился, осенил отраву крестным знамением и выпил ее.

Еврей напрасно ожидал немедленной смерти владыки. Яд не смог отнять жизнь у патриарха.

Визирь сказал:

– А сейчас, мой сановник, что ты скажешь?

Сановник начал мямлить:

– А как мы узнаем, что это настоящий яд и что меня не обманул продавец этой отравы?

Тогда визирь приказал:

– Ты выпей то, что осталось в чаше.

Сановник испугался. Он знал силу яда. Но визирь заставил его выпить. И через несколько секунд еврей упал замертво. С этого момента визирь стал очень ценить патриарха и дал ему много привилегий.

Эта история дает нам много наставлений, и прежде всего наставление о том, как велика сила веры, молитвы и Святого Креста. Например, вы когда-нибудь ходили на прием к врачу? Прежде чем войти в кабинет врача, осените себя крестным знамением. Молитесь, и молитесь с верой, как патриарх. Что бы ни делал врач, если Бог не благословит, то у него ничего не получится. Я знаю одного врача в Салониках, который вылечил тысячи людей, люди считают его уникальным ученым, но он признался мне во время одного посещения в его кабинете:

– Я, батюшка, больше лечу людей молитвой.

И он – общественный человек, человек нынешнего поколения, женат и имеет детей.

Фото 3.jpg

Другой урок, который мы помним, – это правильное исповедание веры. Ты не можешь себе представить, как высоко поднимает нас правильное исповедание веры. Допустим, что я верю, молюсь, пощусь, исповедуюсь и так далее. Иду по улице и вижу храм. Я совершу крестное знамение и обращусь за помощью к святому. Я не буду вести себя так, как некоторые люди, которые хотят перекреститься, но смотрят налево и направо, чтобы их никто не увидел, и чтобы люди не подумали о них что-то плохое. Если мы трапезничаем в общественной столовой, то, разумеется, я буду осенять себя крестным знамением и не буду обращать внимание, что обо мне говорят люди. Кто-то приглашает меня на ужин, а сам он постится?

Ты не можешь себе представить, как высоко поднимает нас правильное исповедание веры

– Друг, – скажу я ему, – я приду, но не буду есть скоромную еду. Я пощусь.

А кто-то скажет мне:

– Давай пойдем в ночной клуб.

И зная, что это место, где совершаются беззакония, если начну оправдываться: «Мне нездоровится. Я сегодня занят», то это будет отрицанием правильного исповедания веры. Я должен признаться ему:

– Спасибо, друг, но я не могу пойти с тобой в ночной клуб. Моя душа в опасности. Почему бы нам не пойти в другое место?

И если сможешь привлечь его к беседе, бдению, какому-то духовному событию, то так ты его духовно завоюешь.

После всего этого я тебя спрашиваю:

– Брат мой, борющийся в этом мире, является ли для тебя трудностью то, о чем я упомянул?

Если я скажу тебе: «Будь бдительным!», то ты основательно скажешь мне: «Я не могу». Если я скажу тебе: «Сделай тысячу поклонов», ты справедливо откажешься это сделать. Если я скажу тебе: «Постись без оливкового масла», то ты начнешь мне рассказывать о своих проблемах со здоровьем. Но разве трудно тебе перекреститься перед едой и сказать: «Сегодня я пощусь, я буду поститься, пойду в церковь, буду причащаться»? Я так не думаю. Мы все можем это делать, если захотим. Таким легким способом правильного исповедания веры, согласно обещанию нашего Спасителя, мы обретаем Царство Небесное: «Итак, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32). И что же исповедует Христос? Ни больше ни меньше Он представит нас перед Небесным Отцом как Своих братьев, следовательно, детьми Божиими и, согласно словам святого апостола Павла, – наследниками Его вечного Царства (см.: Гал. 4: 7).

Напротив, даже если мы будем поститься, бодрствовать, изнурять свое тело и так далее, но если мы стыдимся исповедовать свою веру, то услышим нечто страшное: «А кто отречется от Меня пред людьми, того отрекусь и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10: 33). Это страшные слова.

– Неужели ты отказываешься исповедовать Меня из стыда? Я также отказываюсь признать тебя Своим братом. Я не знаю, кто ты.

Давайте избегать отречения, чтобы не отдалиться от нашего Христа.

Может быть, мы поговорим о другой великой добродетели, легкой и необходимой для нашего спасения? Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Кто бы что ни делал, нас это не касается. Есть Тот, Кто будет судить. Прежде всего, давайте остерегаться, насколько это возможно, обвинять священнослужителей.

Есть Тот, Кто будет судить. Давайте остерегаться, насколько это возможно, обвинять священнослужителей

Патерик повествует о том, как один монах небрежно относился к исполнению своих монашеских обязанностей. Наступил его смертный час. Монах с хладнокровием и радостью ждал выхода своей души из тела. Другие монахи были озадачены. Кто-то спросил его:

– Отче, ты не боишься смерти?

– Нет, не боюсь.

– Почему?

– Я знаю, что всю свою жизнь я был нерадивым монахом. Но я никогда не позволял себе осудить кого-либо. И сейчас я скажу моему Христу: «Я, Господи, исполнил Твою заповедь: "Не судите и не судимы будете". Я знаю, что Ты, Христе, также исполнишь Свое обещание».

(Продолжение следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма святого царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить