«Не греши больше»

Третье воскресенье после Пасхи называют Неделей о расслабленном, когда мы читаем главу 5 Евангелия от Иоанна, стихи 1–15. 

Фото 2. Превью.jpeg

В этом евангельском чтении идет речь о расслабленном у купальни Вифезда, в отличие от расслабленного из Капернаума, упомянутого в отрывке Евангелия от Марка, который читается во второе воскресенье Великого поста.

Евангелист Иоанн говорит, что Господь Иисус пришел в Капернаум, где исцелил царского раба (см.: Ин. 4: 46), затем Он поднялся в Иерусалим. И в тот момент там был иудейский праздник, о котором не пишет евангелист. По словам св. Иринея Лионского, это была иудейская пасха, а по мнению св. Иоанна Златоуста и св. Кирилла Александрийского, это был праздник пятидесятницы.

Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом: «Какой праздник? Мне кажется, праздник пятидесятницы. Он часто приходил на праздники в этот город, частию для того, чтобы казаться празднующим вместе с иудеями, а частию для того, чтобы привлекать к Себе незлобивый народ. Эти простосердечные люди наиболее сходились в эти праздники». 

И мы точно знаем, что это был второй раз, когда Иисус посетил Иерусалим на праздник. Все посещения Иисусом Иерусалима, а их было четыре, описываются в разных главах Евангелия от Иоанна. 

Итак, Иисус Христос, как всеведущий и всезнающий Бог, пришел к купальне Вифезда у «Овечьих ворот». Там собирали овец, предназначенных для жертвоприношения, и после того, как они были убиты, их внутренности омывали в воде этого бассейна. В народе было распространено мнение, что лишь от омовения жертвенных внутренностей вода приобретала божественную силу, и из-за этого в определенное время к ней приходил ангел, чтобы совершить чудо.

Название этого бассейна символично, так как под «овцами» в Ветхом Завете понимались люди, согласно отрывку: «Яко той есть Бог наш, и мы людие пажити его и овцы руки его. Днесь аще глас его услышите» (Пс. 94: 7).

Наиболее вероятно, что Иисус во второй раз отправился в Иерусалим, чтобы отметить праздник пасхи, время, когда евреи соблюдали обычай приносить в жертву овец.

Святая Церковь увидела в этих иудейских верованиях и практиках прообраз Крещения, которое будет заключать в себе великую силу и дары очищения грехов и оживления душ.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что же здесь изображается? Намерение было даровать нам крещение, имеющее в себе великую силу и величайшие блага, крещение, очищающее от всех грехов и людей из мертвых делающее живыми. Вот это-то, как бы в образе, и предызображается здесь в купели, как и во многих других установлениях.

Но как здесь врачевала не просто естественная сила воды (иначе это бывало бы завсегда), но действием ангела, так и над нами вода не сама по себе действует, но когда восприимет благодать Духа, тогда и очищает все грехи».

Фото 2. Превью.jpeg

Действительно, эта вода исцеляла не сама по себе; чудо совершалось исключительно благодаря ангелу. Так и у нас сейчас вода Крещения есть простая вода, которая через воззвания священников к Богу получает благодать Святого Духа для избавления нас от духовной болезни: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполнену» (из службы Святого Крещения).

У нас вода Крещения – простая вода, получающая через воззвания священников к Богу благодать Святого Духа

Внутри портиков бассейна лежало множество инвалидов, слепых, хромых, парализованных, ожидающих движения воды. Из всех этих людей был один человек, ради которого пришел туда Иисус, человек, который был болен 38 лет. Скорее всего, он был парализован, так как «долго лежал», не в силах двигаться.

Стойкость этого человека поражает. В течение 38 лет боли и страданий, но с терпением и верой он лежал и ждал, каждый год надеясь на исцеление. Но ему всегда мешали те, кто был сильнее. Однако он не сдался и не отчаялся.

Иисус подошел к нему и спросил: «Хочешь ли ты исцелиться?» На наш взгляд, этот вопрос кажется странным: о чем может просить пациент с 38-летней болезнью, кроме как о том, чтобы быть вылеченным?! Господь спросил этого человека веры, чтобы показать нам его стойкость и обратить наше внимание на его терпение.

«Хочешь ли ты исцелиться?» – Господь спросил расслабленного, чтобы показать нам его стойкость и обратить наше внимание на его терпение

Он ответил Иисусу: «Ей, Господи, человека не имам» (Ин. 5: 7). Мы понимаем этот ответ как ответ каждого покинутого парализованного, как плач каждого человека, оказавшегося оторванным от всякой человеческой помощи. 

Мы читаем в Псалмах: «Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа» (Пс. 37: 12). И в другом месте: «Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» (Пс. 26: 10).

По этой причине, поскольку у вас нет человека, Бог воплотился и стал этим человеком ради вас. Может оказаться, что у вас сейчас нет человека, чтобы помочь вам, но Господь Иисус, Бог воплотившийся, пришел из Капернаума в Иерусалим не только ради праздника, но и для того, чтобы помочь вам и исцелить вас. 

Фото 2. Превью.jpeg

Вы ждете, что ангел с небес возмутит воду, чтобы вам исцелиться, но Господь Иисус – это «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9: 6), Который исцеляет вас напрямую, без необходимости для вас спускаться в воду бассейна. 

Парализованный ответил кротко, с великой добротой: «Ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит» (Ин. 5: 7). Он не ответил богохульством, он не упрекнул Христа за странный вопрос, не проклял день своего рождения. Он отвечал кротко и умоляюще, даже не зная, к Кому обращается, а также намереваясь, быть может, попросить Христа отнести его в воду. Он не знал, что этот человек, задавший ему вопрос, действительно был Целителем душ и телес.

Господь не требовал от него веры в Него до исцеления. Он не спросил его: «Ты веруешь?» Но вместо этого Христос засвидетельствовал веру этого человека через его терпение и выносливость в течение 38 лет страданий и ожидания. Господь Иисус не нуждался в большем доказательстве его веры, чем это.

Существует большая разница между способом исцеления нашего Господа и любым земным врачом. Иисус действует по Своему слову и действует «немедленно», в то время как земным врачам требуется время для лечения своих пациентов. Слово Христа стало силой для расслабленного, чтобы он смог подняться; так что только это слово было ответственно за исцеление этого человека.

На службе Недели о расслабленном мы слышим: «Господи, разслабленнаго не купель исцели, но Твое слово обнови, и ниже многолетный запят ему недуг: яко гласа Твоего скорейшее действо показася, и неудобоносимую тяжесть отверже, и бремя одра понесе, во свидетельство множества щедрот Твоих, слава Тебе». 

В сегодняшнем отрывке мы дальше читаем, что этот акт исцеления спровоцировал евреев на гнев, потому что он произошел в субботу. Они сказали исцелившемуся, что была суббота и носить свою постель нельзя. Как будто они предпочли быть слепыми к добру, не заметить его и вместо этого были одержимы тем, что проследили за нарушением субботы.

С их точки зрения, они были правы: ибо среди иудеев соблюдение субботы было высшим долгом. Всякая работа тогда была запрещена, как явствует книга Исхода (см.: Исх. 20: 8). И особенно ношение тяжестей в этот день было запрещено (см.: Иер. 17: 21). Однако то, что было запрещено Законом о субботе, было земной работой, а не благочестивой и Божественной работой, подобной этой.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Посмотри, как злобно они действовали. Они не спрашивают: "Кто Он, исцеливший тебя?" Они молчат об этом, а всячески выставляют на вид кажущееся преступление».

Но тот, кто был исцелен, не знал, Кто это, потому что Иисус удалился, так как на том месте была толпа. Св. Иоанн Златоуст снова исследует возможную причину того, почему Иисус отошел так скоро после исцеления расслабленного: «Для чего же Христос скрылся? Во-первых, для того, чтобы в отсутствие Его свидетельство было свободно от всякого подозрения: получивший чувство здоровья был, конечно, достоверным свидетелем благодеяния. Во-вторых, для того, чтобы еще более не возжечь гнева их: Он знал, что и один вид человека ненавистного немало воспламеняет ненавидящих. Поэтому, уклонившись, Он оставляет дело само за себя действовать пред ними, так что уже не Он Сам говорит что-либо о Себе, а исцеленные Им».

Мы читаем, что впоследствии Иисус нашел его в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Фото 2. Превью.jpeg

И там, в этом святом месте, бывший расслабленный признал Иисуса Богом и Спасителем. Дабы показать свою благодарность Богу, он отправился в храм, чтобы помолиться, подтверждая силу своей веры. Действительно, Христос исцелил его тело именно для того, чтобы исцелить и его душу. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Евангелист говорит, что после исцеления Иисус "обрете его в церкви", а это – знак великого благочестия: он не ходил на торжища и гульбища, не предавался объядению или беспечности, а проводил время в храме; хотя должен был терпеть там насилие и гонение от всех, но это нисколько не побудило его удалиться от храма. Итак, Христос, встретив его после разговора с иудеями, не сделал никакого намека на что-либо подобное; если бы Он хотел обличить его, то сказал бы ему: "Ты опять принимаешься за прежнее и после исцеления не сделался лучшим?" Но ничего такого Он не сказал, а только предостерегает его на будущее время». 

Христос исцелил тело расслабленного именно для того, чтобы исцелить и его душу

Ответ Иисуса «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» может указывать на то, что причиной болезни являются грехи, совершенные в жизни этого человека. Но в целом – это отражение болезни и смерти человека в результате грехопадения, когда зло вошло в мир после грехопадения Адама и Евы.

После этой встречи с Иисусом в храме и знакомства с личностью Христа этот исцеленный человек вышел и сказал иудеям, что «исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5: 15). Благодаря его благодарности и славословию Иисуса мы видим, что он получил двойное исцеление – исцеление души и тела.

Господи, я духовно парализован из-за своих грехов, как парализованный из Вифезды. Я терпеливо и верно жду исцеления души и тела; потому что нет никого, кто поместил бы меня в купальню. Я же к Тебе прихожу, Источник всех исцелений, чтобы воззвать к Тебе, Господи Вседержитель, слава Тебе! Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить