«Не лезь туда, где не умеешь тормозить»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) о страстях алкоголизма и наркомании

По Промыслу Божиему в первый день нового года Церковь чтит память святого мученика Вонифатия. Сам страдавший от недуга винопития, он был благословлен помогать таким же несчастным. Архимандрит Мелхиседек утверждает, что в борьбе со страстью алкоголизма или наркомании, прибегая к помощи святого, прежде всего нужно самому страдающему потрудиться.


– Отец Мелхиседек, тема нашего сегодняшнего разговора – алкоголизм и наркомания. Вы общаетесь с огромным количеством людей, видите разные судьбы. Вы для себя выделили какие-то законы, по которым эти болезни, эти страсти развиваются? И как их избежать?

– К сожалению, лекарства, которое окончательно вылечит от наркомании, не знаю, выхода из этой ситуации не нашел и не вижу, но увидел, с чего все начинается. Начинается с малого. Достаточно одного раза, а вот выйти потом из этого ада почти невозможно. Что же касается тех, кто на наркотиках хочет подработать… Советую им за 10 километров обходить пачки, скрутки, закладки. Люди думают о легкой наживе: купил, например, за 1 тысячу, а получил за это 10 тысяч. А в конце концов дело заканчивается тюремным сроком! Шесть лет за 10 тысяч. Что это за сумасшествие?! Это только кажется, что деньги легкие, а вообще-то это – белая смерть.

Алкоголизм – тема созвучная. Сначала бутылка пива – мол, ничего страшного; бокал вина раз в неделю – ничего, а потом три раза в неделю, а потом каждый день… И не один бокал, а два, три… Всё!

– Так французы каждый день выпивают по бокалу вина…

– Да, но там другая культура потребления вина. А когда нет такой культуры, нет внутреннего тормоза… Не надо лезть туда, где ты не умеешь тормозить. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Не вино порочно, а пьянство, потому что виноград и вино от Бога». А вино не порочно само по себе. Это как, например, с ножиком. Ножиком чистят овощи, ножиком зарезали человека, но не ножик виноват, что таким образом его используют. Не в ноже дело, а в человеке, в использовании того, что дал Бог для нашей повседневной жизни.

Как выходить из этой ситуации? Надо, наверное, сначала подумать о том, как в нее не попасть, в эту ситуацию. Обязательно должен быть внутренний тормоз. А ведь все так говорят: «Меня это не коснется»; каждый, кто попадал в эту историю, думал, что не коснется. Я читал, что на Афоне у приезжающих паломников спрашивают: «Ты пиво пьешь?» И если человек говорит «да», и говорит об этом спокойно, то он на крючке, потому что считает это за ничто.

«Ерунда – три бутылки за вечер!» А ты сложи, что получится? А получится страшенная зависимость и – самое главное – страшный вред для своего собственного здоровья. Почему? Во-первых, потому что ненатуральное. Все, что натуральное, – дорогое, а на дорогие напитки деньги тратить жалко, тратят на дешевые, а у дешевых качества не бывает.

Я москвич, жил на Преображенке, занимался спортом. Мы, когда ходили в кино – был там такой кинотеатр «Янтарь», – перед сеансом покупали мороженое. А тех, кто брал пиво, я называл мужиками. Пьют пиво мужики. Мне 17 лет, и я ем мороженое. Даже в 17 лет я воспринимал пиво как мужской продукт. И мои сверстники тоже. Мы знали, что нам это рано и не надо, потому что у нас здоровый образ жизни, спорт. Пиво даром не нужно было. А сейчас какая-то мозговая перестройка произошла.

– Подростки пьют пиво, чтобы чувствовать себя взрослыми.

– А взрослым надо быть по мозгам, а не по имитации взрослого образа жизни! Пиво, макияж, одежда не по возрасту тебя умнее и взрослее не сделают. Надо взрослеть умом, взрослеть сердцем.

А как выйти из всего этого? Сложно сказать… Расскажу, что одного человека спасло от привязанности к наркотикам. Это было много лет назад, человек был на исповеди и рассказал, что была привязанность, даже не привязанность, а крепкая зависимость от наркотиков. «Но я бросил», – говорит. «Как бросил?» – «А вот так». И рассказал, что доза у него была уже абсолютно критическая, такая, что назад уже никак не крутится, только дни считаются… Рассказывает: «Мы (а они с братом близнецы были) на похоронах были, через три месяца – еще на одних похоронах, через три месяца – еще на одних похоронах… Одноклассники, ребята со двора, которые принимали наркотики. Я видел, как убиваются их матери. Над 17-летними, над 22-летними… И я себе представил, что через год и моя мать будет плакать над моим гробом или над гробом моего брата, а может быть – над двумя сразу. И это представление о слезах моей матери что-то переключило во мне… Я понял: надо что-то делать, чтобы не оказаться в гробу, и делать сейчас». «И что же ты начал делать?» – спрашиваю. «Разное. И по программе “12 шагов”– программа известная, одно, другое… Что-то помогало, что-то не помогало. Потом первая исповедь, первое соборование, первое Причастие… Но это реальное представление о слезах матери держало. Держала мысль, что скоро будет финиш, и ладно бы это был твой личный финиш, а это еще будет и горе для моей матери». Вот так любовь к матери помогла человеку.

Он рассказывал: «Представление о слезах матери, убивающейся над моим гробом, все перевернуло во мне»

Что-то чрезвычайное в жизни должно произойти, тогда выкарабкаться, возможно, еще получится. А если ничего не делать – это гарантированная смерть. Алкоголизм называют медленной смертью. А наркомания – это уже, наверное, не медленная, а просто белая – по веществу – смерть, хотя сейчас по цвету чего только, наверное, и нет.

– Отец Мелхиседек, как быть тем, кто созависим, – тем, кто страдает от того, что близкий человек зависим от алкоголя?

– Таких ситуаций бесчисленное множество. Почти все живут семьями, если, конечно, алкоголизм не приводит к разводу. Но напомню: раздраженный учитель не учит, а раздражает. Криком, истериками, руганью в этой ситуации не поможешь. Уговоры, беседы, клиника, капельницы, «12 шагов»… – все надо попробовать. Если мозги еще не атрофировались – статья, другая, третья, кинозарисовка, фильм…

Раздраженный учитель не учит, а раздражает. Криком, истериками, руганью не поможешь

Нас, когда мы росли, школа не только учила, но и воспитывала, и я помню видеозарисовку: «Капля никотина убивает лошадь». Человек должен быть информирован о том, куда он движется. Так что целенаправленное информирование, забота, попечение. А если страдающий зависимостью согласен что-то делать, думаю, стоит потратиться на это, чтобы не потерять потом гораздо больше, потому что нет ничего дороже человеческой жизни.

Капельницы и прочие медицинские мероприятия лечат не алкоголизм, они лечат симптоматику – то, что происходит вследствие алкоголизма: гипертонию, сердце, гепатит и прочее… А таблеток от алкоголизма, так же, как и таблеток от жадности и от зависти, не существует. Но всеми медицинскими пособиями, которые есть, надо воспользоваться. Еще система изоляции. Чтобы человек, когда он хотя бы месяц не пил, когда ему почистили печень, почистили кровь, почистили желудок, понял в сравнении, что значит быть трезвым и быть пьяным. Чтобы ему самому стало противно быть пьяным.

Родным и близким необходимо принимать во всем этом участие, но главное – понимать, что зло злом не исправишь. Это ужасно, это тяжело – находиться с таким человеком. А куда деваться? Если мы не поможем, то кроме нас наш близкий вообще никому не будет нужен.

Есть, конечно, некий предел, и никому не желаю до этого предела доходить, когда быть рядом уже невозможно, уже невыносимо, когда уже дети страдают, когда страдают вообще все. Мы же не можем начать вместе хрюкать – есть такое русское выражение: «Напился до поросячьего визга», – разделять тот ад, который человек сам себе искусственно создал. Когда человек попал в аварию или его разбил инсульт, паралич – это случилось не по его воле, это трагедия, в которой мы должны принять участие. А когда человек сам себе придумал трагедию и сам целенаправленно своими руками эту яму копал, и потом, что, нам всем в эту яму вместе свалиться?.. Когда дело дойдет до ямы, то лучше от этой ямы держаться подальше. Особенно если с тобой еще дети или твои престарелые родители – надо уже их спасать, а не того, кто сам себе вырыл и продолжает рыть яму и ничего не хочет в своей жизни менять. Но пока человек хочет менять, надо за человека бороться.

Когда человек настроен преодолеть свою зависимость, близким надо ему помогать, за него бороться

– Максим Горький сказал однажды: я пьяниц жалею, пьющих уважаю, а трезвенников боюсь. Как вы воспринимаете тех, кто крайне негативно относится к вину вообще, к людям, позволяющим себе раз в полгода выпить на хорошей встрече бокал вина?

– Оптинский старец Макарий – а мы на Оптинских старцев в жизни ориентируемся, они – эталон жизни… так вот, старец Макарий говорил: края бесовские – то есть крайности бесовские. И алкоголизм, и пьянство, и абсолютное неприятие спиртного – это твой личный выбор, но если под этот свой личный выбор ты хочешь других людей подтянуть, считаешь, что твой выбор – критерий истинности, – это крайность. А любая крайность –бесовская. Ты не пьешь – это твое личное дело, но не осуждай тех, кто тем, что Господом нам дано, в разумных пределах пользуется. Напомню еще раз слова Иоанна Златоуста: «Не вино осуждаем, а пьянство».

Лучше средним путем по жизни идти. Даже у аскетов Египта было так: попал ты неожиданно (а может быть, и ожидаемо) на какую-то трапезу, а ты не ешь того, от другого отказался по своему личному выбору, но на людях вкуси всего понемногу, чтобы не показать своего воздержания. Никто не заставляет пить сверх меры. Пригубил, попробовал – тема закрыта. И ты не осуждаешь, и тебя, потому что ты тоже разделил трапезу. А если есть какой-то личный подвиг, обет был дан, допустим, трезвения – хорошо, но этого тоже не надо афишировать, храни его тихо, спокойно.

Повторюсь: не надо впадать в крайность. В Писании сказано: «И вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15). Но вся наша беда – в отсутствии культуры винопития, без тормозов мы. Грузины, молдаване, румыны умеют с вином правильно обращаться, а мы, к сожалению, нет. Два года назад были мы в Румынии, нас спрашивают: «Вы пьете чай?», а мы говорим: «Зачем нам пить пакетированную химию, когда нам Боженька дал Свой виноград?» Когда все натуральное, когда люди сделали напитки для поддержания здоровья и разумно этим пользуются – совсем другое дело. В любом вопросе вся беда в злоупотреблении, а не в самой сущности. И любое дело можно перевернуть с головы на ноги или с ног на голову.

– Весь мир сейчас переживает пандемию коронавируса, очень много смертей…

– Есть статистика, что больше умерло, так сказать, от передоза алкогольного – печень, сосудистые заболевания, ишемия, гипертония и всякие другие болезни, – чем собственно от самого ковида. Сказались, вероятно, и замкнутость жизни, и депрессия… Мы же прекрасно знаем, как бывает: безработица, человек не знает, куда себя деть, не знает, чем себя занять, перспективы нет, Церкви нет в душе… ему кажется, что выпить – и полегчает, такой вот выход из положения. Однако стоит только начать, стоит только втянуться, и пойдет по накатанной… Потому самый главный вопрос – чтобы эта волна, поднятая эпидемией, прошла стороной.

Кстати, авва Дорофей говорит: «Видишь надвигающуюся волну – поднырни». Такое вот правило. И я подумал: а в отношении ковида что будет означать «поднырнуть»? А все те же элементарные, чисто физические требования, которые есть, и советы, которые есть. Мы не говорим, что они на сто процентов оградят от инфекции, но отрицать их и не пользоваться ими было бы безумием: маски, мытье рук, дистанция и прочее, и прочее… Это и есть «поднырнуть». Мы не можем пока сказать: «Я сильнее всех», нет такого, чтобы осенил себя крестным знамением – и вирусы разлетелись. Вот если бы ты имел такую веру, которая могла бы горы переставлять и вирусы разгонять от тебя на пять метров!.. Но пока такой веры нет, лично у меня – нет, поэтому мы пока по-человечески делаем, а все остальное – это особая судьба. Как нас всех учил отец Иоанн (Крестьянкин): «Крест не должен быть самодельным». Ты знаешь, что там может быть опасно? – Не лезь, куда тебя не просят. Если полез, тогда это уже твой личный выбор, твоя личная история, ты сам выкопал себе яму, которую рыть тебя никто не просил. И на судьбе твоей этого не было начертано, ты сам выбрал эту судьбу.

Должно быть благоразумное отношение к беде. Должно быть осторожное отношение к себе, к родным и близким. И конечно, молитва: «Да минует нас чаша сия, если это возможно».

И конечно, выход из любой ситуации – полагаться не только на свои собственные силы. Если у человека есть внутреннее убеждение и обращенность к Богу, то у него шансов больше справиться с куревом, с матом, с алкоголем, ну и как верх всего – с наркотиками. У верующих людей в этих ситуациях шансов больше, чем у людей, которые вообще не знают, в какую дверь стучаться. Кто-то сказал, что мужественный и решительный человек – это не тот, кто пробьет любую стену, а тот, кто найдет нужную дверь. И вот эту дверь мы должны по жизни в любой ситуации искать, а она есть, только нужно приложить мозги, советы, благословение Божие, и обязательно дверь найдется. Стены не надо башкой своей ломать, дверь обязательно с Божией помощью найдется.

Если у человека есть обращенность к Богу, то у него больше шансов справиться с бедой

– Спасибо, отец Мелхиседек, за очень интересные ответы. Есть над чем подумать. Вам здоровья!

– Спасибо. Будем надеяться, что эта беседа послужит на пользу людям, что какая-то мысль, какая-то идея кого-то зацепит.

С архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить