Не осуди!

Не осуди!. Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) на Божественной литургии
29 ноября 2020 г. (Продолжительность 0:06:07 мин, размер 6.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Когда мы открываем церковный календарь, то видим там множество имен святых. Все эти святые прославляются Церковью в первую очередь как примеры для нас, как образцы того, как и мы сами должны поступать. Когда мы читаем жития многих из них, то видим, что многие святые с самого детства были праведными, избегали детских игр, любили уединение, духовное чтение и проч. И порой при чтении такого рода житий может возникнуть вопрос: «Это все замечательно, но ко мне-то это как относится? Я-то не избегал детских игр, я-то не стремился с юности к духовному чтению…» И в таких ситуациях нам помогают жития тех святых, которые обратились от греховной жизни к жизни праведной. Мы знаем житие покаявшейся блудницы преподобной Марии Египетской, знаем судьбу Благоразумного разбойника, который в последние часы своей жизни обратился к Богу. И сегодня мы совершаем память такого святого, который не с самого детства был праведником, а стал им много позже, – апостола Матфея.

Мы слышали эпизод из Евангелия, когда Господь призывает этого святого апостола на служение Ему. Конечно, призвание этого святого, его житие показывают нам силу покаяния, показывают, что каждый из нас, какой бы греховной ни была его жизнь, имеет возможность обратиться ко Христу.

Но есть и еще один важный момент, над которым стоит порассуждать в день памяти этого святого. Апостол Матфей до своего призвания был мытарем, то есть сборщиком налогов. Тогдашние сборщики налогов, во-первых, работали, можно сказать, на оккупационную власть – служили римской власти – и при этом, собирая налоги для государства, конечно, и себя тоже не забывали. Поэтому слово «мытарь» было практически синонимом человека грешного, который наживается на горе других. И наверняка этого будущего апостола, этого мытаря Матфея все осуждали и, смотря на него, думали: «Вот, наживается на нас, служит оккупантам, предал свой народ» и так далее, и так далее. И никто даже не догадывался, что через какое-то время этот человек станет одним из первых на земле учеников воплотившегося Бога.

Этот пример показывает нам, насколько важно не осуждать, насколько опасно судить о человеке по тому, что мы видим. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Будешь остерегаться осуждать людей, если вспомнишь, что Иуда был в числе учеников и разбойник в числе убийц. Однако мгновенно произошла с ними чудесная перемена». Так случилось и с апостолом Матфеем.

Будешь остерегаться осуждать людей, если вспомнишь, что Иуда был в числе учеников и Благоразумный разбойник в числе убийц

Мы часто любим судить людей по их внешним действиям, потому что мы видим, потому что нам кажется, потому что нам расскажут о другом человеке, и забываем, насколько многого мы не видим. Мы не знаем всех обстоятельств жизни того или иного человека, не знаем, какая борьба в душе у него происходила перед тем, как он совершил тот или иной грех, не знаем, в конце концов, его покаяния. Мы можем осудить человека согрешившего, а он в этот момент уже искренне к Богу возопил, покаялся – и перед Богом он уже свят, а мы остались со своим осуждением.

Все мы помним евангельские слова: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3). Святые отцы это место объясняют следующим образом. Они говорят, что сучок в глазу брата – это любой грех ближнего, который нам кажется или который действительно есть большой или маленький. А бревно в нашем глазу – это наше осуждение, это наше, как говорят святые отцы, плотское мудрование, когда мы судим о других людях по тому, что мы видим, а не по тому, что у них на душе на самом деле и чего мы знать не можем. Именно поэтому наше осуждение всегда является грехом, во много раз превосходящим погрешности наших ближних.

Сучок в глазу брата – это грех ближнего, а бревно в нашем глазу – это наше осуждение

Есть еще одно очень важное евангельское место, связанное с этим. Господь говорит: «Каким судом судите, таким судом и будете судимы» (Мф. 7: 2). И это место указывает нам на то, что мы, можно сказать, здесь, на земле, имеем возможность меры и своего суда. Если мы будем к ближним снисходительны, стараться относиться с пониманием, прощать ошибки и не осуждать, то и Господь наши грехи будет прощать. А если мы будем судить людей строго за малейшую погрешность, так же и Господь к нам отнесется.

Есть такой эпизод в древнем патерике. В монастыре умирал некий монах, живший довольно нерадиво, и умирал совершенно спокойно. Игумен спросил у него: «Брат, ну ты же знаешь, что ты вел не самую лучшую жизнь. Почему ты так спокойно умираешь? Не боишься предстать на суд перед Богом?» А тот ответил: «Да, я знаю, что много согрешал, но при этом я никогда никого не осудил, а Господь сказал: “Не судите, и не судимы будете”».

Давайте в этот день, вспоминая апостола Матфея, видя пример его чудесного обращения, постараемся помнить, что у каждого из нас, из наших ближних всегда есть возможность к покаянию, и поэтому не будем никого осуждать, потому что тот человек, который сейчас грешит, может завтра стать несравненно лучше, несравненно ближе к Богу, чем все мы. А неосуждение – это, как говорят святые отцы, без труда спасение, то есть самый легкий способ достижения Царства Небесного.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить