Три беседы старца Иосифа Ватопедского
Старец Иосиф Ватопедский (1921–2009) долгие годы был духовным наставником (игуменом) братства в Ватопедском монастыре на Афоне. Он был учеником старца Иосифа Исихаста – продолжателя исихастской традиции и одной из наиболее ярких личностей афонского монашества XX века. Старец Иосиф Ватопедский – автор более 14 книг на духовную тематику.
Во время его отпевания в 2009 году было засвидетельствовано чудо: несколько часов после кончины он улыбался – его улыбка была задокументирована братиями Ватопедского монастыря.
Как превозмочь отчаяние
– Батюшка, как превозмочь отчаяние?
– Избегайте уныния. Если уныние не будет побеждено, то появится разочарование. Если монах пренебрегает этим, то будет обескуражен и разочарован, а затем наступит безнадежность. Отчаяние.
Если и оно возьмет превосходство над человеком, то это приведет к психическим расстройствам. Так возникают проблемы с душевным здоровьем.
Потому что отчаяние смущает духовный мир человека, нарушает его логическое понимание, его личность. Это является причиной данной проблемы. И затем мы идем к психиатрам, чтобы они назначили нам лекарства для «утешения».
Почему мы впадаем в уныние? Почему позволяем, чтобы диавол становился нашим адвокатом? Потому что – и мы это прекрасно знаем – мы не можем и дня прожить, чтобы не согрешить. Это следствие грехопадения. И мы не можем теперь быть спокойными, на нас влияет окружение. И «благодаря» этому, так сказать, мы совершаем ошибки. Тогда приходит диавол, чтобы стать нашим адвокатом. И говорит нам, что он «безгрешный», а мы грешные.
Сколько раз я говорил вам, чтобы вы смело отвечали ему:
– Уходи туда, откуда пришел! Ты внушаешь мне уныние. Я пойду к моему духовнику и исповедуюсь у него. Здесь Сын Живого Бога, Который пожелал, чтобы я стал Его сыном. А ну-ка уходи отсюда! Я не хочу, чтобы ты был моим адвокатом.
Так что необходимо противостоять унынию. Потому что смелость – это движущая сила. Она подобна электричеству, горючему.
Почему мы теряем свою смелость? Да, действительно, мы согрешили, но можно ли прожить жизнь, не совершив греха?
Мы часто обращаемся к Иисусу Христу, и когда отчаиваемся, то настоятельно просим:
– О, Милостивый Господь, Ты прощаешь миллионам кающихся и освящаешь тех, которые собрались вокруг Твоего престола и стали святыми благодаря своей смелости. Это с помощью Твоей благодати они стали святыми, Господи? Тогда стану и я одним из них. Я человек настойчивый и не перестану стучаться в дверь. Ты откроешь мне дверь. Ты – Истина! Ты – Жизнь! Ты – Воскресение!
Я хочу, чтобы вы так боролись и воевали с диаволом. Разве нет примеров заблудших людей, которые пропали на дне небытия, но успели вернуться на путь истинный и не только победили грех, но и стали святыми, присоединились к сонму святых и засияли в своей славе?
Православен свят
Об исповеди в помыслах
Я был знаком с одной очень благочестивой и целомудренной девушкой. Она никогда не имела плотских помыслов. Но однажды у нее появились такие мысли. Она пыталась их прогнать, но не смогла, потому что не имела опыта в этом деле.
Поэтому девушка пошла к приходскому священнику, которого знала, и сказала ему:
– Знаете ли, батюшка, это очень странно… Раньше я никогда не имела таких мыслей, но сейчас они мучают меня, и я не могу избавиться от них.
Иерей благословил ее и сказал:
– Да простит тебя Господь.
А еще он сказал ей:
– Если тебя еще раз посетят такие мысли, приди и скажи мне об этом.
Посмотрите, так, упражняя смирение, можно прогнать от себя диавола. Скрытность, эгоистичное следование собственной воле – это место для диавола. Это необходимо искоренять.
Ты боишься сказать своему духовнику: «Я веду битву с диаволом»? Да мы все боремся с ним!
А ты боишься сказать своему духовнику: «Я веду битву с диаволом». Господи сил! Есть ли человек, которой не ведет этой битвы?! Тут на земле все мы боремся с ним.
Христос пришел на землю не для того, чтобы отдыхать. Он привел нас сюда, шел перед нами и показал нам, как надо вести эту войну.
Православен свят
Будьте внимательными, берегите свой ум
Давайте будем внимательными и будем беречь свой ум.
К нам приходит неразумная мысль. Мы пытаемся ее прогнать, но она не уходит. Мы сопротивляемся. Сопротивление бывает двух видов.
Первый – это когда мы говорим:
– Ты, диавол, прочь от меня, я христианин!
Но он не уходит. Диавол – проклятое существо…
Тогда мы обращаемся к второму способу – мы смиряемся и говорим:
– Идиот, и не стыдно ли тебе? Ты человек или диавол? О чем ты думаешь?
Это сокрушает диавола, и он сразу же уходит от тебя. Затем приходит Божия благодать и утешает нас… Поэтому берегите свой ум!
Напрасно не теряйте своего времени. Не слушайте ненужных разговоров. Не передавайте слухи друг другу. Имейте плотный график своих дел.
У вас много свободного времени? Откройте книгу. Слова святых отцов – это слова Святого Духа
У вас много свободного времени? Идите в свою комнату и начните читать книгу. Слова святых отцов – это слова Святого Духа. Поэтому они питают наши души, пробуждают нас, приводят на путь истинный, учат нас…
Так что будьте внимательны, чтобы выиграть эту битву.
Православен свят
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
В евангелие есть все ответы на любой вопрос, есть пособие как надо богоугодно жить, что делать если пал, поданы лекарства от разных недуг болезней.
Против уныние и отчаяние поступок отрекшегося апостола Петра. Не впал в отчаяние Петр. Да, он сокрушился от своего поступка, горько заплакал, но не предался унынию. И исполнил слово сказанное ему Господом: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Лк. 22:31-32). Петр раскаялся, смирился, он получил знания о самом себе какой он есть в действительности, а не в своих мечтах и желаниях, Петр отдал весь суд над собой Господу, положился на Его милость и Человеколюбие. Господь зрит в наше сердце, Он знает свое творение, знает как человек поведет себя в той или иной ситуации. Всё, чего ждет Господь Бог от нас это наше покаяние и смирение. Истинное раскаяние несет смирение, а смирение не бежит от своего Господа, не прячется в кустах, не лукавит и не лжет, не прекрывается ближним и обстоятельствами, не зацикливается на себе и к жалости самому себе, как Иуда Искариотский, так что "он пошел и удавился" (Мф. 27:5), оно бросается в море, как апостол Петр, когда услышал от любимого ученика Иисуса Христа - Иоанна, что это Господь стоит на берегу (Ин. 21:7). Оно смиренно говорит: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Ин. 21:17).
Вера - она проста и открыта и всегда идет к свету, как фарисей Никодим тайно пришел ко Господу и беседовал с Ним (Ин. 3:1-21), она не боится показаться глупой, смешной. Вера - раскрывает себя перед Господом, все честно рассказывает о себе, ничего не утаивая от Него: что, где, как согрешила, преступила Его заповеди. Вера - она как маленький ребенок, также бесхистростна и доверчива. Если веришь в Него и Ему значит откроешь все свои тайники сердца начиная с посмыслов.
Жизнь с Богом, она деятельна - в поступках. Без доверия к Тому в Кого веришь не возможно не жить с Ним, не ходить в Его свете, не исполнять Его слово - заповеди. Если живешь только на словах, то Бог у тебя лишь на устах, но не в сердце, а в сердце - самость, там "Я" - бог и господин. Слово без дела - оно пустышка, пустозвон. И человек, который говорит, но не делает - пустомеля и лжец. Борьба с диаволом начинается с отречения своей самости и доверия целиком и полностью к Господу Богу. И побеждать диавола и ангелов его (бесов) можно только сердечной искренностью, правдой. Ибо где искренность и истинность - там и смирение, а где смирение, там победа над злободышащем, гордым драконом.
Помоги нам Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.