Не путать экскурсоводов с миссионерами

Репортаж-экскурсия по Серафимо-Дивеевскому монастырю

Десятки тысяч паломников каждый год едут в Дивеево, чтобы прикоснуться к святыням, получить ответ на самый сложный вопрос, чтобы отойти хоть на пару дней от суеты мирской жизни и подумать о главном, остаться наедине с собой и с Господом.

Экскурсовод Вера Шишигина
В Дивеево я оказался по рабочим делам. Гостиница, где я остановился, стоит на Арзамасской улице, до монастыря – минут десять. Февральские снегопады обрушились на Нижегородскую область. Тротуары замело, наспех протоптанные дорожки быстро исчезали – снег и не думал прекращаться. Идти, не рискуя провалиться по колено, можно было только по проезжей части. Я шел на встречу с экскурсоводом Верой Александровной Шишигиной. Она живет и работает в Дивеево уже 12 лет, закончила филологический факультет. И вот пообещала провести экскурсию специально для меня, рассказать об обители такой, какую знает только она.

Зарождение обители

Первая точка экскурсии – Казанский собор. Зимой он как бы вырос в своих размерах. На куполах примерзли белые шапки снега.

– История обители начинается в Киеве в середине XVIII века. Богатая помещица Агафья Семеновна Мельгунова овдовела и решила поступить в Киево-Флоровский монастырь. По преданию, в обители ей явилась Богородица и сказала:

«Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои – да будут с тобою».

Пока Вера Александровна рассказывает, краем глаза вижу, как мимо проходят фактурные богомолки с палками, закутанные в тяжелые меха, повязанные цветными платками. Снег перестал падать. Работают тракторы, расчищают дороги, на обочинах образуются огромные горы снега. Машины оставляют после себя широкий рельефный след, по которому удобно ступать.

Агафья Семеновна, по совету киевских старцев, которые признали видение подлинным, отправилась путешествовать. Ее путь лежал в самую известную в то время Саровскую пустынь. Это в 12 километрах от Дивеева.

– Агафья присела отдохнуть возле западной стены деревянной приходской церкви, которая стояла на месте вот этого собора, – показывает на белые стены церкви Вера Александровна.

– Ей вновь явилась Матерь Божия:

«Вот то самое место, которое повелела искать тебе на севере России. Живи здесь и угождай Богу. Я всегда буду с тобой. И в месте жительства твоего осную такую обитель, которой равной нет и не будет во всем свете. Это Мой четвертый жребий во вселенной».

Архитектурный ансамбль монастыря сложился еще до революции, пережил советскую эпоху, дополнился новыми постройками, но уже в XXI веке.

– Агафья продала свое имение и на полученные средства построила и возобновила 12 церквей. Кроме того помогла многим нищим, вдовам, сиротам. Ее трудами и на ее средства была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, – рассказывает Вера Александровна.

Вот только первые кельи появились тут спустя тридцать лет после прихода Агафьи в эти места. Это случилось в 1789 году. В советское время кельи были утрачены, теперь на их месте стоит небольшая часовня.

– Перед смертью матушка Александра встретила молодого иеродиакона Серафима. Он проводил первоначальницу обители в вечность и ушел в Саров. Здесь он больше никогда не был.

Отец Серафим проводил первоначальницу обители в вечность и ушел в Саров. В Дивееве он больше никогда не был

Это первое открытие, которое случилось благодаря Вере Александровне. Прежде я был убежден, что Серафим Саровский жил и трудился именно в Дивеево. Считается, что монах Серафим был настолько духовно высок, что управлял Дивеевской обителью из своей кельи в Саровском лесу либо из Саровского монастыря, в зависимости от периода его жизни.

Мы подходим к колокольне. Это самое высокое здание обители.

– Колокольня пятиярусная. Высотой 78 метров вместе с крестом. На ней часы установлены. Они отбивают каждый час и исполняют мелодию «Пресвятая Богородица, спаси нас», – Вера Александровна осеняет себя крестным знамением.

В обители есть звонарное послушание. В особо торжественные дни в колокола звонят сразу две сестры. В будни – одна. На колокольне установлено 11 колоколов. Самый крупный весит пять тонн.

В арке Вера Александровна делает остановку. Она рассказывает о самобытном дивеевском колокольном звоне, который удалось сохранить.

Самобытный дивеевский колокольный звон удалось сохранить и возродить

– Единственная сестра, дожившая со времен старого Дивеева до момента, когда вновь открыли заброшенный монастырь, прежде несла послушание звонарки. И на основе ее воспоминаний один из лучших звонарей Троице-Сергиевой Лавры отец Михей смог вернуть то, что казалось навсегда утерянным.

Осматриваюсь в святых воротах. Над нами белый свод. Впереди угадывается Троицкий собор.

– Раньше здесь был гараж, а на колокольне был установлен телевизионный ретранслятор. С 1927 по 1990 год обители здесь не было, сестры были изгнаны. А в монастыре обустроились светские учреждения: банк, зернохранилище. Почти все здания уцелели. Больше всего пострадал Казанский храм, но его восстановили, да и больше первоначального он стал.

Мы приближаемся к Троицкому собору. Утро постепенно рассеивается. Только что завершилась Литургия, народ небольшими группками покидает монастырь.

– Отец Серафим этот собор не видел? – спрашиваю.

– Нет, не видел. Строительство началось в 1848 году. То есть через 15 лет после кончины батюшки Серафима, – отвечает экскурсовод. – В храме пять престолов. Три внизу, два – на хорах. Правый нижний в честь любимой иконы батюшки – Умиление Божией Матери.

Обходим Троицкий собор. Полностью открываются другие два – Преображенский с пятью шлемовидными куполами и недавно отстроенный Благовещенский. Справа – Трапезный храм, освященный во имя святого Александра Невского. Двухэтажный корпус открыт для всех паломников и туристов. Дважды в день их могут бесплатно покормить.

Останавливаемся у небольшого кладбища. Деревянные кресты слегка утонули в сугробах. Дорожки между могилами хорошо расчищены. Видно, что за могилами здесь ухаживают.

– Здесь до 1927 года хоронили наших священников и благодетелей. Сейчас устроено новое монашеское кладбище возле одного из скитов монастыря, там уже более 170 захоронений.

Мы приблизились к монастырской Канавке. Это особо почитаемая святыня монастыря. Народ здесь резко сворачивает вправо, где начинается подъем, подобранный с двух сторон черным металлическим забором.

– Сестры каждый вечер проходят по Канавке, к ним может присоединиться любой желающий, – поясняет мой гид.

Мы направляемся к новому Благовещенскому храму. Он выстроен в псевдобарочном стиле. Купола украшают серебристые звезды, хорошо видны цветные майолики.

Это слово я впервые услышал от Веры Александровны. Потом, в гостинице, я нашел значение этого слова. Майолика – эта разновидность керамики. Ее изготавливают из обожженной глины. Так вот, цветные майолики хорошо видны на светлых стенах церкви.

Перед тем, как зайти внутрь церкви, успеваю задать вопрос, с которым шел на эту встречу:

– О каких самых курьезных вещах вас, как экскурсовода, спрашивают туристы и паломники?

– В каких отношениях состоят Серафим и Паша Саровские, – сходу отвечает Вера Александровна. – Дело в том, что некоторые гости заранее не интересуются местом, куда они приезжают. Они не понимают, что монахи не могут иметь жен, а монахини – мужей. Такие вопросы – сплошь и рядом. Нужно заниматься самообразованием.

– Как вы реагируете на такие вопросы?

– Обычно. У нас, экскурсоводов, нет благословения заниматься миссионерской деятельностью, но на такие вопросы даем разъяснения. Без богословия. У людей острая нехватка общения и внимания, они рады возможности задать вопрос.

Византийские мотивы

Спускаемся в нижний храм. Приглушенный свет преломляется в мозаике и причудливым рисунком застывает на ликах и фигурах дивеевских сестер.

– Все образы выполнены из смальты. Смальта – это глушеное непрозрачное стекло. Его варят в печи, затем, после охлаждения, бьют на кусочки. В массу добавляют олово или другие элементы. Благодаря этому образуется богатая цветовая палитра, – поясняет Вера Александровна.

– Почему именно смальту используют?

– В Византии смальта считалась немеркнущим вечным материалом. Этот материал напоминает о Царствии Божием. Ни одна из техник живописи – ни темперная, ни акварельная, ни масляная – не могут дать той насыщенности цвета, какую дает цветное стекло.

Смальта – материал, напоминающий о Царствии Божием

Низкие своды храма не давят своей массой. Они окрашены в белые цвета. Орнамент в виде чешуи выполнен из белого мрамора. Светлые оттенки присутствуют и в цветах святых. Орнаменты и фоны изготавливались отдельно в мастерских. Их привозили и выкладывали на заранее подготовленную загрунтованную поверхность.

Мы стоит перед мозаикой с изображением блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии. Мне давно интересно, почему подвиг юродства всегда стоял особняком. Почему эти люди отказывались жить в обществе и сознательно разрушали правила, предусмотренные в здоровом обществе. Я задал этот вопрос Вере Александровне.

– Господь благословляет на подвиг юродства только самых крепких и духом, и телом людей. Они принимают образ лишенных разума. Намеренно ведут себя так, чтобы их оскорбляли, унижали, били. А они искренне радуются и за все благодарят Бога. За такое самоотвержение Господь дарует им духовное зрение. Первую святую на этот подвиг благословил старец Серафим, вот она, – показывает Вера на женщину с очень грустным, немного отстраненным взглядом. – Уроженка города Арзамас, из купеческой семьи. Она странно вела себя с детства. Ее считали испорченной. Они приехали к старцу Серафиму за исцелением. Преподобный благословил родственников Пелагеи Ивановны, а с ней пробеседовал четыре часа. Это при том, что около двух тысяч человек ежедневно приходило к батюшке в келью. На прощание дал ей четки и сказал: «Иди же в обитель мою! И позаботься о моих дивеевских сестрах».

Вера Александровна делает акцент на том, что отец Серафим был для дивеевских сестер отцом в самом широком смысле слова. Он заботился о духовной стороне монашеской жизни, а также обеспечивал материальным достатком.

Мы сидим на скамейке храма и еще какое-то время общаемся. Вера Александровна рассказывает, что есть паломники, которые спонтанно начинают плакать во время экскурсии. Она считает, что это происходит по причине прилива благодати. Человек вдруг осознает, в каком месте он находится.

Летом в Дивееве не протолкнуться. Многие хотят сходить на исповедь. Некоторые впервые решаются исповедаться, хотя до конца не понимают, с какой целью. Начинают расспрашивать экскурсоводов. Но экскурсовод не катехизатор, с такими вопросами – к батюшке. Экскурсовод должен держаться маршрута в любую погоду: Казанский собор, колокольня, Троицкий, Преображенский, Канавка, Благовещенский. Все экскурсоводы уверены, что отец Серафим обязательно ходит рядом и слушает, как они рассказывают.



Никита Филатов 11 марта 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить