Нет ничего хуже осуждения

5/18 июня Церковь чтит память преподобного аввы Дорофея – подвижника из палестинского монастыря аввы Серида (VI в.) и духовного писателя, мудрого и смиренного. Он и сам отличался стыдливостью и смирением, и, как писал о нем его ученик преподобный Досифей, «ему были свойственны добродушие и простота, он уступал в споре – а ведь это начала благоговения, доброжелательства и того, что слаще меда, – единодушия, матери всех добродетелей». И как часто нам не хватает именно этих качеств – добродушия и уступчивости! И как часто мы, сами того не замечая, впадаем в грех злословия и осуждения ближнего! Об опасности этого греха нам напоминает смиренный авва Дорофей в своих поучениях и наставлениях.

1.png

Если бы мы не нерадели о малом и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое и тяжкое.

2.png

Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? Отцы сказали, что нет ничего хуже осуждения. И в такое великое зло человек приходит от нерадения о, по-видимому, ничтожном. Ибо от того, что человек дозволил себе малое зазрение ближнего, от того, что говорит: «Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?» – от сего самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем ближних и наконец впадаем и в то самое, что осуждаем.

3.png

От того, что человек не заботится о своих грехах и «не оплакивает своего мертвеца», не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дело ближнего.

4.png
Ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего.

***

Иное дело злословить или порицать, иное осуждать. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, то есть сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его как такого – а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни.

5.png

Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем себе суд Божий?

6.png

Есть у нас о чем заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать. Поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий.

7.png

Если же и случилось брату преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения, теперь согрешение его является пред Богом как бы дело правды? Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел.

8.png

Хотящие спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают. Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне! Как он согрешил сего дня, так согрешу и я завтра». Так сказав, он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «и он покается о грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться».

9.png
Что еще хуже, мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая и другого брата, тотчас говорим ему: то и то случилось – и вредим ему, внося в сердце его грех.

***

Если бы мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё для того, чтобы спасти его.

10.png

Будем помогать друг другу, как своим собственным членам. Кто, имея рану на руке своей, или на ноге, или на другом каком члене, гнушается собою или отсекает член свой, хотя бы он и гноился? Не скорее ли очищает он его, омывает, накладывает на него пластырь, обвязывает, окропляет святой водой, молится и просит святых помолиться о нем? Так должны и мы сострадать друг другу, должны помогать друг другу, ибо мы члены друг друга, как говорит апостол: мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12: 5).

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить