О безумном богаче

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

О безумном богаче. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачева) на Божественной литургии
06 декабря 2020 г. (Продолжительность 0:12:49 мин, размер 11.7 Мб)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали чтение притчи о безумном богаче. Как и большинство евангельских притч, это исходящее из уст Спасителя повествование, на первый взгляд, ясно, понятно и жизненно. 

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое» (Лк. 12: 16–18).

Что же тут необычного? Таких богачей немало и в наше время.

Но если попытаться вникнуть с вниманием и благоговением в священный текст, то мы увидим много новых, на первый, поверхностный взгляд незаметных для нас смыслов и парадоксов.

Сначала богач вел беседу сам с собой: «и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих…». 

Но потом у него появляется как бы еще один собеседник.

Кто это? Это его бессмертная душа. С ней безумный богач завязывает диалог, закончив разговор с самим собой: 

«Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 19). 

Не желая узнать, что же на самом деле нужно его несчастной душе, богач начинает как бы навязывать ей то, что ему представляется благом. Изысканные блюда и напитки, всякого рода роскошь и покой. А бедная его душа мучается и страдает. Эта пища и упокоение не свойственны ей, не приносят ей истинной радости и ощущения полноты бытия. 

Только безумный человек здесь, на земле, может предлагать агнцу кость, а волку сено. И Господь обличает безумие богатого человека: 

«Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20)

Приговор страшен для богача, но содержит в себе предостережение и для тех из нас, кто главную цель жизни полагает в достижении богатства и покоя.

«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 21).

Мы порой не задумываемся, что целеустремление безумного богача незаметно проникло в сердца миллиардов людей, стало порчей, болезнью, язвой, страшнее любого вируса. Недуг этот подобен искусственно созданному оружию массового поражения. Только поражает он не столько тело, сколько душу. И создатель его – не человек, а дьявол. В человеке от его сотворения есть некий строй присущих его душе сил. Их можно обратить во благо, но можно и на зло. Они могут быть источником как добродетели, так и душепагубных страстей. Лишь одно качество, одна страсть привита душе искусственно, извне, – это сребролюбие. Сребролюбие что-то вроде вакцины, защищающей человека от Бога, от его Творца, Искупителя, истинной Любви и Свободы. Неслучайно апостол называет недуг сребролюбия корнем всех зол. Человечество суетится, копит, тащит в свои не житницы, а темные крысиные норы помеченные банковскими кодами рубли, доллары, евро, кто-то богатеет, но в громадном большинстве своем, увы, не в Бога. Когда человек, мы помним слова разбираемого нами сейчас евангельского чтения, собирает сокровища для себя, Истина и Любовь остаются вне его жизненной системы координат. А это уже страшный сигнал, набат по той последней, всеразрушающей души пандемии, о которой нам пророчески возвещает апостол Павел: «они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2: 11).

Целеустремление безумного богача незаметно проникло в сердца миллиардов людей

Дьявол – лжец и льстец. Он обольщает своей теорией бесконечного расширения житниц несчастный род человеческий уже тысячи лет. И сегодня люди не перестают этой лжи верить. Но ложь заключается в том, что житницы не во власти дьявола, потому что по сути своей они не что иное, как время нашей земной жизни, которым распоряжается Бог.

Ложь заключается в том, что житницы не во власти дьявола

А что же значит – в Бога богатеть? Один из удивительных духовных писателей, описавший тончайшие грани человеческой души, преп. Петр Дамаскин, кратко сформулировал ответ на вопрос, какие же плоды, какое богатство в житницах нашей души могут принести ей истинное упокоение? Вот что он пишет:

«Насколько человек благодарит Бога и подвизается из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает упокоить его».

Удивительно, что и в прочитанном сегодня Апостоле также говорится о плодах души:

«Плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине» (Еф. 5: 8–9).

По мысли старца Амвросия Оптинского, под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу. Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему. Словами же «плод благостыни» означаются доброта, простота в отношении к ближнему   и всякая благожелательность и дружелюбие.

Наверное, дорогие братья и сестры, вы вправе спросить произносящего проповедь священника: есть ли кто из богатых людей, может быть, наших соотечественников, явивших пример не безумного, а мудрого богача, собирающего богатства не для себя, а вБога разбогатевшего? Нам не надо идти далеко за примером.

Ныне Святая Церковь совершает память древнего русского святого, молитвенника, верховного правителя огромного по своей территории и богатству государства, бесстрашного ратника, мудреца, предопределившего на века вперед путь нашего Отечества, святого благоверного Великого князя Александра Невского. Александр Невский стоял в своем служении перед выбором: либо лишиться изобилия земных богатств, выплачивая огромную дань ордынскому хану (а поборы были столь безжалостны, что в 1262-м году привели к восстанию горожан в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле и др. городах), либо войти в союз с Тевтонским орденом и Римско-Католической церковью, получив надежную защиту против монголо-татар. Но союз этот, суля спокойную, исполненную земными благами жизнь, требовал поступиться истинами веры. Т.е. тем, что позволяло Православной Руси богатеть в Бога, украшать плодами Духа новый дом Евфрафов, удел избранный Пресвятой Богородицы. На предложение Папы Римского, как гласит летопись:

«Князь же Александр, подумав с мудрецы своими, отписал, так говоря: “От Первого Собора до Седьмого – все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем”». 

Кто знает, жила ли бы вообще память о Святой Руси, прими князь иное решение… Кому достались бы ее духовные и земные богатства… По слову Евангелия: кому же достанется то, что ты заготовил?

Кто знает, жила ли бы вообще память о Святой Руси, кому достались бы ее духовные и земные богатства

Современник Александра Невского, князь Даниил Галицкий, пойдя на компромиссы веры, лавировал, хитрил при жизни, но не прошло и ста лет после его смерти, как вся его вотчина – Галицко-Волынская земля – была захвачена венграми, поляками, литовцами, поработившими ее на века. 

Будем и мы, братья и сестры, зорко следить за житницами наших душ, наполнять их не пустыми миражами воображаемых богатств и бездумного упокоения, а плодами правды и любви, подражая в жертвенности служения Богу и ближнему нашему земному и небесному заступнику, столь чтимому русским народом и всем православным миром, – святому князю Александру Невскому.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить