О христианской жизни

Мои дорогие во Христе, я сделаю несколько замечаний на духовную тему, скажу немного о христианской жизни. 

Святитель Василий Великий говорил об этом, и святитель Григорий Нисский в своей книге дал ответ на вопрос, что значит быть христианином. Он описывает один инцидент с толпой и обезьяной, которую одели в человеческую одежду и заставили исполнять акробатические трюки, чтобы всех развлечь. Один из присутствующих принес с собой орехи и показал их обезьяне. Увидев их, обезьяна порвала одежду и бросилась за ними. Итак, святой Григорий говорит, что христианство отличается от этого примера, что христианство – это не внешний вид, подобно тому, как обезьяна может только походить на человека. Ибо христианство – это не просто краска или внешний вид, это то, чем оно является изнутри существа каждого человека.

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

Итак, этот пример дает нам понимание того, что значит, когда мы говорим «я христианин», и что христианство значит для меня. Эта тема предназначена не ограниченному кругу людей, но всем людям, живущим повсюду. Это относится ко всем тем, кто живет в Соединенных Штатах или в Сирии и Ливане, в Европе или в остальных регионах мира, особенно к тем, которые утверждают, что они христиане. И это касается всех: мужчин и женщин, молодых и старых. Это относится ко всем: мирянам и духовенству, патриархам, епископам, священникам и всем, кто говорит: «Я христианин».

И сегодня я хочу сосредоточиться на одном аспекте этой темы, а именно на том, как мы можем встать на путь, ведущий к святости. В Священном Писании Господь нам говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16). В молитве Господней мы произносим: «Отче наш, сущий на небесах»; это означает, что мы дети, которые созданы по образу нашего Небесного Отца. И когда мы говорим о жизни во Христе, о святости, позвольте мне подчеркнуть только один аспект этой жизни, раскрытый в жизни Христа. Это означает, что каждый из нас, будучи человеком, призван быть хозяином, а не рабом: быть хозяином своей жизни, своего существа и того, что вы делаете, но не рабом своих страстей и желаний, которые могут контролировать вас изнутри.

Каждый из нас призван быть хозяином своей жизни, но не рабом своих страстей и желаний

Вспомните день своего крещения. Священник, совершающий Таинство Святого Крещения, в определенный момент просит крещаемого или его восприемников повернуться на запад. И священник задает крещаемому или его крестным вопрос: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» Мы поворачиваемся на запад, потому что запад является символом заката, тьмы, это символ лукавства врага рода человеческого. И первое провозглашение того, кто хочет присоединиться к жизни во Христе, отвечая на этот вопрос, такое: «Отрекаюсь (от лукавого)».

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

В молитве «Отче наш» следующие завершающие слова: «…и избави нас от лукавого». Здесь мы говорим не о зле вообще. Это очень большая разница. Как звучит это слово по-гречески в Новом Завете? «Πονηρός», что означает именно «лукавый», а не зло вообще. 

Итак, первое наше вероисповедание при крещении – это отрицание диавола и всех дел его, то есть греха и всех его последствий. Затем священник просит крещаемого повернуться на восток и задает вопрос: «Сочетаешься ли Христу?» Направление на восток – это еще один символ, означающий, что Христос – Свет мира и Солнце мира. И ответом на вопрос, сочетается ли крещаемый со Христом, будет: «Сочетаюсь». Итак, сначала человек отрицает тьму, диавола и грех, и, устремившись на восток, ко Христу, подтверждает свое сочетание со Христом. И крещаемый подтверждает, что верит во Христа как в своего Бога. Таким образом, он или она начинает принадлежать Христу.

Итак, я хочу еще раз подчеркнуть то, с чего начал, что каждый из вас – хозяин, мастер и господин, а не слуга. Мастер по образу и подобию Божиему. Но когда ты раб, ты теряешь это свойство. И в грехе мы были отчуждены от того образа и подобия, по которым Бог создал нас. 

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

Итак, Таинство Святого Крещения – таинство второго рождения в духе, во Христе Иисусе. До крещения мы находимся под влиянием греха, но после крещения мы освобождаемся от состояния греха через Христа и становимся свободными в Нем. Итак, после крещения вы возрастаете во Христе и достигаете Его меры и высоты.

Иногда мы говорим о ситуациях в духовной жизни, касающихся таких страстей, как гнев, вожделение, эгоизм, себялюбие, и многих других. Эти страсти контролируют человека. Они могут взять контроль над ним, захватить его и увести от Бога. Но в крещении мы освобождаемся от всего этого в Иисусе Христе. Мы освобождаемся от состояния, которое нас контролирует и направляет ко греху, и отделяет нас от Бога. Таким образом, вы переходите из состояния греховности и отчуждения от Бога к пребыванию с Ним. Эта новая жизнь доступна и предлагается всем, кто прошел через купель крещения, независимо от того, являются ли они женатыми или неженатыми, духовенством, мирянами или монашествующим. Эта новая жизнь доступна и предлагается всем людям без какого-либо разделения или дискриминации.

Святой Паисий Святогорец, недавно официально признанный святым, сказал, что если люди состоят в браке, но живут духовной жизнью, высокой, возвышенной и посвященной Богу, если они продолжают искать Бога и их привлекает желание быть с Ним, и они продвигаются все дальше и дальше в своем духовном развитии, формируя благочестивую, добродетельную семью, и этими добродетелями благословляют своих детей, то Бог воззрит на них, и они в конечном итоге получат великую награду. Итак, святой Паисий пытается сказать, что всем тем, кто прошел через купель крещения, дается возможность участвовать в этой новой жизни.

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

В своем послании святой апостол Павел напоминает нам: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3: 17). В другом месте он говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31).

Я говорю это, потому что иногда мы приходим к осознанию того, что существует некий дуализм между духовной жизнью и нашей общественной жизнью и деятельностью. Некоторые люди думают, что слово Евангелия может относиться только к религиозным вопросам, таким как развод, пост, молитвы и другие вещи, связанные с практикой Святой Церкви. Но когда дело доходит до моего личного отдыха и занятий, я склонен думать, что это нечто отдельное от того, что я делаю в Церкви, и это мои сугубо личные интересы, а это совершенно неверно.

Некоторые люди думают, что слово Евангелия может относиться только к религиозным вопросам

В ектениях, которые мы провозглашаем в Церкви, мы говорим: «Паки и паки миром Господу помолимся» и затем заключаем: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Мой разум принадлежит Христу, мое сердце принадлежит Христу, мое тело и мои чувства принадлежат Ему – все, что я делаю, я делаю во имя Христа.

И Господь Иисус Христос напоминает Своим ученикам, что они «не от мира сего». Мы живем в этом мире; мы поступаем точно так же, как и любые другие люди, в том, что касается еды, питья и других аспектов земной жизни. Но есть Христос, Которого мы приняли, когда отреклись от лукавого. 

Вы призваны привести Христа в свою жизнь и произвести те изменения, к которым вы стремитесь. Мы, христиане, – такие же, как и все остальные люди на земле. У нас есть глаза, уши, руки, и мы делаем все то же самое, что делают другие. Однако, как нам напоминают слова апостола, когда мы едим или пьем и даже когда мы женимся или делаем что-нибудь, мы должны делать это во имя Христа.

Так мы становимся хозяевами своей жизни. Мы узнаем и осознаем наше собственное внутреннее существо, и, как говорит апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 10: 23) 

Вчера я встречался с молодыми людьми и говорил им об этом. Один молодой человек вышел из комнаты, а когда вернулся, его свитер оказался надет наизнанку. Его друг увидел это и тоже переодел свой. Но вы хозяин, а не слуга. Вместо того, чтобы делать то, что делают другие, позвольте другим делать то, что делаете вы. 

Это христианство. Это жизнь в святости, когда вы знаете, что настоящее, а что нет, и вы следуете за Христом и живете Его жизнью. Жизнь во Христе – это радость; это в конечном итоге не болезненное состояние, не боль или какое-либо страдание. Во время поста вы отказываетесь от некоторых продуктов, отрицая это удовольствие для себя. Но когда вы делаете это во имя Христа, это становится источником радости.

Жизнь во Христе – это радость, а не боль или какое-либо страдание

В своем послании к Коринфянам апостол Павел напоминает: «Но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 10–11). Он говорит, что все, что мы делаем, должно иметь целью восстановление и строительство всего нашего существа, построение нашего внутреннего человека. Вы, возрожденные в день вашего крещения, растете в жизни во Христе, чтобы вы могли достичь взрослой жизни из младенческого бытия. И это достигается в первую очередь самопознанием, познанием самих себя изнутри; чтением Священного Писания, слова Божия; чтением писаний святых отцов; практикой молитв и Евхаристией, исповеданием веры и обретением таких добродетелей, как любовь, смирение и служение. 

Отцы Церкви описывают жизнь во Христе в три этапа. Первый этап описывается как состояние раба, когда ваши отношения с Богом являются отношениями господина и слуги, что происходит из страха, потому что вы просто раб, а он – Господь. Итак, если слуга не выполняет то, что говорит его господин, он может быть наказан, и человеческая личность в таком виде духовных отношений может видеть только такой уровень отношений – между рабом и господином.

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

Второй этап – это стадия наемного слуги, человека, которого можно нанять для выполнения любых дел, которые от него потребуют, на основании полученного им денежного вознаграждения. И иногда мы переживаем эту духовную ситуацию. Например, студенты во время сдачи экзаменов зажигают свечу или молятся, прося Бога помочь им, чтобы они смогли все хорошо сдать. Другим примером может быть кто-то, кто ищет определенную работу или определенное занятие; он обращался к Богу и молился, прося Его помочь ему и поддержать его, чтобы он мог добиться успеха, а он, в свою очередь, просто придет и выполнит некоторые из своих обязательств перед Богом. Итак, тогда как слуга выполняет приказ своего господина из-за страха быть наказанным, наемник думает, какую награду он получит. Поэтому мы всегда стремимся принадлежать небесам, а не аду.

После слуги и наемника идет третий этап – отношения с Богом как отношения сына с отцом. Я выполняю заповеди моего господина не из страха, как раб, и не ради награды, как наемник. Но я делаю то, что делаю, потому что я Его дитя, а он Бог, и я выполняю то, что Он хочет от меня. И по этой причине мы называем Его в молитве «Отче», потому что мы Его дети и Он наш Бог. 

Итак, в крещении мы заново рождаемся во Христе. В крещении мы становимся подобными Христу, и, следовательно, мы должны возрастать в этой жизни во Христе. В этих отношениях мы переходим от состояния страха или рабства к тому, чтобы быть детьми Божиими, и мы продолжаем жить в этой новой жизни. Это жизнь во Христе Иисусе, это жизнь в святости, и святые в Церкви – это те, кто освободились от рабства и контроля лукавого и стали по благодати настоящими детьми Божиими. Мы должны подражать им, это святая жизнь, к которой мы должны стремиться, пока мы находимся на земле. 

Мое выступление подходит к концу. Я хотел поделиться с вами мыслями об этой жизни во Христе, о жизни, предложенной нам. 

Существует известное изображение, которое можно описать следующим образом: монах помещен на крест, как его распятый Господь. Внизу этого креста стоят бесы со стрелами, которые целятся в этого монаха, и на каждой стреле написано, чем они целятся: «гнев», «страсть», «ненависть», «обида» и т. д. Над этим распятием изображен ангел, держащий венцы, которые нужно возложить на голову этого монаха, и он их возлагает. И посередине этого изображения, на груди монаха, начертаны слова из 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…»

p1apsd1pu21m6n1ukt1s6flfs1j9e9.png

Это образ истинного христианина, когда вы распинаете себя с Распятым. И вы умерщвляете в себе все подобные страсти, такие как гнев, обида и другие, которые могли бы попытаться снять вас с креста. Но вы берете на себя инициативу, чтобы сказать, что хотите продержаться и сохранить свою жизнь, потому что те, кто остаются тверды, будут в конце спасены. Когда вы остаетесь на кресте и вашим девизом является молитва: «Сердце чисто созижди во мне, Боже», когда вы помните слова нашего Господа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8), тогда, будучи на кресте, вы будете увенчаны Богом. 

Пусть Господь даст нам смелость и силу жить этой жизнью во Христе и всегда свидетельствовать о Том, Кто был распят за наши грехи для нашего собственного спасения, ибо Он – Тот, Кто уничтожил смерть Своей смертью.

И в заключение я расскажу следующую историю. В житиях святых мы читаем следующее. Однажды к старцу подошел человек и сказал: «Пожалуйста, дайте мне совет относительно спасения моей души». Рядом с кельей старца было кладбище. Старец сказал ему: «Пойди к могилам, похвали тех, кто похоронен, посмотри, что они ответят тебе. А затем начни критиковать их и скажи им несколько резких слов, прислушайся к тому, что они ответят. Потом вернись и расскажи мне». Тот сходил и вернулся, и рассказал старцу: «Я хвалил их и возносил, а потом ругал и говорил резкие слова, но они хранили молчание». И ответом ему было: «И ты поступай так же».

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить