О нашей духовной проказе

Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице 

О нашей духовной проказе. Проповедь иеродиакона Илиодора (Шевчука). (Продолжительность 00:12:55 мин, размер 11,8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали историю, которую повествует нам евангелист Лука, об исцелении десяти прокаженных от тяжелейшего, неизлечимого недуга Господом нашим Иисусом Христом. Это заболевание, которое получило название проказа, или, как оно называется сейчас, лепра, – это тяжелое заболевание.

1 (24).jpg
Фрагмент фрески «Христос исцеляет десять прокаженных» в монастыре Высокие Дечаны. Сербия, XIV в.

Нам кажется, что оно обнаруживает себя только лишь на страницах библейского текста. Однако это совсем не так. И в наше время есть люди, которые страдают этим заболеванием, сейчас в мире их более 12 миллионов человек. Это заболевание изучено и сейчас поддается лечению. Каковы его симптомы? Во-первых, это заболевание характеризуется изменением кожного покрова, язвами и различными ранами, которые приносят человеку большие страдания, повреждается периферическая нервная система, повреждаются органы зрения и нарушается работа некоторых внутренних органов человека. И без должного лечения человек, который страдает этим заболеванием, обречен на долгое и мучительное умирание.

Что еще в нашей жизни по симптомам так похоже на это древнее и опасное заболевание? Это человеческий недуг, который присущ каждому из нас. Святые отцы этот недуг еще называют духовной проказой, и этот недуг называется грехом. У греха также есть очень тяжелые симптомы, оказывающие огромное деструктивное влияние на душу человека. У греха, как духовной болезни, есть свое течение, свое развитие, и, безусловно, грех, как то заболевание, о котором мы сейчас говорим, нуждается в лечении.

Святые отцы называют грех духовной проказой

Однако мы не можем исцелить самих себя. Представьте, что вы заболели, у вас какой-то тяжелый недуг, с которым вы неспособны справиться самостоятельно, это не простуда и даже не грипп, а что-то сложное, требующее специального лечения, и мы обращаемся за помощью к врачам, мы идем в поликлинику, нам выписывают лекарства. Мы тратим много времени, сил, денег – все ради исцеления своей физической болезни, недуга. Проказа в древности была неизлечимой, и человек, который страдал этим заболеванием, отчуждался от общения со здоровыми людьми и вынужден был жить в колонии абсолютно отдельно от общества, но при этом этот человек все равно надеялся на исцеление, на Божию помощь. Как эти десять прокаженных, так и мы в самых тяжелых недугах надеемся на то, что врачи или Господь помогут нам, и стараемся лечиться.

К чему весь этот разговор? Дело в том, что когда мы имеем дело с духовными недугами, в первую очередь с нашими грехами, мы зачастую совершаем одну очень серьезную ошибку – мы начинаем надеяться на себя в деле исцеления своей души от собственных духовных недугов, от грехов. Мы в этой самой надежде на себя, безусловно, приходим и в Церковь, но при этом мы не находим в себе сил признаться в том, что мы бессильны и неспособны самостоятельно изменить свою жизнь. Иногда мы не хотим признаться себе в том, что в нас нет сил победить грехи, страсти, духовные болезни, которые живут в нашем сердце. И когда мы из раза в раз терпим крушение, когда из раза в раз впадаем в одни и те же грехи, страдаем одним и тем же недугом, который еще порой и усугубляется, у каждого это свое, то у нас возникает глубокое чувство вины и стыда, в нас возникает и разочарование, в том числе и в самих себе. В нас возникает и уныние, и печаль, и порой мы принимаем это состояние как состояние духовное и состояние покаяния, однако все эти симптомы, которые характеризуют коренящийся внутри грех и проявляются в нашей жизни, – это суть проявления болезни. Как у любого тяжелого заболевания есть симптомы, например, у гриппа это температура, кашель, насморк, так и у греха есть симптомы, и это тоже симптомы порой очень неприятные и тяжелые.

2 (25).jpg
Поклонный крест на территории Сретенского монастыря

Что предлагает нам Господь? Какую помощь Он дает нам, поддержку? В первую очередь Он отдает нам Самого Себя. Мы, в отличие от людей Ветхого Завета, имеем Самого Господа Иисуса Христа не только как пример для нашей жизни, но и как Того, Кто стал частью этого мира, пережил все, что переживаем мы, и понимает нас как никто другой. Господь даровал нам спасение и прощение грехов, Господь на Кресте уже вознес все наши грехи, все наши немощи и все наши духовные болезни. Нам лишь требуется прийти к этому единственному источнику жизни, единственному источнику исцеления. И, как десять прокаженных из сегодняшнего Евангелия, сказать: «Наставник, помилуй нас! Господи, я не способен самостоятельно изменить свою жизнь, победить свои грехи. Я ничего не могу сделать. Возьми мою жизнь в Свои руки, помоги мне пройти через все то, что Ты приготовил для меня, через все испытания, искушения, грехи, которые есть, которые Ты уже взял на Себя». Нет, это не значит, что нам нужно опустить руки и ничего не делать. Нет, это говорит о том, что нам нужно с удвоенной силой, даже если мы совершаем грех из раза в раз, каждый день, по несколько раз в день, каждую неделю, с удвоенной силой браться за дело и идти дальше, с еще большим упованием и надеждой на Бога.

Нам лишь требуется прийти к единственному источнику жизни, единственному источнику исцеления

Мы в духовном смысле эти десять прокаженных, которые не способны были помочь сами себе. И единственно, что им оставалось, – это молить Бога об исцелении: «Помилуй нас», – и Господь этим десяти прокаженным дарует исцеление. И нам в свое время определенным образом Господь дарует исцеление наших грехов. Не будем ожидать, что это произойдет за пять минут чудесным образом. Возможно, нас ждет долгий и тяжелый путь в деле исцеления нашей души, в которой коренятся и грехи, и страсти, которые мы повторяем из раза в раз, и, возможно, очень долгое время мы не сможем с этим ничего сделать. Но единственно верный путь в деле нашего спасения – это упование только на Бога, не на свои силы, не на друзей и даже не на духовника. Только на Бога следует возлагать все свои немощи, все свое горе, печаль, уныние, нашу неудовлетворенность от духовной жизни, которая, безусловно, тоже присутствует. Мы хотим быть идеальными, в каком-то смысле стать святыми, но у нас ничего не получается. Все это нужно обратить к Богу и сказать: «Господи, возьми жизнь мою в Свои руки», как каждый день мы молимся во время вечернего правила, отходя ко сну, произносим эти важные для нас слова: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». Именно такими словами нам следует обращаться к Богу, именно с этого нужно начинать путь исцеления нашей души, борьбы с нашим грехом. Если мы неустанно будем трудиться, да, падая, но каждый раз будем вставать и идти дальше, то Господь, видя наше терпение, нашу ревность, наше стремление к исправлению собственной жизни, веруя в это, дарует нам спасение и вечную жизнь в Своем Небесном Царстве. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить