О творении Иисусовой молитвы

Иисусова молитва – это наше движение к Богу, это нескончаемая Божественная благодать. Преподобный Серафим Саровский в своих наставлениях говорил: «Всегда испытывайте, получили ли вы Божественную благодать добродетелей или нет. И что вам более всего Божественная благодать дает, в том постоянно пребывайте, тем и обучайтесь, и наставляйтесь». 

2.JPG

Преподобный Серафим был из купеческого рода и рассуждал так: «Вот вы вкладываете, допустим, один рубль, а берете десять – это и значит торговать». Это означает, что каждый раз, когда вы упражняетесь в какой-то добродетели, вы получаете благодать. Вот эту благодать, некую силу Божественную, нужно опять же вложить, и с нее опять получить благодать. Это искусство из искусств, наука из наук, как ее святые отцы называют. Самое великое искусство человека, которое только может быть, – это духовная жизнь. Самое великое, самое тонкое, но, с другой стороны, самое опасное, какое только может быть.

Иисусова молитва – это источник бесконечной Божественной благодати, которая всегда с вами. Опять вспомним батюшку Серафима, который учил: «Вы захотели дать подать нищему – и то нищего нет, то дать нечем. Захотели попоститься – здоровье не позволяет. Захотели сохранить целомудрие – а вот немощь человеческая... А молитва Иисусова у вас всегда под рукой, вы всегда можете ее творить, и она всегда вам будет давать обильную Божественную благодать».

Иисусова молитва – это источник бесконечной Божественной благодати, которая всегда с вами

Что же касается наставлений для мирян, то, по мнению святых отцов, занимаясь умным деланием, творением молитвы Иисусовой, можно впасть в прелесть. Я уже много лет изучаю этот вопрос, две книги написал. Действительно, если человек неправильно начинает делание, кроме прелести, у него ничего больше не будет. Что такое прелесть? Само определение прелести – это принятие лжи за истину. Прелесть – страшная вещь, потому что, впадая в нее, человек уже никого не слушает, ему кажется, что он самый главный, самый умный.

В этом состоянии человек мучается постоянно: то ему радостно, то он в облаках летает – так ему хорошо; то он считает, что он в аду и он не спасется. Всегда одно из проявлений прелести: то радость, то грусть бесконечная – это и есть состояние прельщения человека. Человек должен пребывать всегда в одном духе – духе кротости. Что бы ни происходило вокруг, всегда один дух – добрый дух в Боге.

Вы помните святых, когда к ним в клетку бросали диких животных, и святые этих диких животных не боялись, а любили. И дикие животные видели в этом своего царя – первозданного Адама, и подходили и ложились у их ног. Помните святого великомученика Пантелеимона? Он сидел в клетке, и к нему диких зверей запустили, а те начали друг с другом грызться, кому первому лизать ноги целителю Пантелеимону, а воины, видя такое, рассвирепели. Это и есть дух кротости, когда человек ничего не боится. Он пребывает в Боге, нет никакого страха, человек совершенный. Дух кротости и дух смирения – об этом нам говорит Господь: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Основание молитвы – смирение. Смирение – начало. Если есть смирение, будет строительство молитвы. И как практиковать молитву мирянам? Точно не надо специальными упражнениями дыхательными достигать схождения ума в сердце. Даже святые отцы побаивались подобной практики. Преподобный Макарий Оптинский всю жизнь свою со смирением молился только устной молитвой. Устной, максимум умной. Не больше того. И всегда, когда к нему приходили и начинали рассказывать о высших каких-то своих проявлениях в молитве, он брался за голову, качал головой и говорил: «Боже упаси. Больше держитесь смирения», – так он говорил: «Кайтесь, больше держитесь смирения», – в смирении человек способен сохранить все дары духовные, и в том числе Иисусову молитву.

«Кайтесь, больше держитесь смирения», – в смирении человек способен сохранить все дары духовные, и в том числе Иисусову молитву

Человеку при искушениях, когда появляются злые помыслы, раздражительность, гнев, памятозлобие, зависть, когда просто уныло, плохо, печально, достаточно вспомнить об Иисусовой молитве.

2.JPG

И что главное в молитве? Три вещи: благоговение, неспешность, внимание к молитве умом, к тому, что вы говорите, и рождающееся от этих двух покаяние. Внимание, благоговение и покаяние. При творении молитвы Иисусовой всегда держите в курсе дела своего духовного отца или священника, к которому вы ходите на исповедь чаще всего. Говорите ему, что творите молитву как некую защиту от греховного состояния сердца. Состояние наступило, раздражились, погневались, и чтобы успокоиться, неспешно, внимая словам молитвы, прочитали две-три молитвы, может быть, десять молитв, у вас это состояние будет проходить, и так будете потихонечку научаться молитве. Но главное – никогда не оставляйте молитву, никогда не оставляйте внимание в молитве, благоговение в молитве и покаяние. И помните, что молитва Иисусова совершается тогда, когда вы начинаете плакать о своих грехах. Вы несколько молитв произнесли и заплакали – знайте, это не прелесть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) четко говорит в главе о прелести, что человек, который молится молитвой Иисусовой и в этом случае плачет о своих грехах, плачет не о том, что он уже святой, не потому что он несчастный в жизни или его посетила благодать умиления, нет; он плачет о том, чтобы Господь помиловал его грешного. Вот когда плач об этом – это не прелесть, это действительно умиление Божие, которое Господь дарует человеку за его труды.

Молитва Иисусова совершается тогда, когда вы начинаете плакать о своих грехах

И еще помните одну вещь, касающуюся прелести в молитве. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит так: «Если вы встали на молитву, помолились Господу и получили некое умиление в слезах, утешение, то поблагодарите Бога, что Бог вас посетил Своей милостью. Но если на следующий день вы встали на молитву и так же молитесь, и ожидаете этого же посещения – вы в прелести», – помните это всегда. Если вы помолились и ждете уже посещения такого же от Бога – вы в прелести. Это очень важные моменты жизни, которые люди упускают, а потом не знают, что делать.

К нам раньше очень часто в лавку подбрасывали четки. И наши свечницы говорили: «Батюшка, кто-то прибежал, четки бросил, сказал “заберите-заберите” и убежал». Вот такие «молитвенники» понабирали сами себе правил: тысяча молитв, две тысячи молитв, без благословения духовника. Почитали там одного святого отца, второго, третьего, четвертого, начитались, всё – «мы святые, мы можем так же совершать подвиги, как те святые». Вы не забывайте одну вещь, что святые, когда брали на себя какие-то подвиги, они брали их целенаправленно, с благословения своих духовных отцов для того, чтобы этими подвигами в себе что-то побороть, или чтобы хотя бы бороться и не оставлять страстные движения без вразумления и наказания. Святые несли эти подвиги, чтобы принести какой-то результат. Духовная жизнь – это не просто поститься, молиться, поклоны земные бить. Во всем должно быть рассуждение, должна быть мера, и во всем должно быть благословение духовного отца и определенный путь. Все должно быть в порядке.

2.JPG

Есть теория, и есть практика. Надо начинать с теории, и потом эту теорию проходить практикой, и тогда будет прекрасный результат. Я сам по образованию техник, и если технику знаешь внутри, теорию знаешь, то ты можешь понимать процесс, а значит, можешь дальше действовать. Если ты не понимаешь самого процесса, то как ты будешь действовать? Как вы будете приступать к ремонту компьютера, когда вы не знаете элементарного – что такое процессор, что в нем старший разряд, младший разряд, выборка кристалла и все остальное? Если вы не знаете этих вопросов, как вы можете ремонтировать компьютер? То же самое – если вы не знаете духовных оснований: что такое смирение, что такое покаяние, у вас нет базового знание о молитве Иисусовой, как вы можете приступать к каким-то добродетелям? Для этого святые отцы и советуют постоянно читать святых отцов, читать Святое Писание, вооружаться им как знанием и основанием духовной жизни. Вот это будет хорошим основанием для того, чтобы вы строили свою духовную жизнь и росли. Если у вас нет времени на святых отцов, хотя бы не забывайте своего духовного отца, не забывайте ходить на службы и по воскресеньям внимательно слушать священников и проповеди их, это позволяет двигаться правильным путем.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить