О внутренней борьбе за «новую тварь»

Протоиерей Михаил Рар служит в приходе святой равноапостольной Марии Магдалины в городе Ваймар. Приход принадлежит Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата. Протоиерей Михаил изучал богословие в Чехословакии и в Джорданвилле. Ниже предлагается его проповедь в Неделю преподобного Иоанна Лествичника. 

Дорогие братья и сестры, четвертое воскресенье Великого поста посвящено преподобному Иоанну Лествичнику. Он написал «Лествицу», будучи монахом в монастыре святой Екатерины на Синае. В общих чертах эта книга представляет собой руководство к восхождению на небо, к Богу – делание, которое имеет большое значение как для монахов, так и для мирян. В тридцати ее главах («ступенях») прописаны необходимые средства для борьбы с болезнями души – страстями.

1 (19).jpg
Протоиерей Михаил Рар

Наша цель – достичь Царства Небесного в условиях, навязанных нам неверующей, а иногда и враждебной средой. Цель эта остается неизменной для христиан всех времен, независимо от исторических и социальных условий: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Православным верующим необходимо вернуться именно к борьбе со страстями, потому что под влиянием современного мира христиане незаметно сместили свою систему координат в пользу чисто благотворительной и общественной деятельности. И вопрос спасения у них часто воспринимается исключительно с совершением добрых дел, служащих физическому благополучию людей.

Но несмотря на признание необходимости таких дел: «…раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12: 8); «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13: 16), они не составляют сути нашего благовествования. Не ради этого Христос пришел в сей мир. Призывы к благотворительности и понимание ее важности можно найти и в других религиях. Ведущим наставлением Евангелия Христова является поиск Царства Божия, которое находится внутри человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).

Отправной точкой поиска Царства Божия внутри каждого из нас всегда является признание собственной греховности и готовность покаяться: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17); «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15); «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и полýчите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38).

Отправной точкой поиска Царства Божия внутри каждого из нас всегда является признание собственной греховности и готовность покаяться

Чтобы с искренним сердцем делать добрые, гуманные дела, человеку достаточно преодолеть в себе телесного человека, который заботится только о своем личном благополучии. Для этого дела милосердия могут совершаться только в рамках естественной любви к родственникам и близким, но они, однако, не совсем бескорыстны. Душевный человек имеет уже более высокие ценности. В сферу его интересов входит не только то, что приносит материальную или физическую пользу. Его интересует уже эстетический, душевный уровень. Но он тоже будет действовать только на этом уровне и в конечном итоге не будет готов терпеть неблагодарность и пренебрежение к собственному достоинству ради достижения высшей цели. Такой человек сам еще подвержен страстям.

Только духовные люди, которые ведут серьезную аскетическую жизнь, способны настойчиво преодолевать собственное эго и следовать исключительно воле Божией, чего бы это ни стоило. Эта борьба со страстями, которая длится всю жизнь, и есть то, что мы понимаем под самоотречением и несением нашего собственного креста, как необходимого для христиан следования за Христом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Христиане сознательно и решительно отсекают себя от рода прелюбодейного и грешного (см.: Мк. 8: 38), подчиненного духу времени. И только люди, мыслящие и действующие духовно, «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Настойчивая, непрестанная борьба с гневом, плотскими похотями, завистью, жадностью, ненавистью, осуждением ближних и т. д. требует нашего следования за Христом и постоянного продвижения по лествице духовного возрастания. Для этого необязательно подниматься на гору Синай или ехать на Афон, ведь наша повседневная жизнь с ее постоянными испытаниями и искушениями – это и есть наша лествица на небо.

2 (21).jpg
«Лествица». Фреска монастыря Сучевица в Румынии. XVI в. anothercity.org

Нам остается только осознать, что все, что с нами происходит, ниспослано Богом нашего ради спасения. Вот почему в нашей повседневной жизни крайне важно самоотречение, чтобы проявление нашего «я» не ограничивало действие Божественной благодати и не открывало дверь в наше сердце для демонических сил. Поэтому во время Великого поста православный христианин просит в молитве преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». И мы все, будучи христианами, боремся за то, чтобы не стать жертвами бесовских страстей.

Во времена преподобного Иоанна Лествичника люди еще не знали об эскалаторах и лифтах. С другой стороны, они более, нежели мы, были подвержены ежедневным тяготам бытия и борьбе за земное существование, чего они никогда не могли осилить без помощи свыше. Он могли надеяться на комфортную и беззаботную пенсию, говоря современным языком, только в веке грядущем. Наш век предоставляет со всех сторон земное благополучие и безопасность, но мы должны помнить, что это земное временно.

Наше восхождение к Богу не происходит само собой. Праздность и уныние из молитвы святого Ефрема Сирина означают застой в движении вперед и приводят к тому, что человек опускает руки по направлению к своей цели. Отказ от удовольствий и удобств имеет смысл лишь в том случае, если это ведет к росту в духовной жизни: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5: 25). Для чего же я крестился и взял крест Христов, «Которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14)? В преддверии Страстной седмицы и Воскресения Христова эти слова означают то, что каждый из нас призван через покаяние и очищение от грехов обновиться: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6: 15). Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Orthodoxe-bibliothek.de

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить