О воле Божией и о лукавстве дней


Преподобный Максим Исповедник писал1 о том, что человеческий ум располагается к тем предметам, на которых замедляет внимание человек. Любые страсти появляются потому, что мы о них много думаем, отдаем им большую часть внимания. Но и в Боге мы утверждаемся тоже посредством внимания. Итак, куда обращено внимание наше, там находится и наше сердце, наше вожделение, наша любовь.

Так и божественный апостол Павел в послании к Церкви Ефеса, отрывок из которого мы слышали только что, назидает древних христиан: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, ибо дни лукавы»2. Время лукаво, оно находится в постоянном и неудержимом потоке, в нем невозможно остановиться, потому что оно текуче и ускользает, как песок сквозь пальцы. Время постоянно устремлено куда-то в будущее, но только в настоящем находимся мы, тем самым будто бы пребывая вне времени. И только настоящее - то самое время, где мы можем встретиться и соединиться с Богом, ибо настоящее наиболее сопричастно Вечности, в которой времени нет. Ведь только в настоящем - не в будущем и тем более не в прошедшем, которых, как писал св. Августин, на самом деле нет3 - мы можем молиться и тем самым соприкоснуться Богу.

Так и в евангельском рассказе о богатом юноше, который звучал сейчас, мы видим подтверждение этому. Человек связан суетой, заботами, которые занимают всё его внимание. У богатого юноши это скорее всего забота об имении, ведь большое имение требует колоссального напряжения, внимания. И Господь говорит ему: «Чтобы стать совершенным, раздай имение и следуй за Мной». То есть измени центр своего внимания, подчини весь быт твой, а значит и большую часть мыслей, внимания и душевных сил Мне, ведь несмотря на то, что ты не делаешь плохого и соблюдаешь заповеди, мысли твои далеко, ум твой прибит к земле заботами о житейском. Юноша не может сделать этого.

У богатого юноши это забота об имении. У каждого из нас это что-то свое, о чем мы думаем больше всего, чему дарим время собственной жизни, на что устремляем душевные силы. 

Внимание к тому моменту бытия, которое можно назвать настоящим временем или собственно самой жизнью, которая есть лишь в текущем моменте, сейчас - самое драгоценное богатство, которое мы имеем. Неслучайно его так дорого ценят все те, кто покупает наше внимание повсюду: в развлекательных центрах, в лентах сайтов и социальных сетей, в видеороликах, захватывающих ум и внимание. И гораздо дороже его должны ценить сами мы, желающие соединения с Богом, жаждущие вечности, ищущие бессмертия.

Наше внимание, наша внимательность, наша устремленность в мыслях и концентрация ума - только в наших руках. Только сосредоточившись, подчинив ум свой настоящему моменту, мы можем распознать волю Божию. Как об этом и говорит Апостол, не будьте нерассудительны, но познавайте волю Божию4. Познать которую невозможно в суете и развлечениях. Познать которую возможно только устремив всё свое внимание, а значит всё свое настоящее бытие к Богу.

Аминь.



// Проповедь наместника Сретенского монастыря, ректора Сретенской духовной семинарии архиепископа Верейского Амвросия после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Сретенского мужского монастыря 15 декабря 2019 года



1) Прп. Максим Исповедник, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, Сотница 3, 71
2) Еф. 5: 15-16
3) Св. Августин Иппонийский. Исповедь 11, 20, 26.
4) Еф. 5: 17
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить