О значении и пользе чтения Писания

Ни для кого ни секрет, что одной из обязанностей каждого православного христианина является периодическое обращение к Евангелию в частности и Священному Писанию в целом. Библию называют Священным Писанием, словом Божиим или Божественным Откровением не просто так. Это Книга книг, потому что по своему значению она превосходит все остальные. Исторически Библия стала первой «настоящей» книгой, переведенной на многие языки, первой напечатанной и в итоге – первой получившей всемирное значение.

1, превью (19).jpg

Чем же она так отличается от всех остальных книг?

Прежде всего, Священное Писание – это великий источник христианства. Именно из него богословы на протяжении веков черпали вдохновение, чтобы донести до нас основы веры. Они верили, что только в Библии можно найти все необходимые элементы истины. Однако Православная Церковь видит источник христианства не только в написанном слове Божием, но и в устном Предании. Эта идея не нова, так как в древности эти два понятия всегда были неразрывны. Предание и Писание не существуют отдельно друг от друга.

Библия является частью Предания, его ядром. Без живой традиции Церкви, которая хранит и передает этот опыт, Библия была бы непонятной. Все аспекты церковной жизни – таинства, богослужение, нравственные устои, богословие, взгляд на прошлое и будущее – неразрывно связаны с духом Предания и Священным Писанием.

В православном понимании Библия и Предание – это не два отдельных элемента, которые нужно соединить. Речь идет о том, что Библия должна оставаться в своей естественной среде, в контексте, который ее породил. Эта среда и есть Предание.

Библия – это не только текст, но и Дух, Который постоянно оживляет ее чтение. Именно поэтому слово, которое когда-то было дано людям, живущим во плоти, остается живым и действенным в Церкви – «живом теле Слова Божиего». «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1: 14–16).

Библия – это не только текст, но и Дух, Который оживляет ее чтение

Священное Писание – это больше, чем просто книга. Оно не является текстом, который Бог буквально «продиктовал». В Библии отражены характеры и таланты ее авторов, а также особенности их эпохи. Однако все они пережили глубокий опыт присутствия Бога и старались передать эту тайну доступными им словами.

Земная, человеческая сторона Библии не противоречит ее богодухновенности. Напротив, именно она делает ее особенно ценной для нас, потому что Писание становится точкой пересечения Божественного и человеческого. Это также защищает от излишнего поклонения букве, что характерно для некоторых направлений протестантизма.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст, в богочеловеческой природе Писания ясно видна сила Духа, убеждающего людей держаться главного и не смущаться несущественными разногласиями. Потому основа христианства – это не отвлеченная доктрина, а вера в Живого Бога, воплотившегося в личности Богочеловека. Именно об этом свидетельствует слово Божие. Слова Господа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39) – это призыв не только к людям, жившим две тысячи лет назад, но и ко всем, кто читает Библию, и особенно к христианам.

Святитель Кирилл Александрийский говорил, что усердное изучение тайны Христа дарует вечную жизнь и ведет нас к добродетели. Изучая Писание, мы должны помнить о главной цели: не просто получить новые знания, а применить их на практике. Смысл Божественного Откровения заключен в словах: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31).

Познать жизнь можно только через саму жизнь. Иными словами, практическое применение Писания выстраивает наши отношения с Богом. Из Библии мы учимся христианской жизни и находим основу для глубокой веры, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17).

Прекрасной иллюстрацией этого принципа служит следующий пример из монашеской жизни. Молодой монах приходил к старцу и просил: «Скажи мне слово, чтобы я мог жить». Старец отвечал очень кратко, но благодаря его личному опыту и благодати этих нескольких слов было достаточно, чтобы монах мог жить ими и преодолевать трудности.

Именно так нужно понимать и проповедовать Библию. Как сказал Христос: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13: 17), поэтому, говоря о влиянии Священного Писания, мы должны помнить: главное – это не отстраненное знание, а действие.

Какие практические советы можно дать простым верующим в деле изучения Писания? 

Мы рассмотрим, как Священное Писание влияет на духовную жизнь христианина, опираясь на проповеди ныне покойного митрополита Сурожского Антония (Блума). Вся жизнь этого архипастыря была посвящена слову Божиему: он не только читал его и размышлял над ним, но и помогал верующим понять его. Поэтому его мысли особенно актуальны в этом вопросе.

Став зрелым богословом, митрополит Антоний делился советами о том, как правильно воспринимать Священное Писание. Владыка советовал читать Евангелие не ради отвлеченного знания, а чтобы найти те места, которые трогают душу и дают силы. 

Митрополит Антоний считал, что такие строки помогают увидеть красоту Христа и понять, каким должен стать настоящий христианин. «Мой совет таков: читай Евангелие, отмечай себе те места, от которых твое сердце согревается, ум яснеет, воля вдруг оживает, сила какая-то вливается в тебя, те места, о которых ты мог бы сказать: как это прекрасно, как это истинно! И знай, что эти места говорят тебе, что ты уже чем-то, хоть небольшим, хоть малым, похож на того человека, которым ты должен стать, потому что ты уже видишь красоту настоящего человека во Христе» («Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Проповеди»). 

Митрополит Антоний призывал выбирать те отрывки, которые «доходят до нас», которые «бьют нас в сердце» и заставляют «гореть наши сердца», как у эммаусских путников.

Самое главное в работе с Писанием – понять его истинный смысл. Это непросто, потому что, наряду с легкими для понимания текстами, есть и те, где «формулировки обращены одновременно к простому человеческому опыту и к глубокому религиозному». А некоторые вещи вообще невозможно понять правильно без опоры на учение Церкви.

2 (58).jpg

Митрополит Антоний подчеркивал, что, несмотря на все социальные и культурные изменения, Церковь в своем внутреннем опыте остается неизменной с самого начала. Поэтому она всегда может дать верное истолкование. «Так, после предварительного восприятия на нашем собственном, современном языке мы должны обратиться к тому, что понимает под этим словом Церковь; только тогда мы можем быть уверены в смысле данного текста и имеем право начать думать и делать выводы» («Молитва и жизнь»).

В православии Писание не рассматривается отдельно от церковного Предания. Напротив, оно выросло из Предания и является его неотъемлемой частью. Под Преданием понимается весь церковный опыт, начиная с Ветхого Завета и до наших дней. Поэтому главный принцип толкования таков: Писание нужно интерпретировать не произвольно, а в контексте Предания.

Для отцов Древней Церкви Священное Писание было не просто объектом кабинетных исследований, а предметом молитвенного размышления. Отрывки из Писания читались в храме и здесь же толковались пастырями. Именно так появились знаменитые беседы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других.

Значение Священного Писания

Священное Писание, или Библия, является Книгой книг и главным источником христианства. В православии оно неразрывно связано с церковным Преданием, которое включает в себя весь духовный опыт Церкви. Писание – это не просто текст, а живое слово Божие, которое остается действенным благодаря Духу Святому, обитающему в Церкви. Оно имеет богочеловеческую природу: в нем отражены и человеческие черты авторов, и божественное вдохновение. Главная цель изучения Писания – не просто получить знания, а применить их на практике, чтобы построить личные отношения с Богом и обрести веру.

Практические советы по чтению Библии

Чтобы чтение Священного Писания было по-настоящему полезным, можно следовать простым советам:

  • Ищите отклика в сердце. Читайте Писание не как научный труд, а как личное послание. Отмечайте те места, которые заставляют ваше сердце гореть, проясняют ум и наполняют силой. Такие отрывки показывают, что вы движетесь в правильном направлении.

  • Изучайте Писание в контексте Предания Церкви. Библия неотделима от Предания. Для ее верного понимания обращайтесь к толкованию святых отцов, их проповедям и учению Церкви. Это поможет избежать произвольных выводов и понять истинный смысл священных текстов.

  • Применяйте прочитанное на практике. Главная цель чтения Священного Писания – не просто знать, а действовать. Старайтесь воплощать прочитанное в своей жизни. Как говорил Христос, «блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13: 17).

  • Читайте с молитвой. Для отцов Церкви Библия была предметом молитвенного размышления. Чтение Писания – это диалог с Богом. Начинайте его с молитвы о даровании разумения, чтобы услышать слово Божие и принять его сердцем.

  • Выбирайте то, что «доходит до вас». Начинать можно с Евангелия, которое является центром всей Библии (лучше начать с Евангелия от Марка, продолжив чтение Евангелием от Луки; к Евангелиям от Матфея и Иоанна подходят уже более подготовленные в богословском смысле люди). Не стремитесь прочесть все сразу, а лучше вдумчиво и неспешно читайте те отрывки, которые особенно близки вашей душе.

    Божией помощи в богоугодном деле исследования Священного Писания!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить