Об Иисусовой молитве

Игумения Александра (Иссареску) родилась в Бухаресте 5 января 1909 года. Ее мирское имя было Илеана. Она являлась младшей дочерью румынского короля Фердинанда I и королевы Марии. Ее детство и юность были обрамлены драматическими событиями двух мировых войн. После того как в Румынии к власти пришли коммунисты, ее семья покинула Родину, в конце концов обосновавшись в США.

С 1961 года она вступила в православный монастырь в честь Покрова Божией Матери в Бюсси во Франции. В 1967 году ее постригли в монашество с именем Александра, после чего она вернулась в Америку, основав монастырь в честь Преображения Господня в местности Эллвуд, штат Пенсильвания. До 1981 года она являлась игуменией основанной ею обители, где прожила на покое еще 10 лет вплоть до своей кончины.

Ниже приводятся ее духовные размышления об Иисусовой молитве.

1 - 2023-08-18T010722.768.JPG

Иисусова молитва, или сердечная молитва, в центре своем сосредотачивается на самом имени Божием. Ее можно произносить во всей ее полноте: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного/грешную». Слово «мя» («меня») может быть изменено на «нас» или на конкретные имена людей, за которых мы молимся. Или же эта молитва может быть сокращена. Сила ее заключается в имени Иисусовом. Поэтому одно слово «Иисусе» может восполнить всю молитвенную нужду человека.

Иисусова молитва возвращает нас к Новому Завету, люди испокон веков использовали ее. Появление созерцательного метода ее произнесения, который опирается на имя Божие, относят к святителю Симеону Новому Богослову (989–1022 гг.). Когда он был отроком 14 лет, у него было видение Божественного Света. В тот момент он исполнился великой, переполняющей его радости, упав ниц на колени в чувстве глубокого смирения и покаянных слез, произнеся мытареву молитву: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18: 13). Впоследствии, когда видение исчезло, он заметил, что каждый раз, когда он повторял эти слова, к нему возвращалась духовная радость. И своих учеников позже он учил молиться подобным образом.

Молитва Иисусова является особой и важной для духовной жизни, поскольку она полностью сфокусирована на имени Иисусовом: все мысли, надежды, вера, любовь, устремления изливаются из души молящегося, верного Сыну Божию. В ней осуществляются два основных наставления из Нового Завета. В одном Христос говорит: «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16: 23–24). В другом месте у апостола Павла мы читаем: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17).

У апостола Матфея мы слышим указание Христа о том, как молиться (которое Он дал в то же время, как и мытареву молитву): «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 6). На этих предписаниях Нового, а также Ветхого Завета святые отцы, еще до святого Симеона, полагали основание своей горячей и в то же время простой молитвы. Они развили способность к созерцанию, в котором непрестанная молитва была такой же естественной, как и дыхание, когда в молитвенных воздыханиях человек следовал ритму сердечных ударов.

Все дороги, которые ведут к Богу, наполнены ловушками врага рода человеческого. Он всегда подстерегает нас, чтобы увести нас с намеченной цели. Он, естественно, атакует наиболее усердно, когда видит, что мы стремимся выйти на путь к спасению. Это то, чему он стремится наиболее воспрепятствовать. Когда мы молимся Иисусовой молитвой, мы встречаемся с особыми искушениями. Поскольку наши мысли поднимаются на более высокий уровень, соблазны становятся пропорционально тоньше. Иисусова молитва только тогда имеет духовную ценность, когда практикуется с абсолютным трезвением.

Во всем должно придерживаться воздержания

В одно время в Церкви возник спор относительно некоторых монашествующих, выработавших целую систему созерцания, основанную на Иисусовой молитве, совершаемой в полном безмолвии. Они предались чрезмерному благочестию и посту, потому что утратили чувство меры, срединный путь, которому в правильной духовной жизни придается большое значение. Нам нужно останавливаться при злоупотреблениях Иисусовой молитвой, памятуя, что всякие крайности и чрезмерности вредны. Во всем должно придерживаться воздержания.

2-превью.JPG

Иисусова молитва – это исполнение призыва апостола Павла к молитве непрестанной. Она может практиковаться кем угодно и когда угодно. Это сердцевина всех молитвенных прошений. Мы начинаем ее, следуя заповедям и примерам, приводимым в Новом Завете. Сначала найдите тихое место: «Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6: 31); «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо» (1 Сол. 4: 11); потом начинайте молиться в одиночестве и тишине, негромко.

Здесь я бы хотела сделать некоторые пояснения. В Евангелии Христос учит нас творить милостыню втайне, чтобы левая рука не знала, что творит правая. Так же следует и молиться, не демонстрируя этого напоказ, не хвалиться и не гордиться молитвой. Молиться в одиночестве означает отделить себя от непосредственного окружения и суетных, отвлекающих от молитвы факторов. У апостола Павла мы читаем: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12: 1). Когда мы молимся, мы приближаемся к этому «облаку свидетелей». Свидетели сии – ангелы, архангелы, святые и грешники, ныне живущие и усопшие. И все они составляют живое Тело Христово. Именно через Иисусову молитву мы можем осознать свою принадлежность к нему.

Через Иисусову молитву мы можем осознать свою принадлежность к Телу Христову

В наше время, полное забот и постоянной спешки, молиться нелегко, но возможно. Стоит лишь выделить в течение дня несколько минут и помолиться словами Иисусовой молитвы или даже одним словом. Такую молитву нужно повторять тихонько, неспешно, трезвенно, с любовью и благоговением. Всякая наша мысль в этот момент должна быть сконцентрирована только на Иисусе, мы должны позабыть и радости, и скорби, когда молимся. Любая блуждающая мысль, даже хорошая и благочестивая, может стать препятствием в молитве.

3 - 2023-08-18T010727.976.JPG

Когда я просыпаюсь утром, молитва Иисусова позволяет мне радостно начать новый день. Когда я путешествую, она воспевается в моей груди. Когда я встречаюсь с другим человеком, она придает бодрости. Когда я собираю своих чад вокруг себя, из нее исходит шепот благословений для них. В конце утомленного дня, когда я отхожу ко сну, то предаю свое сердце Христу: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой». Когда я засыпаю, мое сердце продолжает молитвенно стучать: «Иисусе!..»

Перевела с английского Александра Калиновская

Сайт Православная Церковь Америки

Журнал The Orthodox Church

Выпуск зима 2009/2010

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить