Об освящении человека

Человек – это храм живого Бога. Таково апостольское учение нашей Церкви, а это означает, что, как благодать Божия обитает в храме, таким же образом она пребывает в нас, и мы становимся храмами Бога живого.

Бога называют живым не потому, что Он не заперт на небесах, и мы верим в Него и принимаем Его, а потому, что Он живет внутри нас, а мы – храмы живого Бога. Конечно, святой апостол Павел не имел в виду, что только определенная часть нашего существа является этим храмом, но что вся наша личность была создана, чтобы быть Его храмом. Когда мы достигаем этого запланированного места назначения, мы становимся такими храмами. Вот почему в Православной Церкви существует большое уважение ко всему человеческому существу.

Когда мы чтим святых Церкви, то есть людей, которые действительно оказались храмами живого Бога, соблюдали Его заповеди и нашли истину, мы не просто чтим их души, их учение или их интеллект. Мы почитаем святых во всей их цельности, потому что люди освящаются как таковые, как душа и тело. Вот почему в Церкви мы поклоняемся мощам святых. При жизни эти святые люди получили благодать Святого Духа и являлись храмами Бога живого. И мы не просто оказываем им честь, как некоторым из наших предков, но мы действительно лобызаем их мощи, предметы и их иконы, потому что верим, что, поступая так, мы разделяем благодать Святого Духа, которой они обладали. Конечно, они не обладали ею только тогда, когда были живы на земле, но получили ее гораздо больше сейчас, когда они живы перед Богом. Они живы, и их души бессмертны.

Люди на Западе не понимают наше почитание святых и причину этого. Они не поклоняются реликвиям так, как мы, потому что одно из величайших преступлений, совершенных Ватиканом, состоит в том, что он разрушил православное богословие в отношении нашего обожения, которого они придерживались до X века. Теперь они даже теоретически не понимают, как можно обожествлять людей. Они думают, что святость – это награда, дарованная Богом. Это не награда, данная Богом; мы действительно получаем ее по Божественной благодати, но в результате свободного сотрудничества между нами и Богом. Люди освящаются в целом. На Западе святость отождествляется с моралью и внешней легитимностью. В Православной Церкви этого нет.

Конечно, святые нравственны и соблюдают закон, но благодать Святого Духа превосходит человеческие и светские черты. Это нетварная энергия Бога, которая охватывает всю человеческую личность, и освящается весь человек. Как упоминается в Евангелиях – и это ясный ответ «Свидетелям Иеговы» и протестантам, в частности, – женщина с кровотечением подошла, коснулась одежды Христа и сразу же вылечилась. Это заставляет нас задаться вопросом: может ли предмет одежды творить чудо? Конечно, нет. 

Чудо совершил Христос. Он сотворил чудо Своей ризой и, конечно же, благодаря вере женщины. В Деяниях апостолов говорится, что тени одного из них, упавшей на больного, было достаточно, чтобы исцелить его. Другие чудеса творились через их одежды. 

Чудеса совершались и совершаются через нашу веру и благодать Святого Духа. Естественно, что святые не творят чудеса сами по себе. Это благодать Святого Духа, пребывающая в объектах, связанных со святыми, действующая вместе с нашей верой, которая производит чудеса и исцеления. Святой апостол Павел говорит о грехах плоти, потому что мы обязаны хранить свое тело чистым и свободным от всякой нечистоты и всякого греха. Потому что это тело предназначено для прославления; все наше тело предназначено для обожения и освящения.

Чудеса совершались и совершаются через нашу веру и благодать Святого Духа

Наша церковь не против человеческого тела. Вот почему отцы были так осторожны, чтобы не повредить свое тело в ходе аскетической борьбы. Они пытались подчинить его Святому Духу и заповедям Божиим, чтобы предотвратить его участие в плотских удовольствиях и преступлениях, но никогда не соглашались наносить активный вред телу.

В святоотеческой литературе прямо говорится: «Мы не убиваем тело; мы убиваем страсти». Подвизающиеся убивают грех и страсти, но не тело, которое является храмом Божиим. Если они иногда кажутся безжалостными к себе и живут в больших ограничениях, они делают это не для того, чтобы убить тело, но для того, чтобы убить грех и страсти. Они так суровы к телу, потому что оно порабощено грехом. Церковь никогда не одобряла убийство или нанесение увечий телу в погоне за добродетелью. 

Подвизающиеся убивают грех и страсти, но не тело, которое является храмом Божиим

В Церкви мы должны научиться преодолевать различия между полами. Другими словами, мы должны научиться видеть других не в плотском смысле, а как образ Божий, как нашего брата или сестру, как человека, предназначенного для освящения и прославления. Таким образом мы поступим по отношению к ним не грешно, но святым и добродетельным образом. Таков взгляд Церкви на человеческое тело.

В Писании Бог говорит: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6: 16). За сотни лет до Рождества Христова Бог пророчески говорил о создании Своего собственного народа.

Церковь выше национальности. Вот почему мы все работаем вместе, независимо от расового происхождения. Это, конечно, не означает, что мы недооцениваем свою родину или свою нацию, но что мы поднимаемся над ними в Церкви. Итак, в Церкви появились новые люди, новая нация. Люди, о которых Святой Дух говорил сотни лет назад, что Бог будет ходить с ними, и он будет их Богом, а они – его народом, – это нация христиан. Это новый народ, независимо от расовой принадлежности. Вот почему пророк Исаия говорит: «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» (Ис. 52: 11). Поэтому отойдите от идолопоклонников, не прикасайтесь к нечистому и отделитесь от них.

Бог обращается к нам: «Приветствую вас, Я буду для вас как отец, а вы будете для Меня как сыновья и дочери». Таким образом, Бог побуждает нас отделять себя не от других людей, а от греха, от мирского мировоззрения. Когда Он говорит нам уйти от мира и не любить того, что в мире, Он имеет в виду не других людей, а мирской взгляд на вещи. Одним словом, грех.

Если вы хотите следовать за Богом, вы не можете делать то, что делают другие люди. Ваше сердце должно направить вас следовать за Христом и отказаться от светского мировоззрения. Мы должны разорвать всякую связь с грехом. Тогда Бог станет нашим Отцом, а мы – его сыновьями и дочерями. И это абсолютно точно, потому что, когда Бог что-то говорит, это запечатывается, проверяется и повторяется на протяжении веков. Бог никогда никого не оставляет. Святой апостол Павел поощряет: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7: 1). У нас есть такое обетование от Бога, поэтому давайте сделаем шаг и отделимся от мирских тенденций и способов мышления. Давайте очистимся от всякого бесславия плоти и духа, т. е. от каждого греха, совершенного в нашем теле, нашем разуме или душе, живя святой жизнью в страхе Божием.

Если вы хотите следовать за Богом, вы не можете делать то, что делают другие люди

Страх Божий – это не психологический страх, но осознание любви Бога и трепета перед Ним, который охватывает нашу душу, когда мы смотрим на величие святости и чистоты Бога. Когда мы видим эту святость и понимаем, кем мы должны быть и кем мы на самом деле являемся, когда мы боимся испортить наши отношения с Ним, это страх Божий.

Если вы боитесь Бога в психологическом смысле, значит, вы на самом деле Его не любите. Святой апостол Иоанн пишет, что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4: 18). Святой Антоний говорит: «Ибо я уже не боюсь Бога, но люблю Бога». Итак, страх Божий – это почитание и любовь к Нему. Когда я люблю Бога, то стараюсь не подвергать эту любовь опасности. И чем больше я Его люблю, тем я осторожнее.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Пемптусия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить