«Одна любовь способна жертвовать собою»

Памяти священномученика Фаддея Тверского

«А что, тебя нельзя обидеть?» – спросил отец
Антоний (Храповицкий). «Меня никто не
обижал», – ответил Иван Васильевич.

Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский Иван Васильевич) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и супруги его матушки Лидии. Дед владыки также был священником. Ивана он еще в детские годы называл архиереем.

О уготованном мученическом венце

Прозорливый отец Иоанн Кронштадтский сказал будущему священномученику: «Аще любиши Мя... паси овцы Моя... егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши» (см.: Ин. 21: 17–18).

Всю свою земную жизнь помнил эти слова владыка Фаддей.

*

Когда епископ Антоний (Храповицкий) возводил иеромонаха Фаддея в сан архимандрита, он произнес примерно следующее: «Искренне могу сказать, что на тебя сегодня я возложил поистине венец терновый».

Владыка помогал и словом, и делом

Помогал владыка Фаддей и добрым советом, и молитвой. Люди заметили, что если попросишь о чем владыку – помощь идет. Как-то раз к владыке Фаддею пришла мать невесты накануне свадьбы – просить благословения. Она с гордостью поделилась, что ее дочери встретился богатый жених, который преподносил дорогие подарки. В ответ на просьбу матери архипастырь сказал: «Подождите немного. Подождите две недели». Женщина возмутилась, так как уже был приготовлен стол и приглашены гости. Но владыка попросил подождать. Мать семейства побоялись ослушаться архиепископа и отложила торжество на две недели. На четырнадцатый день приехала жена «жениха» с двумя детьми и забрала мужа домой.

*

Одна девушка заключила пари – о том, что она причастится без исповеди. Подошла к Чаше, но служивший владыка Фаддей остановил ее словами: «Не делайте греха. Поисповедуйтесь сначала». Такая прозорливость владыки, откуда-то «узнавшего» про ее «смелый поступок», так поразила девицу, что она искренне раскаялась.

Духовные наставления священномученика Фаддея

На скрижалях сердца

*

Мы ныне можем не только не бояться скорбей, но и хвалиться ими, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам… Мы опытно узнали всю любовь Божию, открывшуюся в том, что Христос не за праведников и не за благодетелей, но, когда еще мы были грешниками, за нас умер (см.: Рим. 5: 3–8). Мы знаем, что Бог любит нас и все пути жизни нашей устрояет к очищению сердца нашего, чтобы оно, все более и более очищаемое, становилось способным видеть Бога и в Нем находить источник неисчерпаемого блаженства. Даже все стихии повинуются нам, когда молитва наша обладает силой веры в Спасителя нашего Иисуса Христа.

*

Будем измерять свое духовное настроение той мерой, какую указал Господь, когда сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф. 22: 37)!

*

Если сердце возлюбило Господа любовью всецелою, крепкою, как смерть, то оно уже возлетело ко Господу – уже при земной жизни человека открывается в самом сердце его небо и рай, человек уже, живя на земле, переселяется на небо, в рай, и не замечает ничего земного, проходит мимо, не связывается ничем, как и человек, охваченный блаженством земной любви, ничего прочего не замечает – ни лишений, ни страданий.

Если сердце возлюбило Господа любовью всецелою, крепкою, как смерть, то оно уже возлетело ко Господу

Посмотрите на испарения или на капли воды, как стремятся они соединиться в тучи или в ручьи, озера, пока не сольются в одном океане. Не так ли и души человеческие стремятся слиться с океаном любви Божественной? Но как капли воды тем скорее соединяются в ручьи и добегают до океана, чем меньше встречается препятствий на пути, чем путь наклоннее, так точно и души человеческие соединяются с океаном Божественного бытия и любви тем скорее, чем больше в них самих наклонности к тому, чем менее страстей, стоящих на пути к Богу как непреодолимых часто преград.

*

Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13: 14–15), не уклоняться от смирения и любви к ближнему, хотя бы и кажущегося самым унизительным. Кто смирится не перед величайшим лишь Богом, но и перед ближним, кажущимся иногда презренным, ничтожным, тот не сломит ли в себе рог всякой гордости, не отнимет ли через то у себя главное препятствие к хождению путями Божественными? Так исправил Христос умовением ног преслушание Адама, сделавшее все пути жизни его нечистыми.

Одна любовь способна жертвовать собою. Она подлинно крепка, как смерть (Песн. 8: 6), и разорвать ее узы не может никакая сила в мире. Своею Кровию пишет Христос письмена Нового Завета, живые письмена любви, не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца, где самый источник любви и самой жизни, потому и обновление жизни во Христе бывает не мнимое, внешнее, а действительное, существенное. Только эти живые письмена любви неизгладимы вовеки, тогда как все прочие письмена со временем стираются, изглаживаются, забываются или же мертвеют. Если под влиянием страха человек способен оказать внешнее послушание на время, то любовь не требует внешних понуждений. Она сама побуждает человека быть верным навеки, и союз одной любви вечен, не разрушим самой смертью. Вот какой Новый Завет заключил с людьми Христос в Своей Крови!

Болезненное обрезание страстей сердца – вот единственный путь к духовному обновлению. Без этого никогда наша жизнь в истинном смысле не обновится. Займем ли мы новое служебное положение, встретимся ли с новыми людьми, наступит ли для нас вообще новое течение обстоятельств жизни, так называемое «новое счастье», – обновится в действительности жизнь наша тогда, когда обновится, очистится наше сердце.

*

Любящему Бога от чистого сердца дано знание от Него (см.: 1 Кор. 8: 3), он знает Бога нередко подобно или более ученого богослова. Ведь знание Бога всаждено в природу человека, как инстинкт. Посмотрите на животное или насекомое, которое от природы, не учившись, с первых дней жизни проявляет столько непогрешительного знания и мудрости, как хотя бы пчела, строя соты, добывая мед. Так точно чистое сердце в себе самом носит знание Бога, и только прислушаться к голосу совести, к не извращенным страстями природным влечениям собственной души – и знание Бога открывается человеку.

Бог для грешника что для огня сено

Люди, считающие маловажным грехи юности, забывают, что грехи малые легко превращаются в великие. Грех начинается с помысла, иногда совершенно невольно возникающего в душе, затем, если помысел не будет тотчас отогнан, является внимание к нему ума, еще далее услаждение сердца, далее решение воли и самое дело: из греховных дел рождаются страсти, которые, укрепляясь от повторения, становятся неодолимыми. Отсюда понятно, что как искру нужно гасить вначале, пока она не зажгла какое-либо горючее вещество и не воспламенила пожара, так и борьбу с грехом нужно начинать с первой ступени, с изгнания греховных помыслов из души.

Люди, считающие маловажными грехи юности, забывают, что грехи малые легко превращаются в великие

Приблизиться к Богу для грешника то же, что для сена приблизиться к огню. Воззреть на Бога грешнику нестерпимо, как больному глазами нельзя смотреть на солнце.

*

Гордый добродетелен не потому, что возлюбил Бога, а потому, что возлюбил себя, свою славу, так что и добродетелями для себя, а не в Бога богатеет.

*

Неверие так часто зависит от того, хочет или не хочет человек верить. Здоровый человек часто, когда и болезнь начнется, не хочет верить своей болезни, а мнительный человек, сколько бы ни уверяли его, что он здоров, все отыскивает в себе новые и новые болезни. Особенно когда страсть отуманит человека, он начинает, видя, не видеть. Со страстью любящий другого человека не видит ни его недостатков, ни своего пристрастия, по которому он ради любимого делает многое против совести и во вред другим; ослепленный ненавистью видит и в добрых делах и побуждениях ненавидимого им человека только одно злое.

Святые о святых

Святой Патриарх Тихон, принимая от владыки письмо о захвате православных храмов обновленцами, сказал принесшим его: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное».

Жертвенность и нестяжание

Владыка почти не заботился о себе. Он ходил в старенькой, залатанной рясе, в стареньких, чиненых сапогах, имел одно облачение и одну митру, но всегда был готов сказать слово утешения другому, оказать ему помощь, выслушать его. Зная, что архиепископ принимает в любое время, некоторые пользовались этим и приходили к нему рано утром. Владыка вставал с постели, наскоро умывался, одевался и безропотно принимал посетителя.

Заступничество Божией Матери

Он с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства. Лежа под нарами и непрестанно молясь, в последние свои дни на земле смиренно нес крест, утяжеленный теперь унижением и поношением. И Матерь Божия вступилась Сама за него. Однажды ночью Она явилась главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть, жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив архиепископа, они все просили у него прощения. С этого дня все насмешки над ним прекратились.

Ночью Матерь Божия явилась главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа!»

Казнь и обретение мощей

Святителя Фаддея расстреляли 31 декабря 1937 года. Ходили слухи, что его утопили в яме с нечистотами. На кладбище при захоронении священномученика присутствовали верующие. Позднее, после Пасхи 1938 года, несколько женщин вскрыли могилу и переложили тело владыки в простой гроб, в руку владыке вложили пасхальное яйцо. На месте могилы был установлен крест и сделана надпись, но вскоре он был уничтожен властями. Храм, который стоял на кладбище, был разрушен. Снесена и уничтожена значительная часть памятников и крестов. Долгое время не могли определить точное место могилы архиепископа. Только 26 октября 1993 года произошло обретение честных останков святителя Фаддея. Теперь они находятся в Вознесенском соборе Твери.

О сщмч. Фаддее Тверском: Священномученик Фаддей (Успенский).
Изд-во Сретенского монастыря, 2020

Подготовила Виктория Дорофеева

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить