Отдать Богу нашу любовь

Фото 2. Превью.jpeg

Мать Александра, формально принцесса Румынии Илеана, еще в 1960 году написала небольшой буклет под названием «Отче наш: размышления о молитве Господней». Он разделен на 14 молитв, каждая из которых посвящена фразе из молитвы «Отче наш», и написан так, чтобы его можно было читать вместе с утренними и вечерними молитвами в течение недели.

В самой последней молитве, молитве воскресного вечера, содержится такое предложение: «Ты сотворил меня; мне нечего дать Тебе, ибо все, что у меня есть, исходит от Тебя; только моя любовь принадлежит мне, чтобы отдать ее или удержать…»

«Только моя любовь принадлежит мне, чтобы отдать ее или удержать…» Какая мощная мысль! В наших отношениях с Богом мы не можем отдать ничего, что на самом деле принадлежит нам. Ничего, кроме нашей любви.

Интересно, это ли имеет в виду схиархимандрит Эмилиан (Вафидис), когда говорит о стремлении к Богу? Об этом ли говорит святой Исаак Сирин, когда пишет о слезах, проливаемых пред Ним?.. Это их способы говорить о любви к Богу, о том, как они ее чувствовали и переживали? Ведь мне действительно нечего дать Богу, кроме любви…

Схиархимандрит Эмилиан говорит, что когда мы с желанием идем в храм, то часто встречаемся там с Богом через молитву. Не всегда, конечно. В наших отношениях с Богом нет ничего шаблонного.

И если мы действительно хотим встретиться с Ним, если мы собираемся предложить себя Ему каким-либо образом или через какое-либо служение, то, мне кажется, иметь любовь в сердце и быть движимым этой любовью крайне необходимо. Но это если мы действительно хотим познать Бога, если мы действительно хотим встретить Его, как выражается отец Эмилиан.

Конечно, любовь не статична, не такова, когда мы говорим: «Ты либо любишь меня, либо нет». Любовь растет. Она увядает, она может остыть.

Многие из нас часто не в состоянии принести Богу единственное, что мы действительно должны дать Ему: нашу любовь…

И часто для многих из нас религиозная жизнь в какой-то момент становится рутиной. И хотя мы, возможно, строго соблюдаем посты и отмечаем церковные праздники, служим каким-то образом Церкви и всем кажемся ревностными, благочестивыми православными христианами, тем не менее, вся эта деятельность может стать рутиной, просто привычкой. Аналогично браку, который остыл или, если не остыл окончательно, то, может быть, только как-то тепловат.

Дело не в том, что такая привычка неправильна. Святой Исаак Сирин подробно говорит о важности развития хороших привычек. Хорошо иметь привычку к молитве и посту, привычку подавать на содержание Церкви, исповедоваться и причащаться Святых Тела и Крови Христа Бога нашего. Привычка – это хорошо, но если она без любви, вот это нехорошо. Привычка без любви может быть отчасти тем, о чем говорил Иисус, обращаясь к фарисеям: «Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15: 7–8).

Фото 2. Превью.jpeg

Думаю, что я и сам иногда такой… Мне кажется, что я иногда приближаюсь к Богу одними устами, одними словами молитв, одними внешними действиями. Я приближаюсь к Богу устами, но сердце мое где-то в другом месте…

И как бы я ни был несчастен в связи с этим, по крайней мере, знаю, что я не одинок с этой проблемой. Очевидно, с ней столкнулся и святой Иоанн Дамаскин. Одну из своих предпричастных молитв он начинает словами: «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю…». Эта проблема – приближаться к Богу только своими устами по привычке или по обыкновению, но оставлять свое сердце далеко, – возможно, является распространенной.

Многие из нас часто, кажется, не в состоянии принести Богу единственное, что мы действительно должны дать Ему: нашу любовь…

Любовь не всегда должна быть эмоциональной. Люди разные, и то, как каждый человек чувствует и переживает любовь, может быть разным. Однако один момент я считаю несомненным: любовь всегда требует определенного внимания, определенной направленности, преднамеренности и преданности ума и сердца.

Я не могу сказать, что люблю кого-то, делая для него какой-то добрый поступок, если мой принцип до, во время и после этого действия заключается в том, что я каким-то образом извлек корыстную пользу из этого действия.

Конечно, хорошо всегда быть искренне добрым. Хорошо иметь привычку к доброте, даже если она на самом деле не мотивирована любовью, но мы не должны обманывать себя. И тем более, мы не можем обмануть Бога. Отдавать в надежде получить что-то взамен, действовать доброжелательно из простого чувства социального долга, отдавать так, чтобы получить – это, по сути, не любовь. А настоящая любовь, по словам матушки Александры, – это то, что действительно мое, но что я могу отдать.

Я могу посмотреть кому-то в глаза и сказать: «Я люблю тебя». Но если мой разум находится где-то еще, тогда слова не имеют смысла.

В таком случае, что же мне делать? Если у меня есть привычка ходить в церковь, молиться и сохранять верность различным религиозным обязанностям, но мое сердце холодно, что мне делать? Мне просто перестать молиться? Должен ли я перестать ходить в церковь, если мое сердце не прилагается к этому? Что мне делать, если я осознаю, подобно св. Иоанну Дамаскину, что хотя и приближаюсь к храму Божию, но сердце мое полно «лютых» помыслов? Должен ли я просто перестать приближаться к Богу своими устами, если я понимаю, что мое сердце далеко от Него?..

Фото 2. Превью.jpeg

Возможно, все же нет. Вероятно, это как и в браке. Вам на самом деле не нужно свое «пространство». Что вам нужно, так это разжечь тлеющую искру вашей любви обратно в пламя.

Думаю, что вам нужно начать обращать внимание на то, что вы говорите и делаете. Вам нужно начать благодарить за благословения, которые у вас есть, начать осознанно выбирать любовь. Попробуйте направить фокус своего сердца на шаги преданности и доброты (как в браке) и взращивать стремление, взращивать желание и нести это желание и стремление с собой, когда вы идете в церковь и когда молитесь.

Если ваше сердце и разум находятся не там, где ваше тело и слова, то вам нужно поработать над тем, чтобы привести их туда, где находятся ваше тело и слова. И я бы сказал, что это, вероятно, правильный рецепт для большинства людей в большинстве случаев.

Однако бывают случаи, когда правильным решением может быть сокращение ваших действий и слов. Иногда это случается с молодыми людьми, которые были воспитаны у очень благочестивых родителей. Они были воспитаны так, чтобы читать все молитвы, посещать все службы и соблюдать все благочестивые традиции. И некоторые молодые люди, как только у них появляется возможность, отстраняются от всего этого.

Они могут лгать себе и всем остальным, что они заняты (в конце концов, разве это не универсальная отговорка, которую мы все используем и которую никто не смеет оспаривать: я занят учебой, занят работой...).

Многие родители сокрушаются, когда видят, что их дети отпадают от благочестия. Но в этот момент в жизни их ребенка может происходить что-то очень важное: может быть так, что ребенок пытается найти свой уровень, пытается найти то, что из полученной им веры действительно принадлежит ему. Они действительно пытаются искренне любить Бога.

Без сомнения, это опасное время, и родители детей, отступивших от благочестия, должны усердно молиться за них, сознавая, что их собственные грехи в немалой степени способствовали страданиям их ребенка. И в такую трудную минуту родители должны приблизиться к Богу с желанием обрести милость и помощь. Сейчас время молиться, а не проповедовать, ибо только Бог может вернуть блудного сына домой.

Фото 2. Превью.jpeg

Но, возможно, есть и другое время, когда отход может быть уместным – когда мы обнаруживаем, что наша религиозная жизнь лишена любви. И когда видим, что наше благочестивое поведение и хорошая религиозная жизнь были мотивированы гордыней. Или когда мы стали основывать свою идентичность на том, насколько мы хороши, насколько тщательно мы соблюдаем свои религиозные обязанности. В таких случаях, пожалуй, лучше всего отойти на время, не заставлять себя делать то, что мы всегда делали только потому, что это правильно, и мы всегда старались поступать правильно.

Пришло время найти свой уровень, чтобы мы начали позволять своему поведению отражать то, что действительно есть в нашем сердце

Возможно, пришло время и нам найти свой уровень, чтобы мы начали позволять своему внешнему поведению отражать то, что действительно есть в нашем сердце. Чтобы со смирением мы могли удивиться тому, насколько мы ленивы, грешны и не преданы Богу. Чтобы со смирением мы могли снова начать понемногу, но всем сердцем, отдавать Богу то единственное, что мы можем отдать: свою любовь. Даже если она намного меньше, чем мы предполагали…

Один пожилой священник однажды рассказал мне историю о человеке, который признался ему, что всегда сердится и расстраивается, когда приходит в церковь. Этот человек был постоянным прихожанином и активно участвовал в жизни церковной общины. Вы знаете, что этот священник сказал ему сделать? Он сказал ему не ходить в церковь так часто, приходить только раз в месяц или около того.

После первоначальной борьбы с чувством вины этот человек начал ходить в церковь только раз в месяц. И сначала провести большую часть воскресного утра в одиночестве было для него радостью, и он нашел много приятных способов использовать дополнительные полдня каждые выходные. Но потом, через какое-то время, произошло самое странное: этот человек стал чаще ходить в церковь, стал спрашивать духовного совета у священника, стал вести себя в церкви более молитвенно. Почему? Потому что он шел теперь в церковь из любви, из тоски по Богу, из желания встретить Его.

Фото 2. Превью.jpeg

Освободившись от навязанных самим себе «надо» и «должен», чтобы соблюсти строгие религиозные предписания, через какое-то время он начал скучать по Богу, захотел выражать свою любовь, захотел снова приближаться к Нему…

Все, что мы должны отдать Богу, – это наша любовь. Религиозные обряды, молитвы, пост, щедрые пожертвования – все это способы, которыми мы выражаем эту любовь, стремление приблизиться к Нему. Посредством всего этого мы можем прийти к реальной встрече с Ним.

Все эти дисциплины религиозной и духовной жизни требуют практики и последовательности. Да, все они работают лучше всего, когда становятся для нас привычкой. Это способы выразить то единственное, что мы должны отдать Богу. Моя любовь – это все, что я действительно могу Ему отдать.

Перевела с английского Александра Калиновская
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить