Памятование и духовная жизнь

Мне часто казалось, что духовная жизнь во многом просто состоит в том, чтобы приводить на память то, что уже известно, но так стремительно забывается. Исповедуя людей, осознаю, что моя роль как духовника состоит не в том, чтобы учить их чему-то новому, а чтобы напоминать об уже известных законах и принципах, которые им необходимо держать в уме в конкретный момент. В таких рассуждениях я не одинок. Великий апостол Петр однажды заявил своей пастве:

«Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине (т. е. в этом смертном теле – прим. авт.), возбуждать вас напоминанием» (2 Пет. 1: 12–13).

2.jpg

Однако наша современная культура смотрит на жизнь совсем иначе. Она учит ставить на первое место (и игнорировать практически все остальное) новую информацию и генерирование новых идей. Мы одержимы как знаниями, так и новизной, подсознательно приписываем им совершенную и почти сверхъестественную способность решать все наши проблемы и облегчать любые страдания. Новое всегда лучше старого, и если мы что-то не можем сделать, то только потому, что пока не знаем как. Забавно, но мы подобны жившим в древности гностикам, которые полагали, что спасение достигается в первую очередь через знание. Мы подобны афинянам, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17: 21). И сейчас, когда начинает господствовать культ научного прогресса, остается мало места для памяти. 

Взять, к примеру, недавнюю пандемию: с ее началом практически все сиюминутно и с абсолютной уверенностью стали считать, что для того, чтобы выжить, следует полагаться едва ли не исключительно на науку. Каждый день мы с нетерпением смотрели и читали новости о последних достижениях в области медицины, страстно ожидали любого прогресса в лечении заболевания.

Те ответы, что нам давала наука, несколько раз стремительно и радикально менялись (также было немало разногласий касательно того, каким из них верить), однако реальных попыток искать ответы в какой-либо иной плоскости все равно почти не предпринималось. Несмотря на то, что для многих пандемия стала величайшим бедствием в жизни, практически никто не додумался обратиться к непреходящей мудрости вместо того, чтобы полагаться на последние разработки ученых. Бесконечно отвлекаясь на получение новой информации, ее анализ и обсуждение, мы как-то умудрились забыть одну великую и непреложную истину, о которой нам очевидно и явно напомнила пандемия. Истина эта всего-навсего в следующем: что бы мы ни делали, как бы ни старались, сколько бы ни знали – однажды каждого из нас неизбежно ждет смерть. 

2.jpg

Возможно, эта наша беда была очень тонко и пронзительно описана американо-английским поэтом Томасом Элиотом в стихотворении «Камень»:

Бесконечный цикл от идеи к поступку,
Бесконечные поиски и открытья
Дают знанье движенья, но не покоя;
Знанье речи, но не безмолвья,
Знанье слов и незнанье Слова.
Знанье приводит нас ближе к незнанью,
Незнанье приводит нас ближе к смерти,
Ближе к смерти, не ближе к Богу.
Где Жизнь, которую мы потеряли в жизни?
Где мудрость, которую, мы потеряли в знанье?
Где знанье, которое мы потеряли в сведеньях?
Циклы небес за двадцать столетий
Удаляют от Бога и приближают к Праху.

Эти строки были опубликованы в 1934 году, задолго до того, как кто-либо мог предвидеть появление интернета – этого неистового потока информации, непрерывно обрушивающегося на глаза с экранов компьютеров и смартфонов, которые нас окружают постоянно и куда бы мы ни отправились. Мы зависим от этого потока информации так же, как наркоман от своего любимого наркотика. Его жестокие и изощренные механизмы заставляют нас постоянно прокручивать и обновлять новостную ленту в поисках будущего и следующей дозы дофамина. Из-за этой одержимости мы (в основном) здоровы телом, но страшно больны умом, практически неспособны сосредоточиться на той жизни, что знали когда-то, до наступления Информационного века, порассуждать о ней, вспомнить ее.

Мы совершенно забыли, что значит помнить.

Память, как многие могут полагать, не есть лишь способность держать в уме какую-либо информацию, это не просто свойство сознания. Постепенно проникаясь духом православной веры, понемногу начиная мыслить церковно, мы видим, что память – нечто более глубокое. К примеру, одна из наиболее важных и известных молитв верных об усопших – «Вечная память». Произнося ее, мы не просто желаем, чтобы живые время от времени вспоминали об усопших, но от имени тех, кто уже ушел в мир иной, произносим слова благоразумного разбойника: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). Проще говоря, помнить кого-либо – все равно что молиться о том, чтобы этот человек был с Богом.

Помнить кого-либо – все равно что молиться о том, чтобы этот человек был с Богом

Сегодня мы совершаем попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Как и со всеми праздниками в церковном календаре, мы не просто вспоминаем определенное историческое событие, произошедшее в прошлом, но действительно участвуем в нем. Мы таинственным образом стоим рядом с учениками Христовыми и поем погребальные песнопения у Плащаницы Пречистой Девы Марии, вместе с апостолом Фомой видим, что гробница Ее пуста. Наше воспоминание о Богородице – это наше общение с Ней, а через Нее – и с Ее Сыном, Который уже воскресил Свою Матерь, чтобы Она вместе с Ним царствовала во славе в Царстве Его Отца.

На проскомидии, совершаемой до начала Божественной литургии, священник вспоминает не только спасительные события земной жизни Господа, но также Богородицу, святых и ангелов, живых и усопших людей, которые особенно значимы для той или иной церковной общины. За каждого из вышеперечисленных из просфоры вынимаются частицы, затем они кладутся на святой дискос вокруг Агнца, который скоро станет Телом Христовым, а в конце Литургии эти частицы высыпаются в Чашу и смешиваются с Кровью Спасителя. Церковь свидетельствует о том, что такое поминовение является одной из сильнейших форм молитвы, которую способен вознести человек, поскольку дает возможность соединения со Христом и Его Церковью, вероятно, уступающую только нашему личному приобщению Святых Тайн. 

2.jpg

Безусловно, сама Божественная литургия является для нас примером поминовения как единения с Богом в высшей степени. Во время Литургии (которая, откровенно говоря, совершается вне времени) мы вспоминаем и повторяем всю историю творения, все Божественное Домостроительство и особенно спасительные страдания и Воскресение Господа Иисуса Христа, а также вновь участвуем в них всех. Как произносит священник во время анафоры Литургии свт. Василия Великого, «вся бо воздал еси нам» (то есть «ибо Ты все воздал нам»).

Действительно, Бог дал нам все, если только мы будем помнить об этом.

«Помнить Бога важнее, чем дышать. Поскольку мы, пока живы, не перестаем дышать – мы также должны постоянно хранить память о Боге». Святитель Григорий Богослов

Перевод с английского Марии Степановой
Remembering Sion

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить