Пару слов о молитве

Иеромонах Савватий (Баштовой) является известным румынским богословом и насельником Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря под Кишиневом. Ниже предлагаются его духовные размышления о молитве.

1 (1).jpg
Иеромонах Савватий (Баштовой). atitudini.com

Братья и сестры, если мы молимся невнимательно, то мы молимся всуе. Многие святые отцы говорят нам об этом. И преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил, что молитва, длящаяся в течение пяти минут, может быть более плодотворной, чем целая ночь, проведенная в бдении. Так что дело не в количестве молитвы, а в ее качестве. Где мы это видим? Например, мы читаем об этом в патерике.

Встретились два монаха. Один другого спрашивает о том, как идут дела в его общине. Тот отвечает, что дела идут неважно, и там, где они живут, большая засуха.

Тогда первый спрашивает:

– Получается, вы не молились Богу, чтобы Он послал вам дождь?

– Мы молились, но дождь все равно не начался.

– Значит, вы молились неправильно.

Первый монах начал молиться, и тут же на небе появились тучи, и пошел дождь. И он сказал:

 – Видишь, как вам нужно молиться?

И он продолжил свой путь.

Этот пример показывает нам, что в деле молитвы важна ее глубина. В некоторых монастырях послушники поначалу получают небольшое молитвенное правило. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что хорошо почаще произносить краткие молитвы в течение дня. Скажем, утром я читаю одну краткую молитву, затем через час еще одну. Для новоначальных так было бы правильнее, чем один раз в день произносить длинные молитвы. Например, вы говорите себе, что вечером проведете три часа в молитве, но весь день ваш ум пребывает в рассеянии. Но для того, кто не молится часто, будет трудным провести в молитве сразу долгое время.

Не будем совсем оставлять молитву. Давайте молиться кратко, часто и всем нашим существом. Каждый из нас знает свою меру того, сколько времени мы можем провести в усердной молитве. Когда мы начинаем уставать, и ум начинает рассеиваться, это и есть наша мера. Это может быть три минуты, пять минут. Не нужно бояться, что наша мера – одна молитва «Царю Небесный» и «Трисвятое». Мы знаем, что подвижники читали много кафизм из Псалтири, и у них были длинные молитвенные правила. Мы пытаемся делать то же самое, а потом смущаемся и говорим: «Батюшка, я не могу долго молиться!» Но это еще не твоя мера – долго молиться!

Каждый из нас знает свою меру того, сколько времени мы можем провести в усердной молитве

Ангел сказал преподобному Пахомию читать двенадцать молитв в день. Что такое двенадцать молитв в день для монаха? Преподобный Пахомий спросил ангела:

– Ты даешь мне такое короткое молитвенное правило?

И ангел ответил:

– Да, чтобы и новоначальные могли его совершать, чтобы им было утешение. Но совершенные молятся непрестанно.

Тот ангел знал меру новоначальных еще со времен преподобного Пахомия. Что же мы можем сказать о себе? Вот почему нам лучше произносить краткие молитвы.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10: 27). Если мы не возлюбим Бога, мы не достигнем многого в духовной жизни. Так говорят нам святые отцы. Когда мы молимся, наш ум может начать блуждать и решать какие-то проблемы. Но нужно продолжать молитву. Потому что если вы оставите молитву и станете решать какую-то проблему, то враг каждый раз будет подкидывать вам все новые подобные вещи.

Однажды я спросил у своего старца Серафима:

– Батюшка Серафим, как так получается, что у меня есть идея, я думаю о хорошем деле, а потом обнаруживаю, что враг меня этим искушает? Разве он знает мои мысли?

Он ответил:

– Нет.

Тогда я спросил:

– Как же он узнает о них?

И он сказал:

– Из твоих дел.

И вот если враг подкидывает мне мысль, когда я читаю молитвы: «Ты забыл это написать, иди и запиши эту новую идею!», если я встану, закрою Псалтирь и пойду ее записывать, то он каждый раз будет подкидывать мне идеи, одну гениальнее другой, поэтому нам нужно быть терпеливыми в молитве до конца. Тогда враг не сможет увидеть, каков был эффект его внушения в наших умах, хотя нас и терзали помыслы. А после нужно сказать: «Господи, избавь меня от этого искушения!»

2 (1).jpg

Помните, что вы смертны и можете умереть, прежде чем успеете воплотить в жизнь эту новую идею. Закрыв Псалтирь и начав действовать в соответствии с этой идеей, вы можете умереть. Поэтому продолжайте читать молитвы и потом скажите Богу: «Господи и Владыко живота моего, да не случится этого со мной! Лучше мне дочитать молитвы до конца, и тогда Ты дашь мне жизнь и мудрость, чтобы воплотить в жизнь пришедшую мне идею. Но если я сделаю что-нибудь, оставив Тебя, какая мне от этого польза? Ведь Ты сказал: "И кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12: 30)». Итак, не будем расточать, потому что тщетно будет наше добро, если мы отойдем от Христа.

Не будем вставать с того места, где находимся, но продолжим молиться, потому что иначе враг заставит нас вставать всякий раз. И если мы встанем хотя бы один раз, то потом долго будем искушаться этим. Как бродячая собака, если ты оставил ей еду у двери, ты можешь потом месяцами не оставлять еды, она все равно придет и будет ее искать. Таков уж злой дух: если ты его послушал, если ты дал ему еды, и он увидел, что ты можешь стать его добычей, то даже если ты больше не хочешь этого делать, он будет искушать тебя еще долго.

Еще думаю, что нужно молиться с любовью и памятью о том, что мы смертны и немощны и ничего не можем сделать без Бога: «Господи, Ты будешь любить нас до конца. Ты имеешь власть вывести нас из этого состояния!» Мы можем и должны молиться с большей любовью к Нему.

Но если мы бормочем молитву, как мантру, это нехорошо. Старец Софроний (Сахаров) говорил, что в этом случае это пустое бормотание и произнесение имени Господа всуе. Думаю, что новоначальным нужно больше читать псалмы. Они воспитывают нас, они учат нас, как молиться. Псалмы являются руководством по молитве. Сегодня – один псалом, завтра – другой…

Молитва приходит также через послушание и смирение перед нашим духовным отцом. Тогда Бог даст нам радость молитвы. Это великий дар! Но даже те, кто обрел молитву, могут потерять ее из-за одной только богопротивной мысли.

Старец Ефрем Аризонский рассказывал о преподобном Иосифе Исихасте. Тот поделился со своим учеником: «Сколько раз я просыпался ночью и думал, что все делаю правильно. Я говорил: "Господи Иисусе Христе, Господи Иисусе Христе", но благодать не приходила ко мне! И когда я вставал, вдруг благодать приходила ко мне. И я не понимал, что происходит». И он продолжил: «Чадо, за гордый помысел Бог может отнять у тебя молитву. И когда молитва отнимется у тебя, не говори, что у тебя не было неподобающего помысла. Не говори Богу: "Господи, у меня не было гордостных мыслей или других плохих мыслей, и Ты отнял у меня молитву!" Господь делает это для того, чтобы ты знал, что Он может отнять у тебя молитву, когда захочет».

Чадо, за гордый помысел Бог может отнять у тебя молитву

Когда мы поймем, что мы ничто, когда мы поймем, что мы ничего не можем сделать сами по себе, без Бога, и что молитва – это дар, который дается тем, у кого «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19), тогда молитва настигнет нас. Неважно, новоначальные мы или нет.

Братья и сестры, Бог даст нам молитву через смирение, через добрые помыслы, через послушание, через осознание нашей немощи. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог Румынского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить