Пастырские встречи. Богатства земные и богатства вечные

Нужно ли христианину отказаться от всех земных благ, если целью жизни является соединение со Христом и обещанные богатства жизни вечной? Господь обращается к нам: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23). Но и в этой жизни нам хочется жить в теплом и уютном доме, не считать копейки, заходя в магазин, хочется иметь красивую и удобную одежду. Найти правильный ответ на этот вопрос на Пастырских встречах в кафе «Несвятые святые» помогает иеромонах Иннокентий (Присадков). 

– Как понять, что такое фарисейство? Подруга ходит в храм и пытается исправиться, но иногда падает. Я ей говорю, что это не страшно, если упал – вставай и иди дальше. Но другая моя подруга говорит, что это фарисейство, если молишься, ты не можешь оступиться и какой-либо грех совершить.

– Если ты падаешь и не можешь исправиться, то ты грешник, которого Христос пришел спасти. Он пришел не к праведникам, а к грешникам. А фарисей – это тот, к кому внешне особо не придерешься, у него все ровно по службам, по молитвам, он выполняет все правила так, что комар носу не подточит, но он может серьезно отравлять жизнь людям и вносить дух разделения. В конечном итоге именно фарисеи распяли Христа. Людям, на вид казавшимся праведными, ничего не стоило отправить на крест Самого Богочеловека. Да, они знали, что Он праведник, а некоторые даже знали, что Он Мессия. Их это не остановило. Фарисей – это человек, который по наружности является праведником, но в сущности – нет. Он это делает ради своей славы. 

Возьмите сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), который много пишет о фарисеях. 

– Господь и Бог – это одно и то же по смыслу? Или есть все-таки различия? Если да, то в чем? 

– Понятно, что, когда мы используем эти слова в религиозном контексте, для нас это одно и то же. Но вообще, Господь – это господин, если переводить на русский. Если вне религиозного контекста рассматривать эти слова, то они, конечно, разные. Господин в иерархическом обществе – это тот, кто над тобой главный. Мы живем не в иерархическом обществе, поэтому сейчас такого нет. Но когда мы произносим эти слова в молитвах, на богослужении, то для нас это, конечно же, одно и то же. Для нас Господь – это Бог, мы на Него как бы работаем, мы Его работники, рабы. 

– Почему мы просим о помиловании Сына Божия (в Иисусовой молитве, например), а не Святую Троицу? 

– Потому что Сын Божий вочеловечился и был с нами. Он был на Кресте, Он нас спас, создал Церковь, и мы причащаемся Его Тела и Его Крови, и Он пребывает в нас. И именно Он нам обещал, что Он нас спасет. Поэтому мы Ему и молимся. Он наш Господь, Он пришел на землю и проповедовал. 

Пресвятой Троице мы тоже молимся, но в нашей традиции это действительно реже происходит по вышеуказанным причинам. 

– Нужно ли в вечернем исповедании грехов перечислять по тексту и те грехи, которые не совершил, и нужно ли добавлять иные, не перечисленные там? 

– Старайтесь не отходить все-таки от текста молитвы. Я понимаю, что там есть некоторые грехи, которые мы, может быть, не совершили, но это наша традиция. Перечислите вы эти грехи, и что? Хуже от этого не будет.

– Как научиться не вычитывать быстро утреннее и вечернее правило, а молиться? Не могу научиться молитве, все бегом. Молитва не заходит в сердце.

– Многие святые отцы и, в частности, святитель Игнатий (Брянчанинов) учат, что во время молитвы необходимо понимать смысл того, что вы говорите. Нужно со вниманием произносить слова молитвы, как будто вы обращаетесь к Богу, Божией Матери либо к святому, в зависимости от молитвы, и делаете это с пониманием того, что вы говорите. Таким образом мы и учимся. Конечно, вы будете сбиваться, уходить в какие-то мечтания. Когда это происходит, надо останавливать себя и продолжать в правильном ключе. По-другому никак. То есть начали опять парить в мечтаниях – делаем паузу. Сделали, остановились и опять заново, по-нормальному. То есть всегда старайтесь со вниманием обращаться к Богу с молитвой. 

Всегда старайтесь со вниманием обращаться к Богу с молитвой

– Можно ли читать утреннее или вечернее правило в транспорте? 

– Это лучше, чем вообще его не читать. Но лучше всего это делать дома, предстоя перед иконами, потому что ваш ум в транспорте будет рассеян и вам тяжело будет концентрироваться и обращаться к Богу. Кроме того, вокруг шум, тряска – это тяжело.

– Как узнать порядок чтения кафизм на утрени после шестопсалмия на конкретный день службы?

– У нас он всегда в расписании указан. Есть богослужебные указания, где указано, какая кафизма и в какой конкретно день читается. В интернете есть ресурсы, где все то же самое прописано.

– Почему человек стремится к материальному достатку и стабильности, если в Евангелии сказано, что обретать сокровище нужно на Небесах? Нормально ли хотеть материального достатка?

– Евангелие – это вообще страшная книга. В ней Христос прямо говорит, что надо продавать свое имение (см.: Мф. 19: 21). Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Я знал только одного человека, который продал свою квартиру. У него теперь нет своего жилища, какая-то женщина его приютила, где-то он работает, перебивается какой-то милостью Божией. Он старается все по Евангелию делать. Но, честно говоря, у меня возникли некоторые вопросы, мне он показался очень странным. Но в любом случае такой пример у меня всего один за всю жизнь, когда человек продал свое имение и ничего у него не осталось. 

Стремиться к стабильности и материальному достатку тоже можно по-разному. Если у вас в голове и сердце ничего, кроме денег и материального, не остается, если вы уже не стремитесь ни к чему духовному, то это проблема. А если вы выстраиваете свою жизнь как нормальные люди, у вас есть работа, жилище, досуг, друзья, материальная стабильность – это нормально. И в то же время у вас с Богом отношения нормальные, значит вы в нормальном состоянии находитесь. Ненормально, когда у человека все в жизни наперекосяк: и материальное, и духовное, и одно по другому бьет. Нормально ли хотеть иметь материальный достаток? Я считаю, что это нормально, но всему должно быть свое место. Свое место должно быть материальному достатку, и свое место – Богу. Бог должен быть на первом месте, а все остальное уже потом. 

Стремиться к стабильности и материальному достатку тоже можно по-разному

– Возможно ли воздействие на человека демонической силы по попущению Божию? Говорят, что если человек причащается и не живет в смертных грехах, то он защищен.

– Есть такая книга, называется «Учительное известие», она больше предназначена для духовенства, и там говорится о том, может ли воздействовать порча на христианина. Читаем там: «Аще благочестив, его это не коснется».

– Раньше священноначалие выбирали народом. Почему сейчас это аннулировали, и кто отменил это соборное право?

– Действительно, в Древней Церкви священноначалие, епископов выбирали народом из народа, из общины выбирали этих людей. Но они фактически избирались Духом Святым. Это не просто было какое-то голосование демократическое: «Давайте Василия выберем или Иоанна, либо еще кого-то, и сейчас проголосуем». Это было святое время, когда Святой Дух почивал на всех рядовых членах Церкви и действовал через них. Но со временем ситуация изменилась. 

В XX веке произошел некий разрыв между духовенством и общиной, потому что Церковь была гонима, большинство епископата было уничтожено, духовенства рядового тоже не было. Священники служили на нескольких приходах. Поставить нового священнослужителя без разрешения светских, я бы даже сказал, антихристианских властей было невозможно. А уж тем более епископа. 

Может быть, придет время, когда наша сознательность достигнет такого уровня, что мы сможем выбирать священнослужителей на приходах, потом, может, даже епископов. Священник должен соответствовать ряду определенных критериев, канонических в первую очередь, он должен знать основы веры, должен разбираться в богословии. Епископу подчас виднее, кого рукоположить, а кого – нет. 

– Какую литературу по аскетике читать начинающему? 

– Начинающему я бы все-таки посоветовал читать литературу скорее вероучительного содержания. Например, «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Опять же, надо понять, что вы за начинающий. Нужно на регулярной основе совершать утренние и вечерние молитвы, затем вводить регулярную исповедь и причастие, хотя бы раз в три недели. А также чтение Священного Писания: хотя бы по главе Апостола и по главе Евангелия в день. Это очень важно в самом начале сделать. 

Литературу лучше все-таки подобрать непосредственно со священником, у которого вы будете исповедоваться. 

– Можно ли писать в записках о здравии крещеных в Армянской церкви?

– Нет. Этого делать нельзя. Если в Армянской церкви у вас есть друзья, родственники или люди, о которых вы хотите молиться, – молитесь за них обязательно, но келейно, дома. С Армянской церковью у нас нет евхаристического общения, и, соответственно, на Литургии мы их не поминаем.

– Если человек был старообрядцем, можно ли его отпевать в нашей Православной Церкви? И как за него молиться в церкви? Можно ли заказывать сорокоуст и хоронить с православными? 

– Нет. Если человек был в старообрядчестве, которое не имеет с нами евхаристического общения, то мы таких людей не отпеваем, и сорокоусты за них тоже заказывать нельзя, но на похороны прийти можно. Мы не объединились с ними. У нас есть некоторые христиане, которые служат по старому обряду, но находятся с нами в общении, – мы их называем единоверцы. Их можно и отпевать, и можно за них молиться.

– Нужно ли будет отпевать крещеную маму, которая крайне редко заходила в храм только для того, чтобы поставить свечку и написать записку? А сейчас она вообще не может выходить из квартиры, она инвалид, и я не знаю, захочет ли она перед уходом исповедоваться и причаститься. 

– Лучше не ждать до последнего момента, а сейчас попробовать поисповедовать и причастить ее. Правда, надо сказать, что навык исповеди – это тот навык, который человек развивает в себе в течение жизни. Если этот навык не развит, человек в конце жизни не может правильно приступить к исповеди, так как он не понимает, как и для чего это вообще. Все же я бы порекомендовал попробовать пригласить домой священника. А если не получается, молитесь за нее. Если отойдет в мир иной, то отпоете. Что еще делать? Она же крещеная, а там уже пусть Бог судит. 

Навык исповеди – это тот навык, который человек развивает в себе в течение жизни

– Как правильно отпевать православных христиан? 

– Если у вас умер православный собрат или сестра, нужно обратиться на приход и договориться об отпевании этого человека. По нашей православной традиции человека мы отпеваем на третий день, в редких случаях бывает, что на четвертый. Бывает, что благословляют читать канон на исход души. Можно в этот день вызвать священнослужителя, чтобы он тоже помолился об умершем вместе с вами, или можно просто попросить священнослужителя, чтобы он помолился об упокоении души этого человека самостоятельно, если нет возможности подъехать. В продолжение первых сорока дней можно совершать литию об усопшем, она во многих православных молитвословах есть. Также совершаем чтение Псалтири об усопшем человеке, хотя бы родственники должны читать по одной кафизме в день. И на каждой «славе» мы тоже поминаем усопшего человека: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». Каждый день нужно прочитывать хотя бы одну кафизму на протяжении сорока дней. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
МП   13 декабря 2021, 16:12
Мы причащаясь Святых Христовых Тайн, пичащаемся  Всей Святой Троицы."Я и Отец Един суть"- говорит Господь, неслитно, нераздельно, единосущно.Благодарим Отца и Сына и Святаго Духа Господа.Бога Слова, когда читаем Святое Евангелие, вот почему необходимо присутствовать на богослужении от начала до конца (отпуста).
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить