Пастырские встречи. Душа

Что такое душа и как она соотносится с телом? Куда уходит душа после нашей смерти и почему так важно нам стяжать Божественную благодать? На этой пастырской встрече ответы на непростые вопросы давал иеромонах Лука (Ауле).

1 (7).jpg
– Семилетний ребенок спросил меня: «Что такое душа?» Я понимаю, но ребенку не смогла объяснить.
 

– Наверное, пока он ребенок, можно сказать, что душа – это мы сами, люди. Но нужно добавить, что душа отличается тем, что она бессмертна, имеет начало и не имеет конца – смерти она не имеет. Наверное, так. А как понять, что такое душа? Душа – она же невидима, мы сами есть душа, потому что душа пронизывает каждую клетку нашего физического тела. И если души не будет в клетке, то клетка погибает, она дальше не может развиваться, не делится, и жизни в ней нет. Вот и все. 

– А как душа согласуется с совестью, совесть – это весть Божия? 

– Я в свое время писал работу по исследованию души по трем силам и очень хорошо изучал практически каждую силу души. Совесть – это составляющая ума, это то, что вкладывается Богом в творение души, в частности в ум, потому что совесть в уме человека. И страшно потерять совесть. Когда это происходит, человек терпит очень большие падения и поражения. Сначала поражения духовные, а затем, после этих духовных поражений, будут поражения уже самого физического тела. Зачастую человек, когда теряет целостность, то есть свое целомудрие, начинает болеть. Болезни Господь по разным причинам попускает, это особый Промысл о каждом человеке. Бог попускает болезни прежде всего для нашего спасения и для нашего духовного совершенствования. Но бывает, что человек очень сильно грешит, и Господь ему попускает болезни, чтобы человек не погиб до конца, а, заболев однажды, осознал свою греховность и у него были силы на покаяние. Когда человек осознает, что он согрешил, ему очень хочется каяться пред Богом, и, соответственно, меняется вся жизнь. Бывало даже и такое, что, когда человек приносил очень глубокое покаяние за свою жизнь, Господь даровал ему исцеление. 

– Что такое хула на Бога?

– Это прежде всего отрицание Бога. Хула на Бога – это отвержение Его как Создателя.

Иудейская церковь – пример хулы на Духа Святаго. Когда пришел Господь и Его не только отвергли, но еще и распяли и убили. Вот вам пример хулы на Духа Святаго. Его отвергли как Бога и предали Его позорной смерти. Это хула на Духа Святаго, которая не прощается. 

– Батюшка, что вы скажете человеку, который причащается от двух Чаш? К одной подойдет, а потом сразу к другой.

– Это смертный грех, страшный смертный грех. Ни в коем случае этого делать нельзя. Человек за литургией причащается только один раз в сутки, не два. Литургия у нас всегда служится одна в сутки. Почему? Потому что Господь причастил Своих учеников за Божественной Трапезой один раз. И мы знаем, что священник не может служить за одни сутки две литургии, он так же смертно согрешит. И еще: священник не может служить вторую литургию на одном престоле в один день. Когда во Владимирском соборе мы служим и раннюю литургию, и позднюю, всегда есть приставной престол. Служится одна литургия на одном престоле, на одном антиминсе, а вторая литургия – поздняя, на другом престоле и на другом антиминсе. То же самое и с Чашей. Это все очень серьезно. 

2 (6).jpg
– А если сегодня причащался, на следующий день причащаться можно?

– Да. И можно, и нужно. У нас такое бывает, когда несколько дней подряд такие праздники большие. Например, мы вспоминаем батюшку Серафима Саровского 1 августа – как не причаститься в этот день? Мы живем его святыми молитвами. Это наш современник, которого мы все любим. А на следующий день вспоминаем пророка Илию – а как на пророка Илию не причаститься? И, думаете, кто-то скажет, что нужно не причащаться? 

Но каждый день без благословения духовника не стоит. Это все опасно. 

– Православие призывает не бояться экстрасенсов, но знаю случаи, когда православные не выдерживали нападок. Стоит ли относиться с осторожностью?

– Я в свое время не от экстрасенсов пострадал, а от эзотерики, поэтому я как никто знаю, что это такое и насколько это страшно и опасно. Но скажу одно: пренебрегать экстрасенсами и в том числе ведьмами и колдунами, считать, что их не существует и это ложь, не надо. Они есть, и на людей действуют бесы, и когда люди живут вне Церкви, вне Бога, вне Таинств святых, то еще большее бесовское влияние на себе они ощущают. Я всегда говорил, говорю и буду говорить, что Господь попустит нам ровно столько, сколько есть Его воля. Не больше и не меньше. Если есть Божие попущение человеку за его грехи, за его какое-то заблуждение, то он может пострадать от экстрасенсов, колдунов. От чего он начинает страдать? От того, что оставляет его Божественная благодать. Попущение Божие – это прежде всего ситуация, в которой Божественная благодать оставляет человека. В этом случае он остается без защиты, и эта сила тогда полностью действует на человека, полностью его порабощает и мучает. Это и называется беснованием, когда Господь отходит от человека своей благодатью и не хранит его, но не полностью. Если полностью Бог от человека отойдет – человек погибнет мгновенно. Защита от колдунов и экстрасенсов – это твердое упование на Бога и жизнь в Боге по евангельским заповедям. И Господь Своей благодатью нас сохранит от этих страшных уз демонов. 

Господь попустит нам ровно столько, сколько есть Его воля. Не больше и не меньше
– Можно ли несколько раз исповедоваться в одном грехе, в котором уже исповедовался, не совершал больше, но хочется исповедоваться в нем еще?

– Есть грехи наши повседневные: осудил, злословил, гневался, клеветал. Их мы исповедуем. А если был совершен грех блуда, например, за который отлучают от Причастия, его нужно исповедовать и вновь о нем священнику не говорить. О состоянии, когда вам после греха еще тяжело, один из святых отцов говорил: разбойник, который был на кресте по правую сторону, хотя Господь и простил ему все грехи, еще пострадал и помучался на кресте. Очистился этими страданиями. Поэтому, когда человек, бывает, искренне исповедует грехи, а его они еще жгут, то это и есть страдания, которые человек претерпевает за эти грехи. Если не духовник дает епитимью, то тогда епитимью дает Господь, а у Господа епитимьи намного сильнее, поэтому лучше епитимью получить от духовника, например, особое молитвенное правило, и Господь тогда призрит и не накажет так сильно. За послушание духовнику, за то, что человек его слушается, претерпевает. Мы иногда на духовника своего ропщем, что гоняет нас. А он гоняет нас ровно столько, сколько ему дает Бог, ровно столько и не больше. Это не он гоняет, а Господь Своей любовью дает человеку уроки смирения. Поверьте, это все милость Божия к вам из рук Божиих. Господь так милостиво и любяще человека ведет к Себе неведомым нам путем. 

3 (5).jpg
– Что происходит с душой, когда она уходит в вечную жизнь? Где она находится? Я знаю, что она ничего не может делать до Второго Пришествия, до суда Божия, мы только можем молиться о душе. Есть же мнение, что бабушки и дедушки о тебе молятся. Как на самом деле? 

– Человек у нас двухсоставный: в нем есть душа и тело. Мы можем это составное дробить бесконечно, можно и трехсоставное сделать: дух, душа, тело. Можно сделать четырехсоставное: ум, дух, душа, тело. Насколько мы познаем наш духовный мир, настолько мы можем подробить и усложнить. Святыми отцами признано, что основное – душа и тело. Тело присуще миру физическому, а душа присуща миру духовному, и отличие физического тела от души в том, что оно имеет рождение и смерть. А душа имеет рождение, но не имеет смерти: она бесконечна, она однажды создается Богом и живет вечно, больше не имеет смерти. Но душа может переходить из одного состояния в другое. Это состояние и есть некое определение, которое является тайным для нас всех. Когда человек умирает, он переходит в мир иной и в иное существование своей душой. Есть целое учение Святой Церкви о том, что с душой происходит в мире ином. Если душа уходит и с ней Божественная благодать, то такая душа легко пройдет мытарства: Божественная благодать ее сохранит. И только с ее помощью душа способна выдержать эти все скорби и испытания, которые ждут ее после смерти. Душу ожидают четыре основных испытания, об этом пишет святой преподобный Никодим Святогорец. Первое – это страх, второе – колебание в вере, третье – усомнение в Боге и четвертое – тщеславие, когда душу начинают хвалить. Когда один из святых отцов, по-моему, это был Макарий Великий, вышел из тела, и проходил мытарства, и был уже практически у врат рая, бесы ему снизу орали: «Макарий, ты спасся. Поздравляем тебя, Макарий!», – а он в ответ сказал: «Не знаю, я еще не вошел во врата». Настолько он был смирен и настолько не тщеславен. Что такое колебание в вере? Бесы устрашают душу и пытаются ей внушить, что нет Бога. В этом случае, когда душа такое претерпевает, она может поколебаться и согласиться, тогда она тоже низвергается в ад. И бывает, что бесы начинают устрашать душу видимым образом, они являются ей в виде чудовищ, а бывает, что бесы начинают клеветать и говорить душе о тех грехах, которые она даже не делала, и если душа не тверда в духовном пути и не находится в Божественной благодати, то она может убояться, принять эту клевету на себя и, соответственно, может быть уловлена в места адские. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о смерти» очень интересно и очень много пишет о том, что происходит с душой по смерти. Основной тезис: душа при жизни должна приложить все усилия для того, чтобы стяжать Божественную благодать, которую она и сохраняет по выходе из тела.

Душа при жизни должна приложить все усилия для того, чтобы стяжать Божественную благодать
– Может ли монахиня в миру не быть привязана к монастырю?

– Когда мы говорим о монашестве, все зависит от того, в какое мы живем время. В период гонений на Святую Церковь, когда закрывают монастыри и храмы, вполне допустимо монашество в миру, когда тайный постриг принимают, живут где-то по домам, творят свои правила. Но всегда нужно помнить одно: у любого монаха или монахини должен быть наставник и духовный отец. Если таковой существует, то это уже в какой-то степени монашество. Монах – от слова monos, «один», то есть он должен быть уединен и жить аскетично. 

Если мы берем историю монашества, то первые монахи откуда появляются? Это были пустынножители, все те, которые хотели подвижнической жизни, хотели более глубоко исполнять евангельские заповеди. А в жизни в обществе, даже в христианском обществе, в той или иной степени присутствует праздность, которая им мешает. Такие благочестивые христиане, как правило, удалялись в какие-то пустынные места и там более глубоко предавались исполнению евангельских заповедей, в том числе молитве и постам. И со временем такая уединенная жизнь приобрела некую официальную форму такой отшельнической монашеской жизни. Отсюда и пошло, что монах один. 

И в более поздние века, примерно к X веку, появляется общежительный устав. Он зарождается на Востоке и в Азии, в Малой Азии. Это уже институт монашества как таковой.

Быть монахиней в мире возможно, но, в общем-то, монах должен жить в монастыре, и даже есть такая поговорка: «Монах без монастыря – это что? Это рыба без воды».

Почему живет монах в монастыре? Потому что в монастыре созданы особые условия: это прежде всего послушание – отсечение своей воли, послушание своему игумену и предание своей воли воле Божественной. Этим механизмом более всего в человеке происходит изменение, то есть умиротворение духа. 

4 (3).jpg
– Отпевают ли мирян в монастыре полным чином?

– Мы по-другому и не отпеваем. Мирян отпеваем не часто, но наших прихожан, наших чад, кто умирает, конечно, отпеваем в монастыре с благословения игумена. Потому что были нашими прихожанами, где их еще отпевать? Конечно, здесь, у нас в монастыре. Чин отпевания настолько красивый, настолько удивительным создали святые отцы этот чин, поэтому что-то убирать оттуда… Насколько я знаю, на приходах его несколько сокращают, но их тоже можно понять, потому что там целый поток, по два и три отпевания, а если им потом надо ехать соборовать и причащать кого-то там на дому, и венчать, и многое другое... Естественно, что время ограничено, и, если они будут полностью так все по чину соблюдать, конечно, они просто будут не успевать. Батюшки бывают очень загружены от прихода. 

Что такое вера? 

– Я процитирую апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Иеромонах Лука (Ауле) 12 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить