Пастырские встречи. Молитва, Литургия, Причастие

Молитва есть общение с Господом, это главнейшая составляющая христианской жизни. Причастие есть наше желание соединиться с Творцом по великой Его милости и любви к человеку. Литургия есть важнейшее христианское богослужение, во время которого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой. Об основах православия: молитве, Литургии и причащении на пастырских встречах говорил иеромонах Афанасий (Дерюгин).

– Слышала, что на одном престоле служат одну Литургию в день. Правда ли это и почему? 

–Да. Действительно такая традиция есть. Это, скорее, традиция церковная, хотя очень устойчивая. Такие моменты подчеркивают единство Литургии – то, что Христос один: только на одном престоле, только одну Литургию в день, только один раз в день мы причащаемся. У нас в монастыре обязательно только на одних сосудах, на одном облачении и так далее... Это правила, которые мы соблюдаем для того, чтобы подчеркнуть единство Христа, Которого мы причащаемся на Литургии. 

– Расскажите о проскомидии, пожалуйста, отец Афанасий. Что происходит в это время в алтаре? Можно ли подавать на проскомидию имена неверующих?

– Проскомидия – это часть богослужения, когда хлеб и вино готовятся к тому, чтобы потом на Литургии стать Телом и Кровью. Она совершается обычно во время чтения часов или перед ними. В алтаре священник берет большую основную просфору, из нее вырезает центральный хлеб, который станет Телом Христовым, которым мы все будем причащаться, а также вынимает маленькие частицы из просфор в память о Богородице и других святых, и за живых, и за усопших. Все эти частицы, которые священник вынимал, когда молился за людей, потом погружаются в Кровь Христову со словами: «Отмой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Твоей драгоценной Кровью, по молитвам Твоих святых». Поэтому поминовение на проскомидии наиболее важное. Но за людей, отрицающих Церковь, идущих против Церкви, на проскомидию подавать не стоит. Эти частицы маленькие, взятые из просфор, лежат на дискосе, где совершается Евхаристия вокруг главного хлеба – Агнца, и они символизируют, что все эти люди также вокруг Христа в Его Церкви. Опять же, если эти люди не в Церкви, то это некое лукавство получается, поэтому здесь стоит подавать за людей верующих или хотя бы Церковь напрямую не отрицающих.

Проскомидия – это часть богослужения, когда хлеб и вино готовятся к тому, чтобы потом на Литургии стать Телом и Кровью

– Святые говорят, что дьявол не знал, что Иисус Христос – Бог. Почему тогда легион в гадаринском бесноватом сказал: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк. 1: 24)?

– Интересный очень вопрос. Спасибо. Действительно, святые отцы говорят, что дьявол не знал, что Христос – Бог. Но диавол понимал, что человек перед ним непростой, и постоянно пытался Христа проверить. И вот этими словами, когда он искушал Его, то проверял, действительно Он Бог или нет. Дьявол до последнего остался в неведении. И понял это только после того, как Христос был распят, оказался в аду и вывел оттуда всех грешников. Поэтому этими словами дьявол пытался понять, прощупать почву, но ничего у него не получилось, Господь его перехитрил, как святые отцы и говорят.

– После обращения к колдунам, целителям, можно ли после Исповеди причащаться? 

– Можно, если священник действительно понял, в чем ваш грех, и разрешил вам причащаться. Мне кажется, что мы все в большей или меньшей степени этим грешим: на Исповеди как-то так скрыть свои грехи, как-то завуалированно сказать, чтобы священник не понял. Еще некоторые любят самые страшные грехи сказать потише, между другими грехами, чтобы типа вроде и покаялся, а вроде и нет, по типу: «Батюшка, ну я там осуждал, ленился, колдовство (тихо говорит)», – так делать не надо. Если вы действительно покаялись, объяснили священнику ситуацию, и он считает, что вам можно причащаться после этого, что у вас есть искреннее покаяние, тогда конечно. Но опять же, сам факт покаяния, что человек совершил грех и обещает больше его не повторять, в том случае я думаю, что да.

– Как лучше сохранить себя после Причастия? 

– Ответ только один – исполнять Божии заповеди. Когда причастились, можно постараться не бывать в тех компаниях, где мы знаем, что можно рассеяться и отвлечься. Не стоит заниматься какими-то мирскими делами, если есть возможность. Благодарственные молитвы после Причастия прочитывать не один раз, а несколько, особенно если люди раз в неделю или раз в две недели причащаются. В храме молитвы прослушали, домой пришли, если есть время, еще раз прочитали, вечером еще раз прочитали, на следующий день еще раз. Это напоминает нам о Причастии, что это дар, который мы получили. 

Благодарственные молитвы после Причастия прочитывать не один раз, а несколько

– Есть священники, которые разрешают причащаться только раз в две недели. Говорят, что если чаще причащаться, то душа опаляется, становится бесчувственной. Что значит «опаляется»? 

– Вопрос очень сложный и очень индивидуальный. Святой праведный Алексий Мечев, как вспоминают его духовные чада, всем давал очень разные правила: кому-то говорил раз в месяц причащаться, кому-то – каждую неделю, кому-то – каждый день. Он смотрел на духовное состояние каждого человека. Если брать общее правило, то, конечно, правильно причащаться за каждой Литургией. Но ситуации бывают разные. Бывает, что человек, таким образом причащаясь, начинает относиться к Причастию не как к соединению с Богом, а как к чему-то повседневному, грубо говоря, равнодушно. Этого быть не должно. Если священник это видит, он может посоветовать человеку причащаться не так часто. Всё индивидуально. 

Что значит «душа опаляется»? Мы читаем в молитвах перед Причастием, что это огонь, опаляющий недостойных. И, может быть, священник, видя, что люди из-за того, что часто причащаются, начинают к этому относиться равнодушно, в таком случае да, душа действительно может опаляться. Это очень индивидуально. 

– Отчего происходит пустота внутри и после 25 лет нет желания ходить в храм? 

– Хорошо, если после двадцати пяти лет, у кого-то после трех-четырех лет это происходит. Такие испытания Господь тоже нам посылает для нашей же пользы. Видите ли, легко и радостно ходить в храм, когда тебе хочется, когда тебе в храме хорошо, приятно. Когда благодать Божия тебя берёт и сама как бы несет. Но Господь по временам считает полезным эту благодать немножко забрать. Во-первых, чтобы мы смирились, чтобы мы не считали себя такими хорошими, ведь мы в любом случае ходим в храм, молимся, и в любом случае в душе, где-то в глубине есть мысль: «Какой же я молодец». Вот Господь и отнимает, чтобы ты видел, что ты не молодец. А также Господь хочет посмотреть, на что мы сами способны. Опять же мы в таких случаях понимаем, что ни на что мы не способны, опять же смиряемся и просим помощи у Бога. Святитель Феофан Затворник говорил, что в таких случаях самое главное – исполнять два правила. Во-первых, не отступать от правил жизни. Не хочется ходить в храм, но берешь себя за волосы и тащишь. Не хочется молиться – встаешь на молитву, заставляешь себя молиться. Да, это гораздо сложнее, да, это может быть порой очень неприятно, но это очень важно, чтобы опять же Господь видел, что мы сами чего-то хотим делать. А второе – молиться, чтобы Господь вернул Свою благодать. Эти периоды бывают, они могут быть даже довольно долгими, но если человек так себя ведет, то они обязательно проходят и в итоге Господь всё возвращает.

Не хочется ходить в храм, но берешь себя за волосы и тащишь; не хочется молиться – встаешь на молитву, заставляешь себя молиться

–  А общение с тем, кто еще горит огнем веры, может помочь?

– Здесь многие моменты действительно помогают. Чтение Священного Писания, особенно каких-то любимых мест; творения святых отцов читать, тоже, может быть, какие-то любимые есть; жития святых; общение с людьми, которые горят этим вот духом Божиим, подогревать эту ревность можно самыми разными способами. Но в любом случае главное – стараться соблюдать всё, что положено, и молиться, чтобы Господь вернул Свою благодать, и тогда всё пройдет.

Главное – стараться соблюдать всё, что положено, и молиться, чтобы Господь вернул Свою благодать

– Если молиться через не хочу, нужна ли Богу такая молитва?

– Да, нужна. Есть такое мнение, особенно сейчас оно стало популярным, что Богу нужно то, чего мы только хотим. Если я не хочу заповеди Божии исполнять, значит, не нужно их исполнять? Нет, конечно. Люди мы очень грешные, и то, что Господь говорит нам делать, для нас не будет естественным и желанным, пока мы какого-то уровня не достигнем, для нас всегда это будет через силу. Господь это знает, и именно поэтому Господь и заповеди давал. Если бы Господь ждал от нас только того, что мы делаем с желанием, зачем было заповеди давать? 

– Как правильно объяснить ребенку и подросткам, что такое аскеза?

– Мне кажется, что хорошо и правильно сравнивать аскезу со спортом. Тем более что и святые отцы приводят такое сравнение: когда человеку в спорте хочется чего-то достичь, он постоянно тренируется, упражняется, в чем-то ограничивает себя и в итоге достигает успеха. То же самое и в духовной жизни, с душой. Человек свою душу тренирует, исправляет и достигает каких-то успехов, такое, думаю, объяснение будет вполне понятно. 

Самое главное, особенно для детей, чтобы они видели пример. Потому что если мы объясняем кому-то, как важно жить духовной жизнью, молиться и поститься, а сами не молимся и не постимся, то ничего, кроме отторжения от Церкви, это не вызовет. 

– Богородичное правило в каких обстоятельствах исполняется? Кто может читать? Можно ли дома? Можно ли прослушивать аудиозапись?

– Я думаю, как и любое другое молитвенное правило, его можно исполнять дома, можно и аудио слушать. Другое дело, ни про какое правило не нужно думать, что оно сам по себе нас спасет. Спасаемся мы не через исполнение правил, а через исполнение заповедей Божиих. Молитва нужна, если вам душу настраивает на общение с Богом, с Богородицей это Богородичное правило – прекрасно, исполняйте его по силам. Но не надо думать, что это какая-то магия, а если вам молиться это помогает, то прекрасно читайте, никаких проблем. 

Спасаемся мы не через исполнение правил, а через исполнение заповедей Божиих

– Как избавиться от греха оправдания? 

– Мне бы кто рассказал. Нет, на самом деле, если мы в себе какую-то страсть видим, то здесь несколько таких важных советов. Во-первых, молиться о том, чтобы Господь от этой страсти избавил. Во-вторых, составить себе стратегию. Как полководец, когда у него битва планируется, он смотрит, где войска противника, где расставить армию... То же самое и в духовной жизни. Есть у нас страсть к оправданию, зайдите в интернет, почитайте, как они советуют бороться с самооправданием. Смотрим, что-то подойдет нам, что-то не подойдет, желательно выписать, составить стратегию, как жить, а еще желательно каждый день ее перечитывать с утра, а вечером себя анализировать. Вот я этот день прожил, в каких случаях я по милости Божией уберегся, но мог оправдаться и не стал, а в каких случаях не уберегся, и просить у Бога помощи. Это тяжело, это очень непросто, и становится лень через два-три дня, но это такую пользу приносит. Если человек так целенаправленно с какой-то страстью борется, то всё у него получится.

– Дайте определение слову «еретик», «ересь» и объясните их определение

– Ересь – это сознательное уклонение человека от учения Христовой Церкви. Здесь просто что важно понимать? Если человек заблуждается по незнанию, это нехорошо, это надо стараться исправлять, поэтому и нужно стараться и догматику – вероучение Церкви – изучать; но это не ересь. 

А вот если человеку говорят, что Церковь учит так, так и вот так, а он говорит: «А мне всё равно, я считаю так, как я хочу считать», – это уже ересь, это уже сопротивление учению Церкви. Святые отцы говорят, что ересь происходит от гордости, когда человек что-нибудь себе придумал и считает, что он умнее всех и умнее Христовой Церкви. 

– Какая польза от епитимий? Люди каются и опять грешат.

– Всем нам это знакомо: мы каемся и опять грешим. Самое главное – каждый раз, когда мы каемся, иметь полную решимость этих грехов больше не повторять. Полностью от них избавиться мгновенно и невозможно, но, если человек каждый раз с такой решимостью подходит, Господь человеку обязательно поможет, пусть и не сразу. Что такое епитимья? Это некое наказание, направленное на исправление человека. Цель любого наказания не просто зло сделать человеку, но помочь ему исправиться, этого же касается епитимья. 

Если человек как-то согрешил, то ему бывает полезно как-то помолиться побольше или построже попоститься, поклоны совершить, что-то еще для того сделать, чтобы некая покаянная молитва была. Это делается для того, чтобы человек осознал свой грех, ведь каждый грех нас с Богом разлучает, но мы часто этого не осознаем, особенно если привыкли к тем или иным грехам. И вот человеку бывает полезно какое-то время не причащаться, чтобы он понял, что да, натворил я что-то не то и с Богом я теперь разлучен, и нужно мне как-то к Нему обратиться. Опять же, это очень индивидуально, каждый священник по-разному здесь подходит, и такую епитимью может наложить только священник, который хорошо человека знает, у которого постоянно человек исповедуется. Это тоже важный момент. 

– Если ты указываешь себе или кому-то на неправильный, плохой поступок другого, чтобы избежать самому подобного, это считается грехом осуждения? 

– Во-первых, вопрос: с каким настроением вы это делаете? А во-вторых, можно же указать на неправильный поступок, не приводя конкретных примеров, и это будет безопаснее и для себя, и для другого человека, что и вы сам не осудите, и другого человека не введете в грех осуждения. С осуждением нужно быть очень осторожным, если обратимся к житиям святых, то увидим, насколько они избегали даже малейшего осуждения, того, что мы считаем совершенно обычным. Преподобный Виссарион как-то раз увидел, что из церкви кого-то выгоняют за какой-то грех, встал и сказал: «Я тоже грешник», – и вышел вслед за ним из храма. Он не просто не осудил, а еще и признал, что он также достоин такого же наказания.  Думаю, что это такой некий идеал, к которому мы должны стремиться. 

– Можно ли в храме у икон молиться за самоубийц и ставить свечи?

– Можно. Мы с вами знаем, что без Церкви нет спасения. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может видеть Царство Божие» (Ин. 3: 5), – и поэтому, если человек умирает вне Церкви, то его участь на том свете, конечно, мягко говоря, незавидна. Тоже самое и касается людей, которые отлучили себя от Церкви через какой-то смертный грех. Они таким же образом этим грехом поставили себя вне Церкви, и поэтому мы понимаем, что их участь в вечной жизни очень плачевна. Разумеется, самоубийцы сюда тоже относятся. Но если человек находится даже в вечных муках, это не значит, что ему нельзя помочь. Вспомним преподобного Макария Египетского, когда он шел по пустыне, увидел череп, и по промыслу Божию этот череп стал отвечать на его вопросы. Он спросил: «Кто ты?» Тот ответил, что он был жрецом идольским, то есть язычником, и когда Макарий спросил его, какая у него участь, он ему рассказал, но при этом сказал: «Когда ты, Макарий, за нас молишься, мы имеем некоторое небольшое облегчение в наших мучениях». Понятно, что это всё равно скорбно, но хотя бы какое-то утешение, какую-то радость человеку доставить. Поэтому мы можем молиться и за умерших вне Церкви, и за самоубийц с надеждой на то, что Господь в какой-то степени им эти вечные мучения облегчит, хотя понимаем, что человек сделал свой выбор, и конечно, участь его довольно печальна. 

Мы не молимся за этих людей церковной молитвой, то есть мы не поминаем их на Литургии, мы не заказываем за них панихиды. Почему? Потому что любая церковная молитва предполагает, что человек был верующим, старался жить по заповедям и надеялся на вечную жизнь. Поэтому за таких людей, за самоубийц, за людей, умерших вне Церкви, будет просто лукавство молиться таким образом. Человек не был верующим, человек согрешил как-то тяжко, пошел против Церкви, против ее заповедей – это будет некоторой ложью.

Но это не значит, что мы не можем сами молиться. При этом и в храме можем молиться, и свечи можем ставить, только не подавать эти имена на общую церковную молитву, и надеяться на Бога. 

– А как молиться за некрещеного младенца? 

– Молиться за них можно таким же образом, как за самоубийц, некрещеных – своей молитвой, пожалуйста, можете свечи ставить. Только на общецерковную молитву подавать их имена не надо.

– Можно ли ради интереса узнавать свою судьбу по картам? 

– Знаете, такой интерес всегда опасен. Начинается просто с интереса, а потом дай-ка еще что-нибудь узнаю, еще что-нибудь и так далее. Лучше поостеречься, это будет наиболее правильно. 

– Если человек сделал тебе очень плохо, и ты в сердцах хочешь его проклясть, как потом покаяться, чтобы очиститься? 

– Во-первых, так на Исповеди и сказать. А во-вторых, покаяние в любом случае должно быть деятельное. Если человек сделал нам очень плохо, нам хочется его проклясть, надо постараться за него молиться. Это очень тяжело, всё в душе протестует: как же я могу пожелать ему добра, когда он такое натворил?.. Но эта молитва более ценна перед Богом. Господь Сам сказал: «Молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф. 5: 44), – это и будет наиболее правильное и деятельное покаяние. 

– Как сохранить мир в душе, если домочадцы ругаются между собой? 

– Сложно. Но Господь такие ситуации попускает для того, чтобы мы учились. Чем сложнее уроки, тем труднее их выучить, тем лучше результат. То же самое и здесь. Легко хранить мир, когда дома всё мирно, тихо и спокойно, а когда такие разногласия, очень важно быть миротворцем. Это тяжело. Помните о том, что необходимо молиться за этих людей, которые конфликтуют, и стараться быть миротворцем: не вставать ни на чью сторону, а стараться поддерживать мир.

Необходимо молиться за людей, которые конфликтуют, и стараться быть миротворцем

– Если человек тяжело болеет, какие молитвы за него читать?

– Мне кажется, что здесь важно не какие молитвы читать, а как молиться. Молиться искренне, от души и с полной верой, что Господь эти молитвы услышит и поможет. Есть канон за болящего, можно его читать, есть молитвы святым целителям. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить