Пастырские встречи. Молитва о родных

Тема молитвы всегда была, есть и, вероятно, будет одной из самых сложных, самых обсуждаемых во время разговора со священником, Пастырских встреч. Как молиться за родных, как молиться за обижающих, можно ли молиться своими словами? И вновь эти вопросы стали основными во время беседы, которую проводил иеромонах Лавр (Архипов).

1.jpeg

– Как молиться о ближнем? Есть какое-то особое молитвенное правило?

– Есть определенные молитвы, например, родителей о детях, детей о родителях. Можно молиться своими словами, можно раздавать милостыню ради ближних – милостыня многие грехи прощает. Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Молитесь и добрые дела делайте во имя вашего близкого. И когда делаете благодеяния, просите, чтобы люди молились за вашего родственника. Молитва эта не останется без ответа.

– Батюшка, как правильно подавать милостыню?

– Что Господь говорит о добрых делах, а не только о милостыне? У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6: 3).

Делайте втайне от других, и «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 6). Все свои добрые дела приписывайте не себе, но славя имя Божие – это обязательно, иначе вы в прелесть впадете и в гордыню, что вы такие хорошие. И когда делаете такие дела, не жалейте о них. Делайте спокойно, здесь нет никаких формул.

Все свои добрые дела приписывайте не себе, но славя имя Божие

– А если молишься за человека, а потом, когда общаешься с ним, он на тебя срывается, и так каждый день?

В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 19) Наши ближние – это наши кресты, которые мы несем на себе. Молитесь. Бывает, что срываются, ссорятся, ругаются, но это не значит, что мы должны бездействовать.

– Это из-за молитвы происходит?

– Нет, конечно. Это уже бесовский обман. Знаете, когда приходят и говорят: «Вот я не ходил в храм, у меня все было хорошо с бизнесом, семьей, я отдыхать каждый год ездил. А сейчас начал ходить в храм, молиться, и у меня все покатилось под откос, проблемы всякие начались. Это, наверное, из-за того, что я в храм пошел». Нет, конечно, не из-за этого. Нас просто бес пытается обмануть. Он пытается хорошее выдать за плохое, чтобы мы перестали молиться, чтобы мы перестали заботиться о своей собственной душе, чтобы мы разлучились с Богом. Это то же самое, когда человек тонет, а вы ему хотите бросить спасательный круг, но при этом останавливаетесь и думаете: «Если я брошу, он, наверное, начнет тонуть, поэтому я ему бросать круг не буду. Пусть он сам выберется». То же самое молитва – это спасательный круг для вашего ближнего. Молитесь за него.

Молитва – это спасательный круг для вашего ближнего, молитесь за него

– Как молиться о человеке, который повредил клеветой, колдовством?

– Скажу словами Священного Писания: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Молитесь о тех, кто вас обидел. О врагах ваших молитесь, прощайте их, говорит нам Священное Писание. Мы прощаем всех, даже наших врагов. Господь молился за распинающих Его на Кресте. Если чувствуете, что неполезно, невмоготу молиться за обидчиков, скажите духовнику и потом начнете, когда, может быть, отпустит, а сейчас молитесь о том, чтобы Господь умирил ваше сердце, чтобы иметь возможность простить.

2.jpeg

В Евангелии написано: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Прощайте врагов, благословляйте проклинающих.

Вы попробуйте обидчика простить. Что легче, просить обидчика или отомстить? В чем сила является? Сила является в том, чтобы простить желание навредить, отомстить, увидеть такое же горе обидчика, которое он причинил нам. Мы желаем мстить и тогда удовлетворяемся, когда и ему плохо так же, как и нам. А настоящий христианин находит в себе внутренние силы с помощью Божией своего обидчика простить.

– Если кто-то из близких или, родственников по нашему мнению, совершает грех, как ему правильно сделать замечание?

– Сделать правильно замечание – это искусство. Очень трудно. Есть в Священном Писании такие слова: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч. 9: 8). Что значит «обличай»? То есть указывай на ошибку. Вы не набрасывайтесь на человека и не говорите, что он неправильно делает и вообще такой-сякой. Нет, обличение здесь понимается в том, чтобы указать на ошибку и направить на истину, на правду. Людей мало, которые могут воспринять замечание в любом его виде, корректном или некорректном, и использовать его в пользу себе.

Зачастую мы очень гордые, и когда даже наши близкие делают замечание, это является причиной раздора, поэтому иногда замечания не стоит делать. Если вы знаете, что человека раним этими замечаниями, наверное, нужно просто терпеть и тяготы друг друга носить (см.: Гал. 6: 2). Это мое понимание, мой образ поведения с близкими и родными, а также теми людьми, которые меня окружают. Лучшее – это проповедь собственной жизнью, если вы касаетесь духовной жизни. Не надо проповедовать словом в ситуациях, когда вы понимаете, что человек не воспримет. Нужно собственным примером показывать то, как надо.

Если обратимся к Священному Писанию, то увидим, что Христос сначала помогал решить какую-либо проблему, а потом уже шла проповедь. Он кормил, и только потом шла проповедь. Замечаю в своей пастырской деятельности, что сначала нужно помочь или хотя бы посочувствовать, если помочь не можешь, и когда человек располагается, уже можно что-то и про Бога сказать.

– А если близкий совершает тяжкий грех?

– Молитву никто не отменял. Молиться нужно за человека. Если вы понимаете, что можно сделать замечание, то лучше наедине и очень-очень аккуратно. Вы знаете, иногда люди не понимают, что они грешат. Вы можете видеть, что человек грешит смертным грехом, а он этого и не осознает. И если действительно ситуация располагает, когда и его доверие к вам есть и он к вам прислушивается, то сказать очень аккуратно, наедине, без всяких слушателей. Может быть, какими-то притчами.

3.jpeg

Помните, как вразумлял пророк Нафан Давида? Он ему не прямо сказал, что он убийца, и совратил Вирсавию, и убил своего военачальника, мужа Вирсавии. Он пришел и рассказал ему притчу: «Жил богач, у которого было много скота мелкого и крупного. А был бедняк в его селении, которое принадлежало богачу, и у этого бедняка была всего лишь одна овечка, которую он любил как собственное дитя. И когда пришли к богачу гости, он пожалел из своего скота, забрал у бедняка эту овечку, заколол и подал своим гостям на стол». И спросил тогда у Давида пророк Нафан: «Какое наказание нужно дать этому богачу?» Давид ответил: «Смерти!» И тут пророк произнес: «А этот богач – ты». Видите, как он его вразумил. Тогда-то что-то и переключилось в голове у Давида, и он написал псалом 50-й, покаянный. Иногда нельзя прямо говорить, иногда нужно такими притчами выводить человека на покаяние. И молиться, обязательно молиться. Не думайте, если что-то не меняется у человека, то молитва ваша не работает, может быть, если бы вы не молились, было бы еще хуже.

Не думайте, что молитва не работает, может быть, если бы вы не молились, было бы еще хуже

– Многие смотрели «Берегись автомобиля». Там главный герой крал чужие машины и отдавал в детские дома. Себе он ничего не брал. Совершал ли он этим грех?

– Да, совершал. Мне очень трудно представить, если бы преподобный Серафим воровал чьи-то машины и отдавал их нуждающимся, вот таким Робин Гудом был. Нет, в любом случае воровство. Он пользуется чужим имуществом.

– Но он же не для себя.

– А какая разница? Он же берет чужое имущество. Давайте я сейчас к вам домой приду, заберу у вас деньги и скажу: «Не для себя. Это я сейчас больной бабушке отнесу». Как вы отреагируете на это? Вы скажете: «Батюшка, вы с ума сошли? Вы воруете у меня». Или я ночью к вам проберусь, заберу у вас имущество и отдам кому-то. Приятно вам будет? Нет, будет неприятно. Не берите чужое никогда. Вам не принадлежит – не берите.

– Какая польза от чтения Евангелия? Как нам лучше бороться со своими страстями?

– В чем же польза чтения Евангелия? В том, что это откровение Бога, истина. У нас ведь с вами все очень субъективно. Мир объективен, истина одна, она объективна, но мы всё воспринимаем иногда очень субъективно, и человек теряется в многообразии всевозможных мнений, философских веяний, религиозных течений. Путь один – Евангелие. Там сохранены откровения Бога – истина. В Евангелии указан путь, по которому мы должны идти, чтобы достигнуть хорошего результата, в первую очередь наследия Царствия Небесного. Если мы знаем Евангелие, то мы не будем попадаться в определенные ловушки.

– Как лучше бороться со своими страстями?

– Противоположными добродетелями нужно бороться против страстей. Против чревоугодия – постом и умеренным питанием. Против гордыни – смирением. Против злобы – любовью. Против непрощения – прощением. И так далее. Противоположной добродетелью.

– Как заставить сердце поверить в то, что ты ничтожество?

– Господи, помилуй! Нет! Вы – венец творения Божия! Вы – образ и подобие (к подобию нужно еще и стремиться, конечно же). Вы – удивительное создание. Нет на Земле и во Вселенной больше такого создания, которое несет на себе отпечаток образа и подобия Бога. Ни в коем случае! Почему мы и к близким должны относиться как к образу и подобию Божию, с почтением, какой бы ни был этот близкий. Может быть, он негодяй последний, но мы все равно к образу и подобию относимся и стараемся его полюбить, ему помочь.

4.jpeg

Читая святоотеческую письменность, нужно правильно интерпретировать ее. Не имеется в виду, что мы ничтожество, подразумевается некая беспомощность. Без Бога мы не можем реализовать даже самого благого маленького дела, а уж тем более спасения нашей души. Вот поэтому мы и должны быть обязательно в общении с Богом. Господь вместе с нашими маленькими усилиями будет творить великие дела в нашей жизни.

– Как отличить голос совести от мнительности?

– У нас есть с вами увеличительное стекло, чтобы разглядеть наши поступки и понять, какие они, хорошие или плохие. Какое у нас есть увеличительное стекло? Евангелие! Им пользуйтесь, чтобы отличить ваше сомнение. Если по Евангелию, значит, все нормально, все хорошо. Если против Евангелия, то это является уже грехом. Вот и все.

– Может ли человек сам избавиться от страстей, или это Бог очищает человека?

– Не может сам человек очиститься от страстей. Не может, потому что источником всякого благодеяния является только Бог. Самостоятельно не сможете стяжать добродетель. Если вы будете упражняться самостоятельно в добродетели любви – не преуспеете. Истинной добродетели не будет, источник этой добродетели – Бог. И прежде чем вступать с Богом в общение, вы должны очистить совесть, душу, переменить ум. Метанойя должна произойти – вы должны чистыми подойти к общению с Богом. И тогда Господь придет и с Отцом в вас обитель сотворит – вы станете храмом Духа Святаго. В Священном Писании написано, что человек без Бога ничего. Человек сам ничего не может, все возможно лишь Богу.

– Что нужно сделать, чтобы избавиться от страстей?

– Изменить образ жизни по Евангелию через покаяние. Покаяние – это не только осознание и констатация своей правоты и грехов, но и желание исправиться, действие к этому.

– А как же: «На Бога надейся, а сам не плошай»?

– На Бога надеяться обязательно нужно, но и собственные действия должны быть. Не просто ложитесь на диванчик и говорите: «Все, Господи, в Твои руки предаю дух мой. Вот делай со мной что хочешь, но я ничего делать не буду». Дело спасения человеческой души – это дело двух: Бога и самого человека. Если человек не прилагает усилия, Бог ему не поможет. Человек должен трудиться: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Понуждать, заставлять, нудить себя к Царствию Небесному идти. Если нудить себя не будете, ничего хорошего не будет.

Дело спасения человеческой души – это дело двух: Бога и самого человека

– О прежних содеянных грехах надо поминать и сокрушаться о них?

– Читая святых отцов, я пришел к мнению, что исповеданные грехи, тяжкие особенно, вспоминать нельзя. Три причины на это есть. В первую очередь это может привести нас к унынию. Почему? Потому что в том состоянии, в котором мы сотворили эти грехи, мы были другими и по-другому мыслили. Может, и не знали, что это страшный грех. Вторая причина, почему не надо вспоминать старые исповеданные грехи – недоверие Богу: «А вдруг Господь не простил меня в таинстве Исповеди?» И вот человек начинает каждый раз на исповеди один и тот же грех мусолить. И вспоминает, и недоверие к Богу проявляет.

Третья причина. Если среди грехов были сладострастные грехи, например прелюбодеяние, блуд и так далее, воспоминание о них может привести человека к падению. Человек начинает вспоминать, как ему было в тот момент. Вроде бы кается, но и вспоминает, как было сладенько ему. И начинает разжигаться, распаляться, и это приведет его к падению. Нельзя вспоминать старые исповеданные грехи.

5.jpeg

Становитесь лучше с каждым днем. Исповедуйте только те, которые совершили не так давно, либо вспомнили неисповеданные грехи. Остальные забывайте и говорите: «Слава Богу! Господи, Ты принял мое покаяние, и я буду стараться больше этих грехов не совершать».

– Скажите, пожалуйста, душа у человека появляется с рождением человека или раньше? Как к этому вопросу подходит православие?

– Душа зарождается в момент зарождения тела, так считает Православная Церковь. Души не существует до зарождения жизни в утробе матери. Во время зарождения плода и душа появляется, поэтому аборты являются смертным грехом – это убийство.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить