Пастырские встречи. Молитва

Если молитва – это общение с любящим нас Отцом Небесным, то почему иногда мы с большим трудом совершаем молитвенное правило? Что такое молитва от сердца, и как быть, если сердце на молитву не откликается? Как отличить своеволие от воли Господа, и до какой степени можно возлагать на Бога свои проблемы? Пастырские встречи, которые собирают в кафе «Несвятые святые» прихожан Сретенского монастыря, помогают находить ответы на самые главные вопросы. На очередной встрече с прихожанами на вопросы отвечал иеромонах Лавр (Архипов). 

Отец Лавр, ум очень рассеян. Как и с чего начать собирать его воедино? Евангелие трудно читать, молиться почти невозможно. 

–  Исходя из своего небольшого опыта, я понимаю, что это «не могу» зачастую значит «не хочу». Господь дает силы, особенно на осуществление добрых намерений наших, на молитву. Все Господь дает. Просто нужно взять себя за шкирку и заставить сделать так, как следует. Заставлять надо себя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12).

Как избавиться от лени? То сил нет, то настроения, то не понимаешь, что конкретно делать. Чем больше думаю о лени, тем больше ленюсь. Что делать?

– Трудиться. Дела всегда есть, и молитвенное правило, и заботы домашние всегда есть, наверное, есть люди какие-то рядом, о которых нужно позаботиться, и работа наша повседневная, за которую мы денежку получаем от работодателя. Всегда есть много дел. Не позволяйте лени возобладать над вашей волей, а вы должны проявлять трудолюбие и трудиться, иногда даже до кровавого пота, как говорится. 

Оружие против греха – противоположная добродетель. У винопийцы – это трезвость, у блудника – целомудрие, и так далее. 

Воля своя и воля Божия: как отличить?

– Это две разных вещи, конечно. Как отличить свою волю от воли Божией и принять решение прежде, чем что-либо сделать? Как понять, есть в этом воля Божия или нет? Изучайте Священное Писание. Берите Священное Писание как стеклышко и через него смотрите на мир. Если, глядя через это стеклышко, вы понимаете, что ваше решение сообразно воле Божией, не противоречит учению Божиему, значит все нормально, поступайте так. Если видите, что ваше решение нарушает учение Божие, значит, оно несообразно воле Божией, так делать нельзя. Вот и все. Для того, чтобы отличать, нужно знать учение Христа. Через него и нужно смотреть на этот мир. 

Берите Священное Писание как стеклышко и через него смотрите на мир

До какой степени можно возлагать на Бога свои проблемы?

– Постоянно на Бога возлагайте свои проблемы. Но не бездействуйте. Бездействовать нельзя. Господь поможет за ваше трудолюбие обязательно. Все приносите к Его ногам, всегда и все, бесконечные разы. Мы без Бога ни на что не способны. Но, когда просите у Бога разрешения тех или иных проблем в своей жизни, принимайте любую Его волю. В этом и заключается доверие Богу. «Господи, помоги мне, такая вот ситуация, но я приму любую Твою волю. Поможешь разрешить на пользу? Не поможешь разрешить, либо не разрешится эта проблема – значит, такова Твоя воля, значит, мне нужно немного потерпеть, немного пострадать для какого-то, наверное, благоприятного, лучшего итога». 

Когда просите у Бога разрешения тех или иных проблем, принимайте любую Его волю. В этом и заключается доверие Богу

Господь все время пребывает в нашей жизни. Это такой добрый Отец, к Которому всегда нужно прибегать и с благодарность, и с просьбами, потому что без Бога мы действительно ни с чем не справимся.

Если мы почитаем Святую Троицу, объясните, почему самая сильная молитва – Иисусова, обращенная к Одному Лицу Троицы?

– Вы знаете, к градации молитв я не очень хорошо отношусь. Любая молитва, если она искренняя, если она действительно умом совершена, если вы через нее находитесь в общении с Богом, является сильной, потому что она подлинная и настоящая. 

Это так же, как сказать, что этот грех серьезный, а этот несерьезный. Любой грех отлучает от Бога, и недооценивать тот или иной грех, который вам кажется не очень страшным, нельзя.

Так же и молитва. Сказать, что эта молитва сильная, а эта – нет, нельзя. Любая молитва, если она настоящая, сильная и наполнена благодатью Божией. 

Чем отличается внутренняя молитва от внешней? Есть живая молитва – внутренняя, от сердца, и внешняя – книжная, когда ты не чувствуешь Бога. 

– Я так понял, что внешняя молитва – это просто вычитывание, а молитва внутренняя, когда с разумением и от сердца. В молитве нам приходится себя понуждать. Нередко бывает во время молитвы, что наш ум выходит из молитвенного состояния и начинает кашу варить, дела какие-то делать повседневные, вспоминать о каких-то проблемах и пытаться их решить, а уста наши произносят слова молитвы, и получается не молитва, а вычитывание. 

К чему я это все говорю? Даже если вы не ощущаете ничего, но при этом стараетесь выполнить молитву серьезно, то есть заключая ум в словах молитвы, понимая, какие слова вы произносите, о чем вы Бога просите в этих молитвах, то это молитва подлинная, даже если сердце молчит. Рано или поздно Господь коснется вас Своей благодатью, и вознаградятся ваши труды. Но зачастую, вернее даже очень часто, у нас получается, что сердце неактивно в молитве. Вас это не должно смущать. Не смотрите на чувственное состояние, а молитву как раз исполняйте умом, тогда и будет у вас получаться. Рано или поздно ваше постоянство в молитве, подлинное ее выполнение вознаградятся, и сердце тоже будет присовокупляться к вашей молитве. 

Не смотрите на чувственное состояние, а молитву как раз исполняйте умом, тогда и будет у вас получаться

Многие молитвы внушают страх перед Богом, в них говорится о гневе Божием. Должно ли испытывать страх? И как страх совмещается с любовью? Мне кажется, если кого-то любишь всем сердцем, то вряд ли в такой любви есть место страху. 

– Страх Божий – это не страх наказания, а боязнь оскорбить и обидеть Бога. Вот что значит страх Божий. Когда мы кого-то любим, мы боимся огорчить человека. Дети боятся огорчить своих родителей, принести плохую оценку домой. Вот и страх Божий сравним с отношениями между родителями и детьми. Бойтесь Бога горчить своими неправильными поступками – вот что значит страх Господень. 

Я помню, в детстве получил первую свою двойку в третьем классе и боялся домой идти. Действительно боялся идти домой, у меня был страх наказания. Я пришел домой, помню, мама что-то готовила, по хозяйству хлопотала. Увидев мое лицо, которое было чернее тучи, она спросила: «Что случилось?» Мне было страшно говорить, но мама не отступала и все-таки вынудила меня раскрыть причину такого огорчения. Я ей рассказал и боялся, что она меня сейчас начнет ругать, а вместо этого она посадила меня на колени, обняла и сказала: «Ничего страшного, бывает, сыночек. И отличники получают двойки». И в этот момент меня как прорвало, слезы потекли – слезы благодарности, тепла. Она дала мне силы двигаться дальше, и я, выучив задание, уже получил пятерку и исправил этим свою двойку. Вот отношение Бога к нам. Господь никогда нас не накажет. Говорите Ему о всех своих печалях, о всех своих невзгодах. Господь об этом говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Господь успокоит, даст нам силы, как мне в свое время дала мама. 

Отец Лавр, ощущаю, что потерял благодать. Как двигаться дальше?

– Как я понимаю, в течение какого-то времени человек ходил в храм, в начале пути его была особая благодать, как у всех новоначальных, и все с радостью делалось, без труда: и молитва спорилась, и не надо было себя заставлять в храм идти и добрые дела делать. А потом в какой-то момент эта благодать отошла, наверное, по состоянию греховности человека, и вот вопрос: «Что делать?»

Начнем с того, что нельзя руководствоваться чувствами, нужно руководствоваться умом в первую очередь. Дело в том, что чувства нас зачастую могут обманывать, а ум наш, который в лучшей степени понимает Священное Писание, святоотеческую мысль и хранит их в себе, может нас правильно направить. Почему чувствам не надо доверять? Вы все прекрасно знаете, насколько мы изменчивы, насколько непостоянны, и даже те чувства любви, благодарности, тепла, которые мы испытываем к свои близким, иногда исчезают, и появляются на их месте и раздражительность, и ненависть, и отторжение, и обиды. И если в этот момент человек начинает руководствоваться этими чувствами, он наносит неисправимый вред своим близким. Поэтому на чувства не обращайте внимания. 

Из творений святых отцов нам ясно, что новоначальному христианину всегда дается особая благодать от Бога для того, чтобы человек, делая первые шаги в Церкви, почувствовал, что есть жизнь во Христе, и понял, насколько это благодатно, насколько это радостно, насколько сильно ощущается полнота жизни, и цель жизни определяется. И человек действительно радуется и летает на крыльях веры, но потом… Это как родители, которые учат ребенка ходить: сначала поддерживают его на руках, а он там телепает своими ножками и практически не применяет своих сил, в основном родители его поддерживают, а потом оставляют его на каком-то расстоянии, отходят от него и уже подзывают малыша к себе, и малыш уже пытается, применяя свои силы, подойти ближе к своим родителям. Но при этом родители контролируют его, и, если есть угроза падения, подхватывают. Так  же и Господь учит христиан, которые делают первые шаги. Он их сначала поддерживает и делает за них максимально всю работу, а потом уже немножечко отходит в сторону, наблюдает за ними и призывает к Себе, чтобы они сами шли к Нему и учились на том учении, которое Он нам оставил, на евангельском учении. 

Путь христианина не терпит сомнений, не терпит, когда мы оборачиваемся назад, на прошлую жизнь, не терпит непостоянства, не терпит теплохладности. Что значит теплохладность? Это одно из самых первых состояний, которое Господь осуждает в Евангелии. Это когда я вроде бы с Богом, но при этом не максимально вырабатываю, не максимально исполняю повеления Божии и при этом еще иногда оглядываюсь назад: «А как там было? С тем грехом хорошо было». Это теплохладность. И Господь говорит: О, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3: 15). Теплохладность – это самое плохое состояние.

Как двигаться дальше? Сесть, подумать, где человек сделал ошибки, где он не усердствовал, где он не выкладывался на сто процентов, и исправить в себе все недостатки сообразно Евангелию и трудам святых отцов. Тогда мы снова начнем чувствовать благодать Божию. Потому что там, где есть нечистота, недоработка – благодати Божией не будет, потому что мы себя не очистили. И только после того, как мы внутренне очистим себя, мы можем призвать Бога и стать храмом Его. Вспомним слова молитвы «Царю Небесный» – «прииди и вселися в ны». Надо сначала себя очистить с помощью Божией.

Влияют ли грехи рода, родителей, на детей и последующие поколения? 

– Влияют. Поэтому очень осторожно себя ведите, зная, что вы можете навредить своим потомкам. Не влияют только в том случае, если ваш потомок приходит к Богу и общается с Ним через молитву, через исполнение заповедей, через Таинства церковные. Об этом говорится в Священном Писании, а благословляет Господь до тысячи родов (см. Исх. 20: 5–6). Поэтому если у кого-то были в роду святые люди, праведники, то это великое счастье.

Как вы считаете, почему в наше время перестает существовать старчество? И о современных святых почти ничего неизвестно. О чем это может свидетельствовать? 

– Я не думаю, что старчество перестало существовать. Дело в том, что современники не всегда осознают, рядом с кем они находятся. Не всегда это бывает настолько очевидно и ярко. Кроме того, подлинный святой никогда не скажет, что он святой. Когда люди общались с отцом Иоанном Кронштадтским, не все почитали его за святого. Бывало, его священники выгоняли из храмов, которые он хотел посетить. Миряне к нему относились иногда неправильно. Он такой странненький был на взгляд людей того времени. 

Про отца Иоанна (Крестьянкина) посетивший его человек сказал: «Добрый старичок, и все замечательно». А в этом добром старичке Дух Святой почивал. Не всегда мы осознаем, рядом с кем мы живем. Есть ли сейчас святые или старцы? Наверное, есть, но пока они скрыты от нас. Мы еще не понимаем этого, а со временем Господь проявляет. Зачастую это бывает после их смерти, когда происходят чудеса, исцеления на могилке того или иного праведника. Поэтому я не думаю, что старчество исчезло, либо святых людей совсем не стало. 

Действительно, по словам Игнатия Брянчанинова, земля Русская оскудела преподобными, святыми. Но то, что они совсем исчезли – нет, не исчезли. Старчество кочует из монастыря в монастырь и со временем проявляет себя в более очевидном виде. 

Маленький совет: не ищите старцев, у вас есть Господь Бог. К Богу стремитесь, а не к старцам. Все у вас есть: и Причастие у вас есть, и Исповедь, и Священное Писание, которым нужно руководствоваться, и творения святых отцов. Вот и общайтесь с теми подлинными старцами, которые оставили свои труды для нашего назидания. В первую очередь, конечно, изучайте Священное Писание, что нам дал Господь. Искать старцев все время, преподобных, святых – не надо этим заниматься. Если Господь сведет – слава Богу, а так ищите Бога, в первую очередь Бога. 

Не ищите старцев, у вас есть Господь Бог. К Богу стремитесь, а не к старцам

Ваше отношение к нарушению церковного этикета? Хождение по храму во время службы, разговоры, уход после Причастия…

– Единственный совет хочу дать – не смотрите ни на кого. Помню, отцу Иоанну Кронштадтскому задали вопрос: «Батюшка, вот вы путешествуете, разные приходы посещаете. Там люди разные, батюшки разные, кто-то знает церковный устав, кто-то, может быть, не совсем хорошо знает, может, кто-то делает ошибки во время богослужения или неправильно себя ведет. Вас это не раздражает, не беспокоит?» И отец Иоанн  Кронштадтский ответил: «Вы знаете, я не замечаю. Я во время этого молюсь. Я не могу заметить, потому что молюсь». Поэтому вот вам маленький совет – не смотрите ни на кого. Если вы находитесь в храме для молитвы, а не для того, чтобы смотреть за кем либо, – молитесь. Вас ничто не должно беспокоить. 

Бывают разные ситуации. С детьми пришли родители, и ребенок бегает – это неизбежно. Дети на месте устоять не могут – это против их физиологии. А то, что раньше уходят с богослужения – в Москве люди очень много работают, может быть, на работу человек спешит, может, ему какие-то очень серьезные дела нужно сделать, и вот он выкроил время хотя бы прийти, причаститься. Старайтесь больше оправдывать людей, а не осуждать, как делали великие святые. За такое благочестие и человеколюбие и Господь нас тоже помилует.  

Нравится человек, но он не верующий. Стоит ли связывать свою жизнь с ним? 

– Общайтесь. Никто не должен вставать между вами. Нравится человек – общайтесь. Вы призваны к проповеди, вы призваны своей жизнью показывать людям, что есть жизнь христианская. И если у вас подлинная христианская жизнь, вы неверующего человека можете обратить в веру. Он увидит, что вы – свет мира (Мф. 5: 14), вы – соль земли (Мф. 5: 13). 

Можно ли связать с ним свою жизнь? Можно. Нет ничего страшного, если только он справедливый, хороший, добрый. А потом, бывают случаи, и они нередки, когда христианин приводит своего товарища неверующего в храм, и он становится большим христианином, чем тот, который его привел. Поэтому, если нравится, общайтесь. Только не спешите заключать брак, пока не узнаете человека до конца.

Правильно ли отпевать умершего, если он при жизни в храм не ходил, но человек хороший, крещеный?

– Если крещеный, отпевайте. Потом, вы же всей его жизни тоже не можете знать. Каждая душа – потемки. Вы не сердцевед, лишь Господь сердцеведец. Может, человек на одре болезни лежал и просил у Бога прощения, и Господь принял его душу. Поэтому, конечно, совершить отпевание необходимо при условии, что он крещеный. 

Как научить подростков хотя бы вере и уважению, если все упущено, и они только злятся и имеют свое мнение?

– Оставьте нравоучения при себе. Ничего добиться нравоучениями вы уже не сможете, только добрым отношением и молчаливой проповедью вашего христианского поведения. Нравоучениями вы ничего не сделаете, будет только хуже. И выстраивайте доверительные отношения. 

Можно ли подавать записки за человека неверующего, но доброго и хорошего? 

– Нет. Только в личной молитве по благословению священника можно его поминать. Дело в том, что все-таки он не является членом Церкви, а Церковь молится в первую очередь за христиан. И насилие, даже духовное насилие над человеком некрещеным проявлять нельзя. На проскомидии, на каких-то молебнах его поминать нельзя. Если человек хороший, добрый, по благословению священника можно поминать его в частной, домашней молитве.

– Умирать страшно, больно. Как долго длится этот переход от смерти к жизни вечной?

– Не знаю. Узнаю, когда Господь сподобит меня, но я рассказать не смогу. У всех, наверное, по-разному. Страшно? Да, страшно. Даже святые боялись, но они в первую очередь боялись Суда Божьего, а не смерти. Преподобный Антоний Великий говорил: «Да, я боюсь умирать». Но когда он дожил до определенного возраста, достиг духовной высоты, сказал: «А теперь мне не страшно умирать, потому что смерть – это разрешение от бремени этого мира». Он устал и понимал в тот момент, что пребывать с Богом в обителях Небесных – это блаженство. Это действительно блаженство и счастье – с Богом быть вместе. А здесь, на земле, мы зачастую мучаемся от болезней, от старости, от всего остального. 

Как бороться с унынием, отчаянием? 

– Не унывать. Против любого греха есть противоположная добродетель. Уныние и печаль до добра не доводят. Противоположная добродетель – радость о Господе. Радость, что Господь привел нас в этот мир из небытия в бытие. Вы находитесь в храме, Господь вас призвал, вы крещеный. Чего унывать и печалиться? Все невзгоды возлагайте на Господа, Господь поможет преодолеть даже самое тяжелое. Но не позволяйте унынию завладевать вами, это не настолько безобидное состояние, это очень опасное состояние. В своей кульминации уныние либо печаль могут человека довести до суицида. И очень часто, особенно после грехопадения приходят эти состояния уныния и печали, и бес этими состояниями очень умело пользуется, чтобы обезоружить человека, обезвредить его. Ведь в унынии, в печали, человек не способен ни на молитву, ни на покаяние, ни на какие-то другие дела, даже повседневные, он просто лежит, страдает, бездельничает, всех ненавидит. Не позволяйте себе быть в этих состояниях. 

Все невзгоды возлагайте на Господа, Господь поможет преодолеть даже самое тяжелое

Потребительское общество стимулирует в людях разобщенность, эгоизм, инфантилизм. И рассадником всего этого является киберпространство. Под ударом находятся дети. Что этому противопоставить?

– Евангельское повествование этому противопоставить. Воспитывайте правильно своих детей своим личным примером. Какая атмосфера царит в вашей семье? Потому что ребенок будет брать пример с тех, кто окружает его. И то, как он будет подготовлен к дальнейшей жизни, зависит от того, как вы его воспитаете. Если ли доверие между ним и вами? Может ли ребенок вам раскрыться, рассказать о своих проблемах, или он боится раскрыть эти проблемы? Все зависит от того, как вы его воспитаете и что вложите в него. Вот пока он младенчик, он глина, из него слепить можно все что угодно и вложить в его ум тоже можно все что угодно. Если здесь проявите нерадение, то потом будут проблемы серьезные и у вас, и у него. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить