Пастырские встречи. Наши перегородки до неба не доходят

Как молиться за неверующих родственников? Могут ли быть крестные неверующими и как научиться соблюдать десять заповедей, оставленных нам Спасителем? На эти и некоторые другие вопросы на Пастырской встрече отвечает иеромонах Филарет (Трунин). 

1 (28).jpg

– Скажите, после смерти все ли души воскреснут? Не православные, а атеисты, сектанты.

– Анекдот такой есть. Водят экскурсию по раю и показывают – это у нас такие, а это такие, а в том углу – православные, они думают, что они тут одни. Святитель Филарет Московский, образованнейший архиерей, говорил: «Наши перегородки до неба не доходят». Для нас перегородки – это главное, а Бог встречает любого человека по своему суду. Не по нашему разумению. Мы думаем, что православные – первый сорт, католики – второй, мусульмане – третий. Ничего подобного. Глубоко посрамлены будут и первые, и вторые, и третьи, которые выстраивают эту систему – кто у Бога самый любимый. Еще мать сыновей Зеведеевых пришла ко Христу просить, чтоб Он одного по правую руку, другого по левую поставил, и то посрамлена была. По суду совести. Я несколько раз обращал внимание: иду в метро, валяется кусок хлеба, все спокойно перешагивают, только какой-то узбечонок возьмет его и положит туда, где его ногами не топчут. Но наши! Когда выходим из монастыря, у нас тут столько псевдонищих сидит, и после себя такое оставляет! Православные думают, что они сотворили милостыню, и вот этим явным и тайным алкоголикам от души надают столько, что им на всю неделю хватит. Тридцатилетний мужик, сидящий под воротами монастыря с отяжелевшим лицом после вчерашнего и позавчерашнего… и мы ему даем и на сегодняшнее, и на завтрашнее, и на послезавтрашнее. И считаем – мы христианский долг выполнили. Если вас это так отягощает, дайте ему булочку маленькую. Он же на хлеб у вас просит? Отказывается? А, значит, сыт!

Бог встречает любого человека по своему суду, а не по нашему разумению

– А если неверующие родственники, я могу за них молиться?

– А у нас практикующих верующих на самом деле до пяти процентов. И что, мир погиб? Нет, так же женятся и замуж выходят. 

– Батюшка, скажите, пожалуйста, как поминают старообрядцев?

– Мы не поминаем их на проскомидии. Митрополит Никодим в свое время разрешил свечи ставить во здравие, если приболеют. А если, допустим, муж – старообрядец, жена – православная, как быть? Поминать! Как доброго, хорошего мужа.

2 (24).jpg

– Как молиться матери, если она не знает: сын погиб или жив?

– Так и молиться, как о живом. Даже раньше было такое постановление: если человек пропал, то первые пять лет молимся как о живом. Если за это время не нашелся – молимся как о мертвом. Либо мы верим, либо не верим. Вера либо центр нашей жизни, либо она там, с краю.

– Вопрос, как спасти человека без участия самого человека?

– Невозможно без участия человека его спасти. Либо мы пускаем Бога в свою жизнь, либо нет. И ничего другого не будет. А у нас все крещеные, у основной массы мужчин жизнь проходит между крещением и отпеванием.

Невозможно без участия человека его спасти, либо мы пускаем Бога в свою жизнь, либо нет

– А как узнать, за скольких людей молиться?

– Каждый сам решает. За своих духовных наставников, за родителей, за своих детей, за ближний круг родственников, за близких друзей. А все остальное – по желанию. Даже когда мы молимся за всех православных христиан – мы за всех помолились. Молиться и за кого хочется, и за кого не хочется.

– Женщина крестила сына, но на дому. Не будет греха, что крестная у него невоцерковленная?

– А что, у всех воцерковленные крестные? Поймите, если мы сейчас всех разбирать начнем, то у нас, по большому счету, молиться некому и не за кого. Лучше молиться за всех, а уж за врагов… это вообще высший пилотаж!

– Если ребенка крестили, но крестная на Таинстве отсутствовала, однако ее записали, является ли она крестной?

– Конечно, нет. Это профанация. Кто крестил, тот и является восприемником. Является ли матерью та, которая бросила? Нет, конечно. А какая приняла? Она является.

Батюшка, как бороться с осуждением, с рассеянностью в храме? За чтением духовной литературы как не думать о грехах, в которых исповедовался?

– Это серьезный момент. Рассеянность – это когда нам по большому счету неинтересно. Когда нам интересно, мы живем этой жизнью. Возвращаемся на исходную и пытаемся участвовать во встрече с Господом на Литургии, переживать события праздника, если мы пришли на праздничное богослужение. Ведь вся служба нас возвращает к этому. Толкает нас на это. А мы где-то улетели… Мы живем там, где нам интересно.

3 (21).jpg

– Батюшка, а как врагов полюбить?

– Это, наверное, пустить Бога так глубоко в себя, как немногим дано. Это высший пилотаж. Это высшая степень самоотверженности. Рациональное сознание, которое у нас главенствует, ни одного шанса не дает полюбить врага. Нас призывают простить наших личных врагов, а не врагов государства, страны. Помните, когда великая княгиня Елисавета Федоровна пришла к Каляеву – убийце мужа – и пыталась ему еще там проповедовать? Сколько таких случаев мы еще назовем? Пальцы обеих рук свободны останутся. На это, наверное, надо себя сломать.

– А как это в себе сломать можно?

– Есть вещи, когда надо переступить через себя. Допустим, сын выбрал не ту. И я всеми фибрами встала против, но родился внук, и я пойду, меня позвали. Это самый слабенький вариант, на котором ломаются наши семейно-брачные отношения. Это до врагов. И самая страшная вражда – внутри семьи.

– Женщина вышла замуж, брак венчанный, а не сошлись. И она хочет уйти…

– У нас каждый второй брак распадается. У нас никто не хочет уступать. Муж под жену не подстраивается, жена – под мужа. Каждый живет как хочет. Сейчас все женятся только по любви. Самые крепкие браки – это браки по расчету. Все знают, что теряют, что приобретают. С холодным умом.

– Как оставаться духовно укрепленным человеком, проживая в бездуховной западной стране, не осуждать Содом и Гоморру, которые там творятся?

– Вы знаете, а там верующих больше, чем у нас, та же Франция. А как молятся в Италии! В какое время б ты ни зашел, они сидят и молятся. И какую бы ты страну ни взял, верующие есть везде, Содом и Гоморра есть везде. Это как Вавилон – любой город-миллионник, найдешь все. И святость, и падение великое, кто что ищет. У нас есть два злачных заведения. И там полно народа, и там полно народа. И сказать, что у нас духовное общество, а там, за кордоном, оно бездуховное, не готов, поэтому очень желаю этому человеку укрепления в вере, и дай Бог, чтоб послал единомышленников.

– Не мешают ли монахам и монахиням миряне своей чрезмерной суетой?

– Нет, не мешают. Наоборот, освобождают. Вот на Афоне монахи делают все – и мужскую работу, и женскую.

– Десять заповедей соблюдать кто-нибудь может?

– А там ничего такого запредельного. Возлюби Господа Бога своего всей душой, всем помышлением (см.: Лк. 10: 27). Есть такие разумные ограничения, которые нам Богом предписаны. Возлюбить как самого себя. Вопрос, а кто ближний? А кто сделал вам милость? Есть притча о самарянине. Кто из трех твой ближний? Спаситель задает вопрос и Сам же отвечает: тот, кто сотворил милость. Как не возлюбить человека, который делает нам добро? Нонсенс. Нам делают добро, а мы их не любим. Тут все просто. Так и должно быть. Норма нашего даже не христианского, а человеческого общежития.

– Очень много искушений.

– Был такой владыка Киприан. Служил он на Ордынке в храме Всех Скорбящих Радость. И говорил он две проникновенные проповеди. Первую – в праздник Жен-мироносиц. Он говорил, что нет выше любви, чем любовь женщин, которые не побоялись ничего, даже смерти, и пришли к Спасителю. И вторую он говорил на Усекновение головы Иоанна Предтечи, что нет страшнее низости, чем женская подлость. И если она решила кого похоронить, она похоронит. И наша задача – понимать, что рядом твои братья и сестры, а не твои враги и недруги.

Наша задача – понимать, что рядом твои братья и сестры, а не твои враги и недруги

– Батюшка, Вы на Афоне были?

– Для монахов не так много мест на земле, где нам комфортно. Очень хорошо на Афоне, там нет посторонних. Там не надо прятаться, скрываться. Там рады везде. Закон гостеприимства. Греки – уникальная нация. Они христианство впитали с молоком матери. Для них это – основа жизни. Греки свидетельствуют всей своей жизнью, что они в первую очередь христиане, а потом уже – греки. Национальная идея у них тоже есть, но христианство, как мне кажется, превалирует. Как были 20 монастырей, так и остались. Почти везде все отремонтировано.  Греки ведут себя достаточно учтиво, вежливо, очень приветливо. Святыня – в каждом монастыре, службы – прекрасные, в каждом монастыре служатся каждый день. Есть скиты, кельи, все благоустраивается. Заброшенные места есть, но их очень мало. В первый мой приезд на катере плыли мимо Пантелеимонова монастыря, а он практически весь в руинах стоял тогда. И на моих глазах, 20 лет я там бываю, он отстроился полностью. Кто-то принципиально не пользуется помощью извне, но таких один-два монастыря. Старцы. Там непрерывная православная традиция. Все это там в наличии.

– Расскажите, пожалуйста, о святых людях, которых Вы встречали в жизни? Знали ли Вы отца Иоанна (Крестьянкина)?

– Отца Иоанна я в Печорах застал, когда они еще с отцом Адрианом попеременно служили. Те Печоры, старые, еще со старцами – это как Афон. Но я был молод, невнимателен, мало побыл, не все запомнил. В моей жизни были два святых человека. Это моя мать и моя бабка. Они себя распяли ради нас, своих сыновей. Нам всю свою жизнь посвятили. Преклоняюсь перед их светлой памятью.

4 (15).jpg
Будущий митрополит Тихон (Шевкунов) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

– Почему Церковь против судов?

– Мы живем в государстве, а в нем действуют законы: Бог – Судья, Врач, Учитель. Церковь просит христиан утрясать все свои проблемы между собой. У нас есть завет – не судиться у внешних, то есть не позорить свое звание христианина, и не более того. Мы не готовы. У нас нет мира в семье: даже мать и дочь умудряются каким-то образом жутко противоречить, нет мира на работе, мы не можем договориться ни с кем. Какие мы тогда христиане? Номинальные, воскресные, то есть в воскресенье до обеда мы – христиане, а после обеда – уже большой вопрос.яяяя

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Александр   18 октября 2022, 13:10
Проникновенные душевные слова отца Филарета дали краткие, но очень ёмкие ответы на вопросы, рождающиеся в каждой думающей душе.
Хотелось бы, чтобы их прочитал каждый человек - и даже не христианин.
Истинно так!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить