Пастырские встречи. О благодати и страхе Божием

У человека верующего, который ищет Бога, возникает множество вопросов: от богословских – что такое благодать и как ее ощутить – до практических – допустимо ли чтение акафистов после Причастия. Становится доброй традицией собираться за чашкой чая в кафе «Несвятые святые» и обсуждать эти и другие подобные вопросы. Иеромонах Иннокентий (Присадков), опираясь, прежде всего, на Священное Писание, дал максимально понятные ответы, которые помогают разрешить сомнения.

4.jpg

– Отец Иннокентий, что такое благодать? Можно ли ее почувствовать физически или душевно? Как определить, действует ли в тебе благодать?

– Благодать – это духовная сила Божия. Я думаю, в жизни каждого христианина хотя бы раз явным образом действовала благодать. Испытав это, человек понимает, что Христос – истинный Бог. Одно из свойств благодати заключается в том, что Святой Дух является нам в духе истины, и мы в этот момент или спустя какое-то время, осознавая это состояние, понимаем, что с нами был Бог. Благодать утешает. Она нам является также в духе некоего блаженства, некой любви, при этом мы понимаем, что это блаженство из духовного мира, и оно не может быть вызвано ничем земным. В благодати нет страха. Человек, испытывая ее, пребывает в состоянии покоя и гармонии. 

Есть также такое состояние, как прелесть, противоположное состоянию благодати. Это когда человек себе льстит и думает, что пребывает в каком-то духовном состоянии, тогда как на самом деле это состояние не духовное, а душевное, вызванное довольно активным неправильным образом духовной жизни, когда он нечто в себе взрастил и принимает это за благодать. По большому счету, если бы не было вот этого состояния, то мы бы, наверное, и не задавались вопросом, как определить, действует ли в нас благодать, это было бы и так понятно. Святые отцы и те, кто учили нас в семинарии и в монастыре, всегда призывали к тому, чтобы мы во время молитвы, во время чтения Священного Писания или размышлений о Боге никогда не ждали и не искали каких-то особых, «благодатных» состояний, оставляя все на волю Божию. Это один из моментов, который может уберечь нас от принятия каких-то ложных ощущений.

– Апостолы спали во время Преображения (см. Лк. 9: 32) и во время моления о Чаше (см. Мф. 26: 36–44). Это что, у них не было тогда благодати, или в этих двух случаях были разные причины для сна?

– И в апостолах была благодать, и Бог был рядом с ними, но, несмотря на это, наша человеческая немощь никуда не девается. То есть они оставались людьми, у них были свои страсти, предрасположенности ко греху, были добродетели, которые они развивали. В тот или иной момент в нас могут проявляться как страсти, так и добродетели, слабые и сильные стороны. В тот момент в апостолах проявилась слабость: Господь просил их бодрствовать вместе с Ним и пребывать в молитве, но они не нашли в себе силы и спали. 

4.jpg

– Как понимать слово «благодать» в четверостишии Пушкина: «Нет ни в чем вам благодати; // С счастием у вас разлад: // И прекрасны вы некстати // И умны вы невпопад»? 

– Мне кажется, Александр Сергеевич мог иметь в виду «благодать» не только в широком смысле слова как какую-то человеческую радость, но в том числе и Божественную благодать, некое благословение, которое человек получает в своей жизни. Есть люди, которые предаются унынию, ищут во всем плохое, а есть те, которые с верой и надеждой смотрят в будущее. Что же касается этого конкретного стихотворения, я думаю, стоит спросить у литературоведов, которые знают, к кому оно было обращено, и тогда можно будет более точно на этот вопрос ответить.

– А что значит «И прекрасны вы некстати // И умны вы невпопад»? 

– На самом деле, радостным тоже можно быть невпопад, а можно быть с Богом. Апостол Павел, кстати, говорит, что есть печаль ради Бога, а есть другая, мирская печаль: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7, 9–10). Печаль ради Бога – это когда мы печалимся, скажем, о каком-то своем несовершенстве, о каких-то грехах, но при этом мы должны быть с Богом. То есть мы не предаемся унынию, а молимся Богу, чтобы Он нам и ситуацию помог разрешить, и привел в правильное устроение духа. А печаль мирская – это когда человек печалится и унывает из-за своего недостаточного, как ему кажется, материального положения, из-за недостаточной славы и прочих мирских вещей. Такое уныние не может принести человеку никакого плода.

4.jpg

– Есть понятие «страх Божий», и есть понятие «страх». Страх – это вообще очень востребованная вещь в социуме, то есть, любое общество строится в той или иной степени на страхе, от страха прямого насилия до страха насилия опосредованного, психологического. Правильно ли я понимаю, что страх Божий – это, по сути, страх отпадения от Бога? Но ведь если ты веруешь, тебе нечего бояться. В чем разница между страхом и страхом Божиим?

– Страх Божий – это духовное состояние. Я не знаю вашу меру, но если вас на край пропасти поставить, наверное, вы начнете испытывать страх. Это человеческий, инстинктивный, нормальный совершенно страх, который нас удерживает от того, чтобы мы причинили себе какой-то вред. Если говорить про страх Божий, то это особый дар от Бога, это пребывание благодати Божией с человеком, состояние, когда человек понимает, что Бог находится рядом с ним, и не только понимает, но и ощущает Его присутствие, и боится совершить нечто, что противоречит Божией воле и Божиим заповедям. Это состояние благоговения перед Богом, и из него уже проистекает страх сделать что-то противное Божественному замыслу, страх согрешить или даже просто проявить дерзость. В такой момент человек благоговеет перед Богом, то есть это не рабский страх, а, скорее, чувство благоговения и любви. И, что самое интересное, страх Божий не парализует человека, он оставляет личности полную свободу.

Страх Божий – это состояние благоговения перед Богом, и из него уже проистекает страх согрешить

– Можно ли в какой-то мере соотнести страх Божий с боязнью огорчить или причинить боль человеку, которого мы очень любим, уважаем и ценим?

– Можно. Но страх Божий – это духовное состояние, и в нем больше благоговения.

– Я хочу спросить про страх, который человеку навязывает общество: страх того, что ты не реализовался, не в тренде и тому подобное. Вот этот страх, он ближе к греху?

– Конечно. То есть здесь мы говорим о страхе испытать стыд перед людьми, о страхе быть отверженным. И этот страх, в принципе, греховный. Или, например, человек привык каждый раз перед храмом осенять себя крестным знамением, но он стыдится это сделать, находясь в определенной группе людей. Это уже более серьезно, поскольку речь идет о свидетельстве нашей принадлежности к Церкви, к православной вере, ко Христу, и когда мы стыдимся об этом свидетельствовать, это может иметь для нас серьезные последствия.

Итак, есть инстинктивный страх, например, страх смерти или повреждения здоровью. Есть страх быть отвергнутым обществом, страх стыда. А есть страх Божий, благодатное состояние и особый Божий дар. Хотелось бы, конечно, чтобы каждый в своей жизни хоть немного к этому прикоснулся.

4.jpg

– В чем разница между понятиями «ипостась», «сущность» и «личность»? 

– Если сказать просто, личность – это то, чем мы друг от друга отличаемся. Сущность – это некая глубинная идея, которая пронизывает тот или иной предмет. Например, конструируется здание, и его инженерная задумка – это и есть его сущность, без нее не будет правильных чертежей и не будет красивого здания. А три ипостаси Бога-Троицы – это Лица, в которых Он Себя проявляет: Отец, Сын и Святой Дух. Господь един в Своей сущности, а в Лицах Он троичен.

– Как не осуждать?

– Есть грех как действие, как поступок. Если мы говорим об осуждении, то это в первую очередь вербальное осуждение. А есть некое негативное движение души по направлению к какому-то человеку, которое по сути тоже является осуждением, но уже на другом уровне, на уровне души. Осуждение зиждется на определенном душевном состоянии, а если бы этого состояния в нас не было, то мы бы и не осуждали. Это состояние тоже является греховным. Если вы хотите перестать осуждать, то вы должны избавиться от этого состояния, которое является причиной того, что мы к кому-то плохо относимся. 

Все святые отцы говорят о том, что человек, видящий свои грехи, не сможет осуждать другого человека. То есть смиренный человек будет и к другим с пониманием относиться. Приблизиться к этому состоянию можно по-разному, но в первую очередь – стремлением соблюдать евангельские заповеди, постоянным покаянием. Если мы будем более внимательны к себе, если мы будем анализировать свое состояние, те поступки, которые мы совершали, то нам будет легче понять и другого. Пусть даже человек совершил какой-то тяжкий грех, которого я не совершал, но, оказавшись на его месте, я с высокой степенью вероятности сделал бы примерно то же самое. Поэтому осуждать человека нам, скорее всего, не захочется, нам будет его просто жалко. Это вообще очень интересный момент: чем лучше человек сам себя понимает, тем лучше он понимает и других, и тем меньше он осуждает.

Чем лучше человек сам себя понимает, тем лучше он понимает и других, и тем меньше он осуждает

Если говорить про некое действие, которое мы каждый раз можем применять, то это отсечение помыслов, неприятие чувств, которые сопутствуют осуждению другого человека, покаяние в этих чувствах и мыслях, молитва, внимательное отношение к состоянию собственной души. Есть определенные периоды, когда мы углублены в себя, прежде всего, это Великий пост и вообще посты. А есть периоды радости, например, когда мы празднуем Пасху. Дай Бог, чтобы у нас все было в свое время, и чтобы, видя свои собственные слабости, мы и другим людям давали право на ошибку. 

– В котором часу вечером лучше вставать на молитву?

– Лучше всего вставать на молитву, когда у вас есть на это силы, а не перед самым сном, когда уже шатаешься и закрываются глаза. Ничего страшного не будет, если вы совершите вечерние молитвы за два часа до сна. Конечно, можно помолиться и в полусонном состоянии, и это лучше, чем ничего, но если есть такая возможность, сделайте это заранее. Вы и сами будете получать удовлетворение от процесса, делая все как положено, а не абы как.

– Как относиться к состоянию, когда не хочешь молиться? Чувство такое, что если пересилю себя, то возникнет отвращение к молитве на более долгий срок.

– Здесь вам лучше поговорить с духовником или со священником, у которого вы исповедуетесь. Действительно, бывают такие состояния, когда нам, возможно, нужно где-то сократить количество молитв и некоторое время, может быть, пару месяцев, более осознанно совершать небольшое молитвенное правило, а потом понемногу прибавлять к нему и постепенно это правило восстановить. Возможно, это именно тот случай. Но причина может быть и не в этом, а в чем-то другом.

4.jpg

– Следует ли приходить к монахам в монастырь на исповедь и искушать их?

– На мой взгляд, можно приходить и искушать, мы, наверное, для этого здесь и поставлены, и нас Божия Матерь и Господь терпят, поскольку мы стоим здесь, отпускаем вам грехи, исповедуем. Это одно из основных послушаний нашего монастыря – исповедовать людей, совершать службы. Мы даже расстраиваемся, когда видим мало людей на исповеди. Когда слишком много людей, нам тяжело, но когда почти никого нет, мы расстраиваемся: значит, что-то не так происходит. Поэтому приходите, мы всегда вам рады. А если вам было бы лучше посоветоваться о чем-то с белым священником, то вам монашествующий священнослужитель на исповеди так и скажет.

– Как часто нужно исповедоваться?

– Перед каждой литургией, это если говорить про нас. Тут у нас тоже все индивидуально, но я думаю, каждый из насельников исповедуется не реже раза в неделю, а, как правило, чаще. 

– Бывает, на исповеди хочется что-то рассказать священнику, а времени мало. Что делать: кратко назвать грех или все-таки рассказать священнику о том, что тебя мучает?

– Тут надо смотреть по обстоятельствам. Не забывайте, что священник за день исповедует очень много людей, и ваша история тоже не на одну минуту, а минут на пятнадцать. Можно попросить священника встретиться с вами и побеседовать после исповеди.

– Почему не рекомендуется читать акафисты после Причастия?

– А кто не рекомендует? Я никогда такого не слышал. Акафист – это хвалебное молитвословие, которое восхваляет святых, восхваляет Бога. Здесь нет никаких проблем: хотите читать акафисты после Причастия, читайте на здоровье, пожалуйста. 

– Как бороться с малодушием, если я молюсь, но у меня нет твердой веры в то, что я это получу? А вдруг то, что я прошу, мне неполезно? Всегда ли неправильно молиться о земном?

– На самом деле, молиться можно о чем угодно, за исключением тех вещей, которые явно греховны. Если у нас какие-то проблемы, скорби, если мы ищем себя и просим Господа, чтобы Он нам помог, в этом нет ничего плохого. Если на это будет Божия воля, Господь нам поможет через какое-то время. Мы же помним евангельские слова: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 7–11). То есть просить у Бога – это совершенно нормальное занятие и даже, я бы сказал, необходимое. Конечно, нужно не только молиться, но и самому какие-то усилия к этому направить. 

Другое дело, что то, чего мы просим, может быть нам неполезно в конечном итоге, поэтому молиться лучше так: «Господи, я хочу вот этого, дай мне. Но если неполезно, тогда не надо, да будет на все Твоя воля». Потому что молитва, конечно, может быть дерзкой. Помните, как евреи возроптали в пустыне, когда не было еды? Они получили эту еду: налетела стая перепелов, и они начали с голода ими просто давиться. В результате многие умерли от заворота кишок, от переедания (см. Чис. 11). Человек может выпросить у Бога практически все что угодно, но не все ему будет в конечном итоге полезно. Что-то может ему повредить и даже привести к смерти, как случилось с евреями, вышедшими из Египта. Поэтому, если мы просим что-то у Бога, будем Его просить о том, чтобы Он, если это не по Его воле, как-то нас от этого оградил.

4.jpg

– Как в настоящее время, когда мировыми властями запускается пандемия, противостоять психологическому давлению? Как Церковь относится к пандемии? Это наказание Божие, эксперимент над людьми, уничтожение людей, или что это?

– Любая пандемия, конечно, несет с собой человеческие смерти и уничтожение людей. У меня нет достоверной информации о том, что этот вирус был сделан людьми, но многие вирусологи сходятся на том, что он искусственного происхождения. Как мы видим, вирус парализовал сейчас многие сферы жизни и деятельности людей. Возможно, кому-то для чего-то это было нужно, я не знаю. 

В любом случае мы стараемся людей лечить. Со своей стороны, Церковь активно в этом участвует, и много священнослужителей приезжало в ковидные госпитали исповедовать и причащать людей, и мы тоже исповедовали и причащали прихожан, старались оказывать им духовную поддержку в эти непростые дни. Я лично не берусь сказать, является ли пандемия наказанием Божиим, мне об этом, честно говоря, вообще сложно мыслить в таких категориях. В любом случае мы не должны отчаиваться, ведь с нами Господь, а жизнь наша вечная, и у нас есть прекрасная возможность иметь связь с Богом и быть с Ним всегда, вне зависимости от того, когда мы покинем земную жизнь: сегодня вечером, завтра или через 20 лет, кому сколько отмерено. Будем стараться всегда быть с Богом, и тогда, я думаю, нам все это будет не так страшно.

В любом случае мы не должны отчаиваться, ведь с нами Господь, а жизнь наша вечная

– Как относиться к друзьям и знакомым, которые, сами, будучи атеистами, подшучивают над тем, что ты веришь в Бога и ходишь в церковь? У меня это вызывает некоторое раздражение. Что делать: постараться доказать им, что Бог существует, или смиренно не обращать на это внимания?

– Можно просто сказать: «Олег (или, там, Василий), меня раздражает, когда ты такие вещи мне говоришь. У тебя пока нет отношений с Богом, а для меня все это близко, дорого и ценно, и я очень прошу тебя над этим не смеяться».

– А что делать, если у человека другая вера, и он рассуждает о том, что его вера, если можно так сказать, более правильная?

– Когда идет спор, всегда нужно стараться сохранять какое-то внутреннее равновесие, не поддаваться эмоциям и вести с человеком диалог на понятном ему языке. И не обязательно начинать спорить. Лучше выслушайте человека спокойно, а потом сами расскажите ему о своей вере. 

4.jpg

– Мои уже взрослые племянники не ходят в храм, и у меня много таких родственников и знакомых. Можно ли за всех этих людей подавать записки?

– Можно, конечно, если они крещены. Всех крещеных мы поминаем, в том числе на проскомидии.

– Если человек просит меня высказать свое мнение по поводу фильма, книги, события какого-то, нужно ли говорить правду? Иногда я чувствую, что мое откровенное субъективное мнение может как-то задеть человека, и я сомневаюсь: говорить мне все, что я думаю, или промолчать.

– Решайте сами, смотря по обстоятельствам. Тут нет никаких общих рецептов: иногда нужно сказать все, как есть, даже если человек обидится, а бывает, человек не в состоянии принять ничего из того, что вы ему скажете, хотя это правда, и тогда лучше промолчать. Надо к этому подходить с мудростью.

– Развод считается грехом? Что выбрать дальше: быть в одиночестве или попытаться выйти замуж повторно? 

– Вам нужно пообщаться с духовно опытным священником, исповедоваться у него какое-то время и потом уже постараться свериться с ним по этому вопросу, рассказать о том, что вас волнует, что у вас было в предыдущем браке, что сейчас, как вы на мужчин смотрите, что вы из себя представляете, и потом уже принимать решение по этому вопросу, молиться вместе с этим священником и как-то двигаться в этом направлении. Мне кажется, в любом случае не стоит унывать, а надо надеяться на лучшее.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить