Пастырские встречи. О грани между законничеством и любовью

Каждый из нас попадал в ситуации непростого выбора: идти в храм на Литургию или откликнуться на просьбу старушки-соседки и купить для нее продукты. Кто мы в той притче о милосердном самарянине? Мимо спешащие левиты или не пожалевшие времени и нескольких монет добрые люди? Подать копеечку тому, кто просит, даже не зная, правда ли нуждается человек или для него это способ заработка? На Пастырских встречах, которые проводит для прихожан братия монастыря, есть возможность задать самые сложные вопросы и вместе с духовно опытными священниками попытаться найти ответ. Эту встречу провел иеромонах Иннокентий (Присадков).

– Как быть, если умом веришь, добросовестно выполняешь церковные правила, а сердце и душа молчат?

– Значит, у вас период затишья. Если вы молитесь, если умом верите и добросовестно выполняете церковные правила, то нужно верить, что с вами Господь. Потому что выполнять добросовестно церковные правила без Бога мы не можем. Значит, с вами уже Господь.

– Как молиться в духе и истине?

– Со вниманием в молитве. Не просто повторять и тараторить, а с пониманием того, какие молитвы ты совершаешь, и в этих молитвах обращаться к Богу, осознавая, Кто такой Господь – Всемогущий Совершенный Дух, и кто ты – грешный человек. И так молиться – в покаянии, и обращаться к Богу со вниманием. 

– Можно ли доверять мыслям, которые приходят во время делания Иисусовой молитвы?

– Если вы совершаете молитвенное правило, не важно, Иисусова это молитва либо просто молитвословие, вечернее и утреннее правило, то ни на какие мысли вообще не нужно обращать внимания. Потому что они вас отвлекают от обращения к Богу. Вообще ни на какие мысли не нужно обращать внимания. Святые отцы в этом едины, они учат этому.

– Хочу каждый день молиться и не пропускать утренние и вечерние молитвы, но не получается. Как сделать это ежедневным правилом? Священники говорят не ложиться спать, но я засыпаю.

– Надо все-таки спать ложиться в свое время. По поводу вечерних молитв, лучше не откладывать их до самого последнего момента, когда вы уже с ног валитесь, закрываются глаза и хочется спать. Предположим, вы ложитесь спать в одиннадцать часов вечера, вечерние молитвы можно совершить в девять, то есть за пару часов до сна.

– В утренних молитвах, в молитве седьмой, к Богородице, есть слова: «Странна муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли». Получается, я прошу странных мук, а это странно.

– Наоборот, вы просите Богородицу избавить вас от мук Ее молитвами и всех Владыку умолить.

– Если случается невнимательная молитва, нужно ли на исповеди постоянно в этом каяться? А если не каяться на исповеди, то не смирится ли с этим человек и не привыкнет?

– Идеально молятся только ангелы. Я не знаю ни одного человека, который в своей жизни не отвлекался бы от молитвы. Вот вы молитесь по молитвослову, читаете утренние и вечерние молитвы, отвлеклись, куда-то умом полетели – надо остановиться, стоп-кадр сделать, вернуться на то место, с которого отвлеклись, и продолжить опять фокусироваться, стараться опять обращаться к Богу со вниманием. На исповеди все зависит от того, как вы исповедуетесь. В общем порядке тоже можно назвать, что согрешил невниманием на молитве.

Стоит ли рвать на своей голове волосы? Наверное, нет. Это нужно понимать, потому что непрестанная внимательная молитва, неразвлекательная – это мера ангелов. То есть мы говорим про некий абсолют. Мы только к этому стремимся, приближаемся либо отдаляемся, в зависимости от нашего усердия или помощи Божией.

– Друг хочет обрести веру в Бога, но не знает, где Его искать. Он наслушался в разных источниках, что христианство – это ложная религия, и не доверяет теперь православию. Вопрос в том, что можно посоветовать другу?

– Можно же рассказать о своем опыте богообщения, что для вас эта вера. На самом деле подчас не нужно обладать особыми умениями и даром риторики. Достаточно просто быть искренним человеком, рассказать о своей вере, и это очень много. Именно это и ценно. Расскажите о своем опыте общения с Богом, о своей встрече с Богом.

– Подруга сказала, что после первого Причастия ничего не испытала. Как помочь ей снова прийти в Церковь?

– У всех своя встреча с Богом. У кого-то это произошло после первого Причастия, у кого-то после первой исповеди, у кого-то после первой операции, у кого-то еще когда-то. И бывает так, что люди даже не исповедуются. Надо дать Богу возможность действовать Самому. Как помочь прийти в Церковь? Просто быть рядом, и быть примером. И не уговаривайте, не говорите о том, что именно в Причастии Господь тебя посетит и ты будешь на крыльях. Не нужно этими штампами ограничивать. Господь Сам знает когда и как каждого человека посетить.

Как помочь прийти в Церковь? Просто быть рядом, и быть примером

– Батюшка, как определить грань между законничеством, ведущим к отсутствию любви, и другой крайностью – чрезмерной любовью, которая может ввести в беззаконие?

– Во-первых, любовь не должна быть попустительством к тому, чтобы отступать от заповедей Божиих. Ваша любовь и стремление к любви, покрывание каких-то пороков других людей, упование на милосердие Божие, надежда на то, что Бог все простит, – не должны являться попустительством грехам. Вы не должны расслабляться каждый раз в таких ситуациях: «Бог простит. Все будет хорошо. Давайте расслабимся. Бог нас любит. Все нормально будет». Это одна грань вопроса. Но в то же время, когда мы выполняем те или иные правила, нужно помнить о живых людях, не сметать их на своем пути и помнить о том, что человек – это важно. Например, вы совершаете молитвенное правило дома какое-то. У вас есть нецерковная мама, нецерковный папа или просто друг какой-то. И вас просят помочь в чем-то, и вы понимаете, что сейчас не сможете помолиться, нужно все-таки совершить поступок любви и помочь человеку, потому что это выше. В противном случае это будет как-раз законничество.

– Можно ли делать доброе дело в ущерб Литургии? Например, бабушка подходит во время Литургии и просит проводить.

– Иногда нужно это сделать. Это к вопросу о грани между законничеством и любовью. Мы знаем пример – притчу о милосердном самарянине. Помните, человек был изранен и до полусмерти избит. Прошел мимо священник, левит прошел, и никто не стал помогать, все пошли на службу. А помог этому человеку самарянин. Я думаю, что в определенных обстоятельствах, конечно, нужно жертвовать Литургией, богослужением и помогать людям, когда этого требует ситуация. Тогда вы поступите как христианин.

– Скажите, пожалуйста, подавать человеку, о котором ты знаешь, что он пьющий, – это милостыня или это во вред?

– Иногда надо и пьющего поддержать. Купите ему еды. Я вам скажу, что вам тоже будет трудно купить ему еду, это будет тоже своего рода тренинг, потому что на это нужно потратить время. Неприятно идти с посторонним человеком куда-то и тратить на него свое время.

Просящему у тебя дай (Мф. 5: 42). Где грань?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Милостыня твоя да запотеет в руке твоей». Нужно подумать, прежде чем тому или иному человеку помочь материально. Потому что очень часто бывает, что люди просят деньги, когда они либо могут сами себя обеспечить, либо просто это их такой способ заработка. Надо посмотреть, нужна помощь или нет. Но если просят вас так: дайте 10–50 рублей – я имею в виду тех, которые там рядом стоят, – посмотрите, что там дальше будет. Кому-то можно пищу купить.

– Как быть, если не видишь своих мелких грешков и не знаешь, что говорить на исповеди?

– Нужно молиться о том, чтобы Господь вам открыл ваши грехи, если вы не видите их. Прямо так и молиться: «Господи, дай мне зреть моя прегрешения», – молитесь хотя бы раз в день об этом, просите у Бога, и вам через какое-то время ваши грехи откроются. Но для того, чтобы понимать, какая у вас жизнь должна быть, нужно читать Евангелие и стараться его выполнять.

– Все прощаю, но ничего не забываю. Это правильно?

– В каком-то смысле правильно, потому что прощать нужно всем, но в то же время нужно помнить, к чему то или иное общение нас может привести. Если человек вам наносит такие раны, от которых вы долго потом приходите в себя, то, конечно, нужно найти силы в себе простить человека, но продолжать с ним общаться и наносить эти раны смысла, наверное, никакого все-таки не имеет. И нужно помнить, что этот человек для вас деструктивен.

– Как быть, если понимаешь, что никогда не сможешь избавиться от своих суетных грехов? И как обрести надежду на спасение, если ее нет?

– Совсем нет? Если бы у вас совсем не было надежды, думаю, вас бы и здесь уже не было. Если вы пришли к пониманию того, что вы не сможете избавиться от своих суетных грехов, обращайте это в повод для покаяния. Из этого сознания кайтесь Богу и надейтесь на Его милосердие, и помните слова Господа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2: 17). Не праведников пришел Господь спасти. И Он говорил, что мытари первее фарисеев войдут в рай. Помните слова Спасителя и надейтесь на Его слова, читайте Евангелие, надейтесь на его слова. Надежда у вас уже есть, потому что вы здесь находитесь. Просто чаще читайте Евангелие и на эти слова обращайте внимание.

Помните слова Спасителя и надейтесь на Его слова, читайте Евангелие

– Как возрастать от исповеди к исповеди?

– Непрестанно это делая. С одной стороны, в исповеди дается благодать, и в этом заключена огромная сила Таинства. С другой стороны, мы должны совершать определенные действия, как духовные, так и физические. К духовным относятся молитва, изучение Священного Писания, трудов святых отцов, участие в Таинствах. Есть вещи материального порядка, например, вы хотите от какой-то страсти избавиться, нужно совершать определенные действия, которые в борьбе с этой страстью помогут. Если у вас грех сребролюбия или любостяжание, привязанность к земному тянет за сердце, и вы с этим боретесь и молитесь – раздайте все, чем пользоваться в жизни вы не будете. Я не говорю раздать все, чтобы остался самый минимум и вы бы жили как аскет, нет. Для начала надо понять, что вы никогда пользоваться этим не будете. Вот хотя бы от этого нужно избавиться для начала. Нет у вас возможности, например, 10 тысяч человеку дать, дайте 10 рублей, и это будет тоже милостыня, это будет ваша посильная милостыня сегодня.

– В Евангелие одна из заповедей гласит, что мы не должны мстить врагам. Я читала святых отцов, которые говорят о том, что Господь проклинает до четвертого или даже до шестого колена. Как так может быть, если Он от нас желает, чтобы мы были незлопамятными?

– Тут нужно смотреть совершенно конкретный контекст, где Господь наказывает до какого-то там колена. По закону бытия нашего мира, если мы что-то делаем плохое, например, Каин убивает Авеля, последствия страшного греха ложатся на него и на его потомков. Нужно определенное время, нужна благочестивая жизнь, нужно понуждение со стороны потомков, чтобы эту наследственно плохую историю поменять на нечто положительное.

Не стоит это воспринимать как месть со стороны Бога, а стоит воспринимать как закон, который заложен в основу бытия этого мира. Если мы с вами, как те, кто имеет полную свободу, совершим негативный поступок, то он будет иметь определенные последствия. Если речь будет идти о серьезных грехах, то последствия могут коснуться и последующих поколений.

– А почему Господь наказывает не непосредственно того, кто согрешил, а через кого-то?

– Так мир устроен. Наши поступки оказывают влияние на других людей. Бесследно ничего не проходит, так устроен этот мир. И хорошее, и плохое, оно все здесь.

Наши поступки оказывают влияние на других людей. Бесследно ничего не проходит

– Что значит «потерпеть Господа»?

– Господь действует в нашей жизни и действует не таким образом, как мы хотим, как мы себе это представляем. А когда совершается Божия воля, мы можем быть к этому не готовы. Нужно потерпеть, не будучи готовыми, настроенными на то, что происходит в жизни. Это и означает потерпеть Господа.

– Как Иов Многострадальный?

– В том числе как Иов Многострадальный, это самый яркий пример. Есть просто другие примеры в жизни. 

– Батюшка, слышала от монахинь: «Всех люби и от всех беги». Что это значит?

– Это значит, что, когда мы общаемся с некоторыми людьми, они могут в нас вызывать те или иные какие-то страсти. Как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что если будешь общаться с тем братом, который склонен, например, к винопитию, то потом и в тебе эта страсть тоже начнет развиваться. У кого-то блудные помыслы, и если ты будешь с этим человеком общаться, то в тебе тоже будет эта страсть развиваться, и так далее. Поэтому монашествующим уже точно нужно быть на некоторой дистанции с другими людьми, чтобы эти страсти не всколыхнули, не развивались.

– Знаю, что некоторые усопшие родственники были очень грешны. Могу ли я молиться за них без вреда для своей души?

– Знаете, мне сразу вспомнился один случай, который мне рассказал один опытный священник. Он однажды приехал к своим дальним родственникам куда-то на периферию и взял с собой требный чемодан. Его попросили по бабе Кате послужить литию. Местные о ней разное говорили, но точно было известно, что она крещена. Поехали к ней на могилу. Священник разжег кадило, начал молиться, и когда стал петь «Со святыми упокой», раздался жуткий скрип, грохот, скрежет, и одна из больших ветвей дуба обломилась и только чудом не придавила батюшку. Потом, когда он начал расспрашивать родственников, чем она занималась в жизни, оказалось, что шаманила, была той еще бабушкой веселой в духовном смысле.

Так что нужно с рассуждением подходить к тому, как и за кого молиться. Если родственник ваш занимался оккультизмом, и занимался этим до самого конца своей жизни, то вы должны понимать, что он связан с этими духами, с духом нечистым, противным христианству. Тут нужно быть очень аккуратным. Я уже не говорю про самоубийц, за которых тоже молиться нельзя. За всех остальных молиться необходимо. Так что будем с рассуждением относиться к этому.

– Почему у монахов и даже у святых бывают келейницы женщины? Почему они не могут взять келейников?

– Бывает такое. Ключевое слово «бывает». В монастырях в основном келейники все-таки именно послушники. Если говорить о женщине, то она более склонна к какому-то порядку, она более усидчива, аккуратна и может более спокойно нести свое послушание.

– Вопрос неудобный. Брак, оформленный в ЗАГСе, не считается браком в полном смысле этого слова. Для полноты понятия брака важно венчаться, но без похода в ЗАГС не венчают. Чем же тогда является действие в ЗАГСе по созданию семьи с точки зрения Церкви Божией?

– С точки зрения Церкви Божией это является регистрацией ваших отношений. Это является объявлением на весь мир, что вы муж и жена. До этого все несерьезно. С точки зрения Церкви это так.

– Является ли прелюбодеянием брак с разведенной? «Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5: 32).

– Если эта женщина развелась ради того, чтобы с вами вступить в эту связь, в так называемый брак, тогда конечно же это является прелюбодеянием. Если же инициатором развода была не эта женщина, а ее супруг, то тогда на этой женщине можно жениться, и это не будет прелюбодеянием. Если инициатором развода была она, без каких-то веских на то причин, и потом вы вступили с ней в брак, тогда эта связь является греховной. Если инициатором развода была та женщина, но по серьезным причинам, допустим, ей муж изменил, то с ней потом вступать в брак можно. 

Нужно понимать, что мы живем в таком мире, когда люди воцерковляются подчас в 30 или 40 лет, а до этого они не знают ни Христа, ни Церкви, и за ними подчас шлейф таких поступков тянется. То есть они могли поступить как язычники, инициировать развод, где-то что-то не потерпеть, а потом, через какое-то время просто воцерковились. Я считаю, что с такими людьми можно вступать в брак, но нужно смотреть, что из себя этот человек представляет. Насколько он серьезно относится к браку, насколько он готов уважать брак и так далее.

– Какое у вас мнение по фильму «Страсти Христовы» Мэла Гибсона? И в целом как Вы относитесь к фильмам религиозной тематики?

– Если говорить непосредственно про сам фильм «Страсти Христовы», то я стараюсь его смотреть раз в год каждую Страстную пятницу. Мне он помогает настроиться и проникнуться теми событиями, которые произошли тогда. Потому что церковная жизнь так устроена, что мы переживаем происходящее каждый раз, каждый год и каждый день. И мне нравится этот фильм. И сам Мэл Гибсон максимально старался сделать так, чтобы этот фильм соответствовал тем реалиям, которые тогда были. Он сам об этом говорил. Мы можем предположить, что Христос во время съемок тоже каким-то образом участвовал в этом фильме. В целом к фильмам религиозной тематики я отношусь по-разному. Например, фильм «Остров» смотрел несколько раз. Смотрел фильм «Монах и бес», тоже неплохой. Но бывают нудные фильмы, такие, которые смотреть не будешь.

– Делать ли человеку замечание, если тебе что-то не нравится, или промолчать и продолжать терпеть все внутри?

– Тут по-разному. Иногда нужно делать замечание, иногда нет. Иногда человек не совсем уравновешенный, но, если он переходит границу дозволенного, нужно сделать замечание. Христос говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18: 15). Когда человек согрешил, тогда позови его и наедине с ним в спокойном миролюбивом духе поговори. Успокойся сам в первую очередь и расскажи, что ты при этом чувствовал, попроси таким образом его не поступать. Есть такая поговорка: «Лучше с умным ругаться, чем с дураком мириться». Поэтому есть такие люди, с которыми бесполезно вообще стараться выстраивать какой-то диалог. У вас все-равно будет дальше конфликт и ничего не получится. Здесь нужно проявить мудрость.

– Как научиться прощать? Как простить обиду? Папа очень обижал в детстве.

– В Евангелии об этом говорится, и святые отцы, в частности авва Дорофей, учат, что угли памятозлобия уничтожаются молитвой о том человеке, который нас обижал. А вам можно с папой пообщаться, проговорить все обиды. Сказать в спокойном миролюбивом духе, что до сих пор некоторые сцены из детства всплывают, хотя вы его очень любите. С нашими обидчиками можно, а иногда даже нужно проговаривать наши обиды, но в духе мира и любви, как Христос говорил.

Угли памятозлобия уничтожаются молитвой о том человеке, который нас обижал

– В какое время года, на Ваш взгляд, лучше посетить Святую Землю?

– Я там был вообще один раз, это был конец мая и июнь. Могу сказать, что мне тогда понравилось, не очень жарко было. Самые яркие мои впечатления – это осознание того, что Христос здесь жил. Одно дело, когда ты читаешь Евангелие и веришь в Него, а другое дело, когда ты приезжаешь на то место, где Христос ходил, проповедовал, все эти события там происходили, и тебе о них рассказывают те люди, которые там живут, даже люди другой веры. И ты попадаешь в эту религиозную атмосферу и чувствуешь себя частью ее, что все эти события – это всё там. Это накладывает особый отпечаток на жизнь христианина. И дай Бог каждому побывать там, попаломничать. Пройдет время, и я думаю, что эта возможность снова появится, и вы поедете туда опять.

–Знал ли сатана, что Господь Иисус Христос Бог?

– Он знал, но не сразу понял это, как мы читаем в Евангелии. Христос до определенного времени Себя не показывал даже бесам. В этом заключается одна из духовных тайн, в которую человек до конца проникнуть не может.

– В книге Бытия написано, что до того, как Господь создал человека, была война среди ангелов…

– В Библии нет об этом упоминания. Это есть в Предании. И не говорится, когда создал Бог человека, до или после этого. Некоторые отцы, в том числе Григорий Нисский, утверждают, что после.

– Каким образом, если всех падших ангелов изгнали из Рая, там появился искуситель? И как он смог искусить Адама и Еву?

–  Варсонофий Оптинский, например, говорит, что диавол еще имел какой-то временный доступ на небо.

– Почему Господь допустил воздействие змия на Адама и Еву?

– Человек должен делать каждый раз какой-то выбор, это помогает ему возрастать. Господь не создавал зла и не создавал условий, чтобы это зло появилось. Это неправильно. Часть ангелов возгордилась, отпала от Бога, и после этого они пытались искусить людей своей завистью.

– Как появилось зло? Ангелу доброму влетело что-то в голову и он стал злым?

– Не думаю, мне кажется, что это происходило постепенно. В духовном мире есть свои законы. И ангелы тоже делали определенный выбор, часть ангелов возгордилась, отпала от Бога, и по своей природе они уже не могли рядом с Ним находиться. Самый могущественный был Деница.

– Некоторые проповедники рекомендуют проводить отпуск трудником в монастыре. Ваше мнение?

– Я считаю, что кому-то это может быть полезно. Пожить в устроенном монастыре, оторваться от суеты, отрешиться от нее на какое-то время, пожить на таком островке духовном – это может быть полезно, я считаю. Но в то же время в отпуске не забывайте о своем здоровье, часть потратьте на то, чтобы побыть трудником в монастыре, а часть проведите там, где вы можете свое здоровье поправить. Не уматывайте себя до полусмерти.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Юлия   22 февраля 2022, 18:02
Наш настоятель в храме всегда говорит, что из литургии мы черпаем духовные силы. И если будем вместо неё совершать добрые дела, то быстро истощимся, выгорим, и помощь наша станет совсем слабенькой.   Наверно о. Иннокентий имеет ввиду совсем ЧП ситуации
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить