Пастырские встречи. О стяжании добродетелей

Раздражение, гнев, зависть… Как часто мы испытываем подобные эмоции. Как бороться с ними, как встать на путь спасения? Об этом шла речь на одной из Пастырских встреч в кафе «Несвятые святые», которую провел иеромонах Лавр (Архипов).

Фото 1.jpeg

– Почему за житейскими заботами не получается найти время для молитвы? И как найти в себе силы на молитву среди житейских дел?

– Может быть, так происходит из-за того, что житейские заботы для вас важнее, чем общение с Богом, может, у вас леность к молитве. В любом случае какие-то минутки вы можете найти даже во время житейских забот. Моете ли вы посуду, убираете ли вы дома – молитесь. Отцы-пустынники корзины плели и молились – и руки работали, и ум в молитвенном делании находился.

– Если желание исповедоваться появляется не чаще двух раз в два-три месяца, это нормально?

– Нет, это не нормально, но это свидетельствует о нашей греховной природе. Человек больше склоняется ко злу, нежели к добродетели. Но вновь и вновь повторяю, Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – к добродетели мы всегда должны себя понуждать. Не живите чувствами, желаниями, живите умом, рассуждением. Что вам на пользу? На пользу духовную и физическую? Причастие должно быть частым. А если у вас нет желания исповедоваться, то вы вообще не будете подходить к Чаше?

Не живите чувствами, желаниями, живите умом, рассуждением

– Как часто надо причащаться?

– При возможности мы причащаемся еженедельно и больших праздников тоже не пропускаем, если они выпадают на неделе. По возможности, всё по возможности.

– Если обижают во время богослужения, теряешь душевный мир и потом не можешь молиться, можно ли потом причащаться?

– В Священном Писании сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23). Когда вас обидели, нужно разобраться в ситуации, в самой причине. Может быть, вы сами виноваты в этой ситуации, из-за гордости своей что-то не стерпели. Если уже произошла ссора, постарайтесь выйти из нее без особого ущерба. Даже если вы не виноваты, попросите прощения либо постарайтесь душевный мир сохранить. Почему вы теряете душевный мир? Тут могут быть разные причины: и гордыня, и раздражительность, и то, что вы не с той ноги встали, или чувствуете свою исключительную правоту, а вам, быть может, просто больной человек попался, и что на него обижаться? Можно ли причащаться в таком состоянии? Помолитесь, подойдите на исповедь еще раз, со священником побеседуйте, объясните ему ситуацию, принесите покаяние и идите причащайтесь.

Фото 2.JPG

– Какие правила чтения акафиста дома?

– Никаких правил чтения акафиста дома нет. Возьмите акафист, помолитесь. Не надо становиться законниками.

– Какая польза от чтения Псалтири? Как себе не повредить от чтения Псалтири?

– Во-первых – это Священное Писание, автором которого является Сам Бог, в нем содержится Премудрость Божия. Через Священное Писание мы познаем Самого Бога и Его Премудрость.

Как себе не повредить? Не пытайтесь самостоятельно толковать Псалтирь, посмотрите, как святые отцы объясняют те или иные моменты. Но не замаливайтесь, крайностей не должно быть. Когда у вас родственники, ваши детки, муж или жена находятся без вашего внимания, вы оставили работу, за которую получаете денежные средства, но вы постоянно читаете Псалтирь… Крайностей не должно быть.

– Зимой очень сложно поститься. Объясните, нужен ли Богу наш пост? Для чего вообще поститься?

– Суть поста – научиться добродетели воздержания. Если мы в скоромной пище сможем себя ограничивать, если у нас появится опыт воздержания, мы сможем этим опытом пользоваться и стяжать еще новые и новые добродетели. И в борьбе со страстями нам очень помогает опыт воздержания.

В борьбе со страстями нам очень помогает опыт воздержания

– Как лучше себя вести, если коллега постоянно плетет интриги и наговаривает на тебя?

– А как вам кажется, как бы Христос вел Себя, если бы с Ним такое случилось? На Него постоянно наговаривали. Как Христос вел Себя в Евангелии? Он не обращал на это внимания, Он жил теми принципами, которые у Него былы. Жил спокойно и на эти наговоры не обращал никакого внимания, поэтому и вам советую не обращать на таких людей никакого внимания.

– Как по-православному правильно отстаивать свои границы? Часто православный – подразумевается безотказный. Как найти золотую середину?

– Вы можете спокойно отказывать. Вы можете с людьми, которые, как вам кажется, наносят вред вашей душе, даже не общаться. Об этом и апостол Павел говорит, что со злыми, злоречивыми и грешными людьми не надо общаться.

Что значит безотказный? Например, вы выходите из храма, к вам подходит цыганка и начинает вами манипулировать, говоря: «Вот в Священном Писании сказано: "Просящему дай"», а вы понимаете, что это у человека такой образ жизни. Если вы дадите – будет попустительство, такое ложное благочестие. Не нужно этому потакать. Православный не безотказный, он может и отказать в какой-то просьбе, и не вступать в общение.

Фото 3 (1).JPG

– Про безотказность. Если христианин отказывает, то возникает такая бурная реакция: «Да ты смиренным должен быть!»

– Вам нужно быть чистым перед Богом и собственной совестью, чтобы был мир в душе, а на реакцию людей не смотрите. Иначе вы станете не рабом Божиим, а рабом человеческим, будете бояться обидеть людей каким-то отказом. А вы не бойтесь. Если вас друзья зовут на вечеринку во время поста, и вы понимаете, что там не будет благочестивой обстановки, и отказываетесь, а ваши замечательные друзья на вас обижаются – вы как раз делаете все правильно. Вы не рабы своих знакомых, друзей и родственников. Настоящие христиане, которым отказывают в помощи, никогда не обидятся, никогда не проявят бурной реакции. Они скажут: «Твоя воля. Отказал, значит отказал – ничего страшного в этом нет». Не бойтесь бурной реакции. Если будете бояться, вы будете потакать людям, а вы должны служить Богу.

– Как бороться со страстью гнева? Можно ли ее победить?

– Нам – нет, но с помощью Божией возможно, если мы будем просить Его помочь нам победить эту страсть. И нужно бороться против гнева противоположной добродетелью – просить у Бога помощи в стяжании смиренного сердца, любви. Но источником всякого блага, как мы много-много раз говорили, является Сам Господь, и только вместе с Ним мы можем эту страсть побороть. Самостоятельно мы вообще никакого доброго дела не можем сделать.

– Как обрести решимость в борьбе со страстями?

– Решимость – это тоже добродетель. Нужно просто начать. Скажите: «Господи, я хочу побороть свои страсти. Я буду стараться, не знаю, как у меня получится, Ты меня направь и наставь в этом». И поверьте, Господь придет вам на помощь, ибо Господь даже намерения целует. Вы только начните, не рассуждайте, не ищите волшебной пилюльки. Мы постепенно приобретаем этот опыт, но научить, показать мы не сможем, потому что у всех нас один Учитель – Господь, и Он нам поможет.

– Как научиться терпению и неосуждению близких людей?

– Начните не осуждать, попросите: «Господи, научи! Не получается, всё тяжело. Господи, научи! Я буду себя сдерживать, свой язык буду сдерживать, свои поступки буду контролировать. Помоги и наставь!» И ищите ответы в Священном Писании, Господь нам уже давно всё объяснил.

Ищите ответы в Священном Писании, Господь нам уже давно всё объяснил

Господь говорит: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16: 23). В первую очередь мы должны просить у Бога мудрости духовной, чтобы видеть подлинный, истинный путь. Просить, чтобы Он никогда не оставлял нас, чтобы Он был нашим наставником и учителем. Отходите от греха, не общайтесь с теми людьми, которые негативно влияют на вашу душу. «С преподобным преподобен будеши <...> и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26–27). Не надо бросаться в огонь и говорить: «Вот я сейчас всех спасу», – да не спасете вы никого, себя бы спасти. Не прикрывайте это какими-то особенными добродетелями, не надо. Не кидайтесь учить людей, потому что и апостол Матфей говорит: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (Мф. 23: 8). Всё Он нам уже дал, всё в Священном Писании есть, святые отцы, то, что им Бог открыл, записали в своих творениях. Изучайте святоотеческую письменность, а со священниками приходите и обсуждайте.

У нас, живущих в Москве, есть замечательная возможность прийти к великим святыням, но они забыты. Великая святыня – Владимирская икона Божией Матери находится в домовом храме Третьяковской галереи. Приходите хоть раз в две недели, молитесь, все чаяния свои приносите ко Пресвятой Богородице. Все ваши вопросы, все ваши проблемы будут разрешаться на глазах.

Фото 4.JPG
Владимирская икона Божией Матери в храме святителя Николая в Толмачах

На службе стойте, со вниманием молитесь. Ваш ум отошел от молитвы – возвращайте его усилием воли. Господь видит ваши старания. Понятно, что мы еще сами в молитве как младенцы, но Господь, видя ваше старание, ваше усердие, будет вам давать по сердцу вашему, как и написано в Священном Писании (см. Пс. 19: 5).

– Как укрепить доверие к Богу?

– Это все к тому «Как бороться с страстью? Как стяжать добродетель?» Это все вопросы одного типа. Просите у Бога дара доверия к Нему, дара веры. Это постепенно появляется. Но самым главным критерием возможности стяжания той или иной добродетели является чистота наших сердец. Что это значит? Когда мы полностью, на сто процентов делаем всё, чтобы отойти от любого греха, даже от того греха, который нам кажется незначительным, наше сердце очищается. Господь видит наши старания, наше усердие и помогает нам во всех благих начинаниях. И когда мы очищаем свою жизнь, очищаем сердце, очищаем душу, очищаем помыслы, тогда Господь постепенно начинает пребывать в нас самих. И только в этом случае у нас появляются дарования Святого Духа. До этого мы не сможем стяжать никакой добродетели, если наш внутренний дом заполнен нечистотой. Он уже занят, там нечистота.

Когда мы очищаем свое сердце, Господь начинает пребывать в нас самих

Нам нужно очиститься, опять же, с помощью Божией. Но работать над собой нужно очень серьезно. Смотрите за собой. Когда у вас исповедь одна и та же, одни и те же грехи – это уже какая-то формальность, значит, работа не ведется, мы ленимся, мы вообще перестаем видеть за собой какие-то грехи и видим только те, которые нам очевидны. И мы закоснели: правило – просто формальность; поход в храм – вроде бы и усилия прилагаем, но все равно витаем в облаках на богослужении, к таинству Причастия готовимся нерадиво, добрых дел не совершаем, со своими родственниками постоянно ссоримся, терпения не имеем. Никакой работы над собой не ведем. О чем тогда говорить? Какие дарования мы можем стяжать в таком состоянии? Нужно слезно взывать к Богу: «Господи, помоги!» Но и сами трудитесь: удерживайте свой злоречивый язык, свой гнев. Если пост идет – держите пост, в крайности не впадайте, не голодайте, и Господь за это усердие будет вам помогать. И вы увидите святость жизни в Боге. Не ставьте себе в заслугу, если у вас появляются какие-то результаты в духовной жизни, но говорите: «Господи, благодарю Тебя, потому что только с Твоей помощью я достиг того, что с каким-то грехом у меня получилось хоть на какое-то время остановиться».

Фото 5.JPG

– Много страхов относительно будущего. Как предать свою жизнь Христу и не бояться? Не получается.

– Просите Господа, чтобы Он вас вразумил, чтобы дал вам силы, чтобы лишил вас страха. Вообще православный христианин не боится ничего. Господь говорит: «Чего ты боишься, если Я с тобою?» Живите со Христом, старайтесь иметь страх Божий в сердце, не страх будущего, не страх за свою жизнь, а страх огорчить Бога. Страх Божий – это боязнь огорчить самого любимого, самого дорого своему сердцу – Христа.

Не бойтесь ничего: ни старости, ни болезней, ни войн, ни потери близких, все это с точки зрения вечности ничто. Близких мы снова встретим, все мы будем со Христом. Бойтесь быть без Бога, жить без Него. Вот тогда все становится страшно, потому что без Бога мы не увидим своих родственников, без Бога мы не преодолеем те жизненные испытания, которые нам выпадут. А душе вашей никто повредить не сможет, кроме вас самих – из-за нашей злой воли и нашего неправильного выбора. Либо вы с Богом, либо с диаволом. Если с Богом живем – никто не повредит нашей душе, только мы сами.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить