Пастырские встречи. Первые шаги в Церкви

В Откровении святого Иоанна Богослова есть такие слова: Стою у двери и стучу. Кто услышит Мой голос и откроет дверь, к тому войду, и будем вместе вечерять: Я с ним и он со Мной (Откр. 3: 20). И счастлив тот, кто слышит этот призыв, этот стук и открывает двери своего сердца для Христа, для Любви. Первые шаги в храме, первая исповедь и Причастие, молитвенное правило и некоторые другие аспекты первых ступеней духовной жизни стали темой Пастырских встреч, на которых ответы давал иеромонах Иннокентий (Присадков). 


Отец Иннокентий, подскажите, с чего лучше начинать, делая первые шаги в церковную жизнь?

– Церковная жизнь начинается с исповеди. Через исповедь мы примиряемся с Богом, и связь, которая у нас раньше была нарушена грехами, образом нашей жизни, восстанавливается. Первая исповедь… Кто-то с самого начала скрупулезно к ней подходит, кто-то исповедуется в том, что сам помнит, либо в том, что считает грехом, но в любом случае это должно быть искренне. Есть несколько нюансов в исповеди. Когда, например, вы знаете, что это грех, и даже довольно тяжкий, но вы не считаете это нужным исповедовать, либо стесняетесь, либо у вас страхи. Это опасный путь, надо исповедоваться во всем, что является грехом. И на первом этапе, подчеркну еще раз – на первом этапе вам могут помочь брошюры «В помощь кающимся», где просто перечисляются грехи. Нужно их взять, просмотреть, проанализировать всю свою жизнь, сколько себя помните, с самого малолетства и принести покаяние. 

Полноценная, нормальная жизнь невозможна без Евхаристии. В Евхаристии мы соединяемся со Христом, принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, и тогда Христос живет в нас. Поскольку мы причащаемся, постольку мы и являемся христианами. Если нет причастия, то говорить о какой-то духовной жизни тоже невозможно и быть Христовыми тоже. Поэтому существует определенное правило: причащаться не реже чем раз в три недели. В Древней Церкви было правило, согласно которому человек, не причащающийся три недели подряд, отлучался от Церкви, потому что он считался уже не Христовым, считалось, что он потерял связь в Духе с Церковью. 

Есть практика причащаться раз в месяц, но с одной оговоркой – причащаться в большие праздники, все двунадесятые праздники, дни памяти особо значимых святых… И если все эти праздники посчитать, то примерно у вас и выйдет, что будете раз в две-три недели причащаться. 

Обязательно читать нужно литературу тому, кто воцерковляется, и вообще всем читать Священное Писание, в первую очередь – Новый Завет. Оттуда мы узнаем, как жил Христос, чему Он учил, узнаем, что нам обещано и какими надо быть, чтобы попасть в рай, что для этого нужно делать. И какие-то непонятные места в Евангелии и апостольских посланиях, читать толкование святых отцов. Также читать утренние и вечерние молитвы. Хорошо бы, когда вы только воцерковляетесь, чтобы у вас был один священник, к которому вы бы ходили. И постепенно какие-то моменты церковной жизни вы бы все больше включали в свою обычную жизнь. Невозможно сразу во все вникнуть, нагрузка, по логике, должна увеличиваться постепенно. Также необходимо посещение богослужений хотя бы в субботу и воскресенье, нужно систематически участвовать в таинствах Исповеди и Причастия, молиться утром и вечером, читать Священное Писание, изучать его и стремиться исполнить то, что там написано. 

Недавно узнала, что в субботу поститься не надо, даже если будешь причащаться. Так ли это? 

– Это обговорить лучше с вашим духовником – с тем священнослужителем, у которого вы исповедуетесь. Здесь нужно выбирать настройки исходя из вашей жизни и конкретно из вас. Если вы причащаетесь раз в неделю в среднем, то вы поститесь в среду и пятницу. Если вы причащаетесь реже, то тут надо смотреть насколько реже, но по традиции мы обычно три дня постимся. 

Допускаются ли супружеские отношения перед субботой и воскресеньем перед службами, если не причащаться? 

– У нас два постных дня в течение недели – это среда и пятница. В ночь со вторника на среду и с четверга на пятницу – это два постных периода для супружеских отношений. 

Церковная жизнь начинается с исповеди; через исповедь мы примиряемся с Богом, и связь восстанавливается

Тайна исповеди. Если к священнику приходит убийца, откровенничает, а священник ничего не сообщает. Прав ли в этом случае священник?

– Я считаю, что священник прав. Есть тайна исповеди, и мы никогда не должны ее нарушать. Нам делать этого нельзя под дулом автомата. Мы можем увещевать человека до самого последнего. Священник не следователь и не инквизитор.

Как побороть страх перед пандемией и боязнью смерти? Этот страх парализует волю, рождает безразличие, нежелание молиться и что-либо делать. 

– Да, страх перед болезнью и смертью парализует, но нужно просто хотя бы постараться задуматься, что все равно смерть нас ждет. Вас парализует страх перед пандемией, болезнью и смертью, а страх перед смертью вне формата пандемии вас не парализует? Вы могли умереть в аварии, от какой-то другой болезни... 

Надо сказать, что пандемии были все время, то есть какой век мы не возьмем. Чума в Европе косила сотнями тысяч, миллионами людей. В начале XX веке свирепствовал тиф. Нового ничего, в принципе, нет, поэтому надо надеяться на волю Божию. Вы задаете вопрос: «Что делать, как от страха избавиться?» В Евангелии Господь говорит: «Но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21: 18). Возьмите этот отрывок, и читайте каждый раз, когда к вам этот страх будет приступать, и верьте, что всё в руках Божиих. И в то же время старайтесь не вести себя безрассудно. С одной стороны, в руках Божиих, но в то же время нужно вести себя адекватно. Это не значит, что надо ввергаться в какие-то опасности, не надо Бога искушать, и себя тоже. Так что я бы вам посоветовал читать слова Спасителя и верить в то, что все в руках Божиих и просто так вы не заболеете. 

Статистика ЗАГСа говорит о том, что все чаще дети растут в неполных семьях, разводов все больше.  

– Я знаю статистику по Москве. И процент разводов в первом браке превышает 75 процентов. Больше чем в 70 процентах случаев инициатором разводов является женщина. 

Думаю, одна из главных причин, почему это происходит, – мужчина нужен женщине гораздо меньше, чем раньше. Раньше мужчина был незаменим, без него можно было умереть, особенно если у тебя нет родственников, которые бы взяли тебя и твою семью. Раньше нужно было много работать, чтобы у вас была еда, и люди просыпались с рассветом, шли работать. И молитва «Отче наш…» звучала немного в другом формате. Действительно, они молились: «Хлеб наш насущный, даждь нам днесь», потому что не было ни магазинов, ничего, люди сами пахали, а при засухе можно было остаться без урожая. Нужно было еще платить определенный налог, нужно достать определенное количество семян, чтобы в следующем году вы бы могли опять всю эту схему сельскохозяйственную прокрутить. Нужно всем этим еще и скотину кормить. Люди жили в совершенно другом мире, сейчас сильной необходимости и зависимости такой внешней нет, на уровне выжить. Это первый момент. 

Второй момент – это смена гендерной роли. Женщины независимы, они сами себя могут полностью обеспечить, здесь зависимости от мужа нет. 

Еще одна причина – желание и стремление женщин главенствовать, в том числе и в браке. Другая причина – неумение мужчин главенствовать, потому что их так воспитывают. 

Все это способствует внешнему разладу, не говоря уже о каких-то духовных вещах. И брак – это такая нестабильная и не очень крепкая вещь ввиду этих внешних, противоестественных человеческих обстоятельств. Опять же, я не знаю, чем сейчас живут подростки. Когда нам было по 7–12 лет, мы смотрели сериалы, у нас был телевизор цветной. И там тоже пропагандировались определенные ценности, не способствующие тому, чтобы в будущем люди могли как-то в браке, в единстве каком-то жить и терпеть немощи. И потом люди с такими ценностями, появившимися благодаря кинематографу, выходят во взрослую жизнь и неосознанно принимают навязанные когда-то решения. 

Резюмируя, скажу: люди не живут по заповедям, они их не исполняют, вот и все. Самое страшное, что люди разводятся даже в верующих семьях, причем на это нет канонической причины. Христос ясно сказал, что разводиться можно в случае греха прелюбодеяния, и все. А люди просто разводятся, потому что надоел, скучно стало, эмоций не дает, что-то там не то, здесь не так. Как-то странно в этом смысле, и это тоже имеет место быть. 

Поцелуй героев в кино или театре грех для актеров, или иногда актерство может быть оправдано служением Богу? 

– Я думаю, что поцелуй поцелую рознь, он может быть разным. Он может вызывать похоть у людей, которые на него смотрят, но поцелуй может быть и чистым, и целомудренным.  То, что происходит на сцене, нельзя вырывать из контекста. Так что здесь все зависит от ситуации.

Если отвечать на вопрос об актерстве как служении Богу, то приведу такой пример. В одной актерской семье сын пошел по стопам родителей. И вот на определенном этапе семья начала воцерковляться и познакомилась с отцом Иоанном (Крестьянкиным). И где-то на волне религиозного фанатизма юноша начал говорить: «Нет, наверное, я не буду актером, мне это не нужно». Он собирался жить аскетично, и отец Иоанн сказал ему: «Будь осторожен, оставайся и служи актером, и служи в этом своем призвании Богу». Так что актерство может быть тем делом, которым человек служит Богу. 

Почему Матерь Божия была бедной?  

– Думаю, Она просто не хотела быть богатой. Зачем Ей собирать какие-то средства, богатства и заниматься торговлей, если у Нее Сын Божий. Она родила Того, Кто создал этот мир, у Нее и так все есть. Зачем Ей эти богатства нужны? Для чего? Она Его попросит, и у Нее будет пропитание. Она жила с Богом.  Так что в богатстве у Нее не было необходимости, так как Она имела гораздо большее. 

Вы можете поделиться о том, что дорого вашему сердцу? О вере, о встречах с людьми в Святом Духе. 

– Это владыка Тихон, конечно же. Это тот человек, который оказал самое большое влияние не только на меня, но и на всю братию, которая здесь находится, и через него Господь воссоздал этот монастырь и духовную жизнь, конечно же, в первую очередь. Были в нашей жизни моменты, когда Господь действовал особым образом, но это все тонкие и тайные моменты, о которых я все-таки не готов говорить в открытую. 

Иеромонах Нил (Парнас)

Наверное, первым монахом, с которым я познакомился, тогда это был иеродиакон, сейчас уже иеромонах, был отец Нил (Парнас). Он в Оптиной пустыне подвизается, и так получилось, он уделил мне много внимания. Это был какой-то особый промысел Божий, и как-то Господь через него действовал, потому что я хотел просто приехать в монастырь помолиться и вообще попробовать, что это. Это был первый раз, когда я приехал в монастырь на 10 дней. И, приехав туда потрудиться, я был отправлен охранником в скит, потом на службу и трапезу. Там ко мне иеродиакон Нил подошел, дал какие-то синодики, узнал, откуда я, а потом сказал: «Пойдешь с нами». Меня поселили в братском корпусе, а я не понимал тогда, что это надо было заслужить. Много внимания он мне всякого уделял, книжки приносил, мы беседовали за кружкой чая в течение этих десяти дней. У меня было много послушаний, и надо сказать, что, когда я обратно ехал из Оптиной пустыни, я чувствовал, что так молиться, как молился в монастыре, в миру у меня уже не получается. Я понял, что это особенное место, монастырь – это особая жизнь, блаженная, и это была такая первая у меня встреча с монахом. 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить