Пастырские встречи. Страсти

Человек часто становится рабом своих страстей. Чревоугодие и сребролюбие, саможаление и лень, гнев и стремление чрезмерно угодить другому… Список, увы, может получиться длинный. О том, как бороться с нашими греховными привычками, на одной из Пастырских встреч рассказывал иеромонах Лавр (Архипов).

1 (27).jpg
Иеромонах Лавр (Архипов)

– Как побороть гнев?

– Против каждой страсти есть противоположная добродетель. Противоположная гневу добродетель – терпение, смирение. Первопричина нашего гнева – эгоизм и гордыня: «Почему все происходит не так, как я хочу?» или «Я хочу, чтобы этот человек вел себя по-другому, как я хочу». Найдите противоположную добродетель и взращивайте ее в себе.

– Скажите, пожалуйста, если возникает зависимость от настроения другого человека, хочется постоянно ему как-то угодить, это же не нормально? Получается, живешь жизнью другого человека. Почему это возникает и как от этого избавиться?

– Это действительно, на мой взгляд, неправильно. Все движения нашего сердца, желания, чувства должны быть устремлены ко Господу. И мы должны думать в первую очередь о том, как угодить Богу, а не человеку. А дружеские чувства, влюбленности должны все-таки строиться на наших взаимоотношениях с Богом. Если на первом месте у нас всегда будет Бог, то таких проблем, как вы озвучили, не возникнет и мы не станем человекоугодниками. А если это случается, постепенно тот человек, который замечает наше такое фанатичное к нему отношение, может поработить нас, и тогда мы не то что человекоугодниками станем, а рабами, поэтому я советую вам так не развивать ваши отношения.

Мы должны думать в первую очередь о том, как угодить Богу, а не человеку

– Тогда спрошу: где грань между человекоугодием и проявлением любви к человеку?

– Критерии наших поступков – это заповеди Божии. Если мы знаем и понимаем заповеди, то за их рамки выходить не будем. Это важно. И еще нужно прислушиваться к совести, смотреть на поведение того человека, которому мы служим. Это относится и к нашим домашним. Если родной человек требует от вас преступить заповедь в угоду его желаниям и перед вами стоит выбор: угодить этому человеку, чтобы он не расстраивался, или угодить Богу – это все плохо закончится. Бывает, и родители становятся такими «рабовладельцами» по отношению к собственным детям. Порой сыновья и дочери не могут создать семью, потому что ими полностью завладели родители ради своей удобной старости. Нужно быть очень аккуратными. Критерии – это заповеди Божии, это нас убережет от неправильных отношений с людьми.

Всегда рассуждайте. Просите помощи у Бога. И каждый случай, каждая ситуация рассматривается отдельно. Например: «У меня больная бабушка, и она просит меня сегодня побыть с нею, но я хочу идти на всенощное бдение, Богу послужить. Что богоугодно: остаться с бабушкой, у нее приступ, или пойти на богослужение?». Вам нужно остаться с бабушкой, и это богоугодно. А если, допустим, вас просто принуждает супруг остаться с ним, посмотреть фильм вместо богослужения, то вы можете сказать: «Дорогой, прости, пожалуйста. Могу я сегодня в храм пойти? А завтра вечером, в воскресенье, давай мы проведем с тобой весь вечер вместе или целый день (после того как вы на утреннюю службу сходите и причаститесь)», – и всё.

2 (28).jpg
П. Брейгель Старший «Страна лентяев». 1567 г. Пинакотека, Мюнхен

– Как различать страшную усталость и саможеление, лень?

– По совести, без фанатизма. Что совесть говорит вам? Если она говорит, что вы себя жалеете или ленитесь, надо больше усилий прилагать. Если же вы действительно объективно устали и вам тяжело – надо отдыхать, переутомляться тоже нельзя. Если нет сил молиться, можно сокращать ваше молитвенное правило. У каждого правило свое, и правило может разниться ото дня ко дню. И если вы действительно очень сильно устали, утомились в течение целого дня, помолитесь теми молитвами, которые вы любите, которые действительно от сердца идут. Ведь не от многоглаголания вы будете услышаны, а от качества вашей молитвы. Если даже вы скажете от чистого сердца: «Господи, помилуй» и взор свой и ум обратите к Горнему миру, к Богу, то это будет настоящая молитва, нежели вы просто для галочки вычитаете (есть такое слово ужасное) правило и поставите себе галочку, что вы якобы помолились. Здесь можно и осужденным уйти с молитвы, поэтому все по совести нужно делать.

Не от многоглаголания вы будете услышаны, а от качества вашей молитвы

– Один священник говорит, что нужно у Бога просить преображения. Что имеется в виду? Это путь скорбей? Надо просить у Бога чего-то или просто жить по воле Божией?

– Есть несколько путей. Во-первых, конечно, путь христианина уже скорбный в некотором смысле. Что имеется в виду под словами «скорбный путь»? Нам очень много нужно сделать и отречься от собственной воли, и свою волю посвятить Богу. Что это значит? Наши «хочу, хочу, хочу…» мы будем постоянно отсекать и делать так, как должно, так, как Господь учит. Мы знаем из Священного Писания, что человеческая воля больше склоняется ко злу. Если вы понаблюдаете за собой, то увидите, что простить тяжелее, чем наказать человека, отомстить ему, пожелать ему зла. Мы больше склоняемся к сладкой пище, нежели к посту, и мы больше желаем богатства и славы, нежели смиренной и тихой жизни, и так далее.

И когда мы понимаем, что пост и молитва – это путь христианина, и вместо развлечений ставим целью пост, это уже скорбь в некотором смысле, потому что мы бы хотели другого. Пост нас тоже пугает, это некая скорбь для человека непривыкшего. Господь несет крест на Голгофу, мы идем вместе с Ним, тоже несем крест и тоже распинаемся вместе со своими страстьми и похотьми. Святые отцы сравнивают христианский путь с крестоношением и распятием на кресте, а это больно. Особенно тогда, когда наши страсти, которые мы распинаем на кресте, проросли своими корнями в наше сердце и нашу душу, уже стали частью нашей жизни. Чревоугодие, блуд, сребролюбие, желание комфорта… И когда мы начинаем всего этого себя лишать, то мы в некотором смысле действительно распинаемся на кресте. Но те люди, которые действительно идут за Христом, не сбрасывая своего креста, не сбегая с этого пути, уже здесь, на земле, сподобятся Горнего мира, рая. И как только человек духовно возрастет до этого момента и почувствует эту благодать, он ничего в жизни больше не захочет, как только ту благодать, которую Господь ему пошлет. Как в Священном Писании сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

– А где грань между сребролюбием и желанием купить очередное украшение?

– Опять рассуждайте по совести. Если у вас десятки украшений и снова новое украшение покупать… Хотя вы можете те украшения раздавать и взамен им покупать новые. Почему бы и нет? Замечательно. А если вы складируете это всё и, как ворона, на каждую блестящую штучку набрасываетесь… Смотрите на желание вашего сердца и прислушивайтесь к тому, как отзываются эти желания в вашей совести. Вот и увидите ту грань.

– Надо ли просить у Бога чего-то или просто жить по волей Божией?

– Есть два пути. Можно и просить, Сам Господь об этом говорит: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7). А можно сказать, подобно многим подвижникам: «Господи, я ничего у Тебя просить не буду, Ты и так знаешь, что мне нужно. А я буду жить по Твоим заповедям». Выбирайте, какой путь ваш. Мы призваны молиться и за близких, и за тех людей, которые нам встречаются на жизненном пути. Но когда мы о чем-то просим Бога, всегда нужно доверять Ему. Просим Господа: «Пусть человек выздоровеет», но мы не знаем, на пользу ему это или нет, может, пришел час его. Нужно добавлять: «Мы примем любой результат, который Ты попустишь». Нужно просить, чтобы человек выздоровел, и просить спасения его души, а там уж как Господь управит.

– Что делать, если по малодушию бежала от крестоношения? Как преодолеть малодушие?

– Если вы поняли, что все-таки сбросили с себя крест, то через покаяние восстанавливайте свою жизнь. Придите и на исповеди покайтесь, что крест свой сбросили, какие-то испытания не преодолели с помощью Божией, смалодушничали, и снова взваливайте крест на себя и несите весь оставшийся период своего земного пути.

3 (20).jpg

Малодушие мужеством преодолейте и попросите это мужество у Господа. Если мы падаем под тяжестью креста, все равно Господь к нам подходит и утешает нас, и Сам взваливает на Себя наш крест и несет, особенно в очень тяжелые моменты, когда они случаются. Не пугайтесь своего креста, не ропщите, не бойтесь, знайте, что рядом с вами Господь, Который вас утешит и в тяжелые моменты ваш крест понесет. Мужайтесь и укрепляйтесь этим. У каждого из нас крест. И старость мы преодолеваем, и болезни, и потери близких, нет ничего нового под луной. Главное, чтобы мы себе не добавляли тяжестей, когда мы грешим и себя повреждаем. Не надо этого делать.

Не пугайтесь своего креста, не ропщите, знайте, что рядом с вами Господь

– Почему сложно начать молитву?

– Могу предположить, что вас пугает молитвенное правило своим объемом, вы не практиковали подлинную молитву, а просто занимались вычиткой и формализмом. Если это было, то вы не испытывали настоящей сладости молитвы. Для христианина желание молиться – это как необходимость подышать свежим воздухом. Еще раз повторю: не превращайте молитвенное правило в наказание, превратите молитвенное правило в необходимость своей жизни. С советом духовника разбирайте правило. Подойдите к священнику и скажите, что вам тяжело исполнять молитвенное правило в том объеме, в котором нам рекомендует Церковь. И опытный духовник вам скажет: «Хорошо, значит, это не твоя мера, давай тогда поменьше». И вы эту меру с ним определите, и, может быть, вам уже будет не сложно молиться. Может быть, вы взвалили на себя неудобоносимую ношу, это может быть одна из причин.

Другая причина – лень, если мы говорим о крайностях. Одна крайность, что вы слишком много на себя взяли, а другая крайность – это лень, саможаление. Вместо того чтобы помолиться, я лучше наемся после работы от пуза, включу телевизор и буду расслабляться, еще бокальчик вина налью, потому что очень много сегодня трудился. В крайности не впадайте, идите царским путем – средним.

4 (17).jpg
Преподобный Антоний Великий, борющийся с демонами

Может, вы не понимаете текстов молитв, тогда нужно разобраться с ними, духовник может вам помочь, либо вы можете почитать перевод, но всегда лучше с духовником рассуждайте, либо с тем священником, которому вы доверяете.

– Надо ли просить Бога, чтобы человек пошел в храм?

– Но только не так, когда берете человека за грудки и говорите: «Господи, пусть он пойдет в храм». Вы можете молиться и действительно говорить: «Господи, направь на путь истинный», и к человеку относиться со всей любовью. Вы можете своим поведением способствовать обращению ко Христу вашего родного человека, близкого. Но не насилием, а вашим молчаливым примером. Только так это работает. Если он будет видеть в вас фанатичные проявления, когда вы утром и вечером на ухо говорите: «В храм, в храм, в храм…», – он скажет: «Господи, избавь меня». У человека при любом упоминании о Церкви и о Боге будет аллергия, и он от вас сбежит.

Вы можете своим поведением способствовать обращению ко Христу вашего близкого человека

Человеку был дарован великий дар от Бога – свобода, и как только эта свобода нарушается в каких-либо проявлениях, даже ради благих целей, у человека появляется отрицание. А иногда вы можете просто сломать человека, если у вас характер достаточно сложный, поэтому ни в коем случае никаких фанатичных проявлений не должно быть.

– Вопрос по Евангелию. Господь говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 25). Как это понять?

– Когда саможалением занимаемся, когда у нас есть возможность посетить храм, есть возможность сделать доброе дело, есть возможность послужить ближнему, а мы вместо этого говорим: «Я целую неделю трудился, я хочу в воскресный день отоспаться». Человек сберегает себя, душу свою сберегает в некотором смысле, он бережет себя вместо того, чтобы, наоборот, приобрести еще большее для своей жизни. Богослужения, искренние молитвы ко Господу, добрые дела и так далее на самом деле сберегают душу и дают ей вечную жизнь. А то, что мы делаем, думая, что бережем себя, это на самом деле вредно нам. Придете потом после службы и выспитесь. Отдыхать, конечно, нужно. Не загоняйте себя, а то вы в психушку угодите. И съездить куда-нибудь отдохнуть нужно, и с семьей побыть нужно. Все в меру, все, чтобы вам было на пользу.

– Что делать с просфорами, которые по нерадению собрались в значительном количестве и заплесневели?

– Во-первых, покаяться, что вы так нерадиво относитесь все-таки к святыне. Сделать для себя вывод, что вам столько не надо, и не набирать столько просфор. Возьмите одну просфору, разрежьте на много-много кусочков, посушите, в особую деревянную посуду либо в какой-нибудь кулечек бумажный положите и каждое утро натощак, как это принято по традиции, со святой водой после утреннего правила принимайте. Как закончится, только тогда берите новую просфору. Покайтесь, а просфоры, которые у вас накопились, можете в непопираемый колодец отнести, который есть при любом храме. Батюшку попросите, чтобы он в этот непопираемый колодец опустил ваши испорченные просфоры, а заодно исповедуетесь ему в таком проступке. Либо можете сжечь, если у вас есть дача или участочек какой-нибудь, и тоже в место, где не ходят ногами, под деревце, закопать пепел.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить