Пастырские встречи. «Стяжать дух мирен»

Каждый день у нас есть сотни поводов, чтобы потерять мирное расположение духа: нагрубили в транспорте, застряли в пробке, коллега не выполнил обещание, начальник не оценил работу… Но каждый раз мы должны стараться не раздражаться, не обижаться, не гневаться. Однако порой сил и терпения не хватает. По слову преподобного Серафима Саровского, чтобы спастись самому и спасти людей рядом, нужно «стяжать дух мирен». То, как это сделать, на одной из Пастырских встреч помогал понять иеромонах Иннокентий (Присадков).

1.jpg

– Как правильно понимать, что такое смирение? Как его соблюдать в миру?

– Смирение – это духовное состояние, при котором человек видит свое естество таким, какое оно есть. Он видит грехи, недостатки и в то же время видит, что в нем есть хорошего, но не превозносится ни над кем другим. Такой человек – смиренный.

Как соблюдать смирение в миру? Про эту добродетель отцы пишут, что к ней можно приблизиться исполнением Евангелия, покаянием и молитвой. Само чтение слова Божьего и стремление наше его исполнить со временем дают возможность увидеть наше состояние через призму Евангелия. И человек постепенно начинает понимать, что он несовершенен, далек от евангельского слова. Таким образом, он постепенно смиряется и при этом молится и старается с грехами бороться.

– Как разделить смирение и человекоугодие?

– Человекоугодие связано с тщеславием, когда мы пытаемся угодить человеку, а не Богу. Пытаемся показаться хорошим перед человеком, но не перед Богом. А когда мы делаем добро ради Господа, ради добра, тогда это совсем другое.

– Батюшка, что посоветуете? Как научиться не раздражаться, не вестись на эмоции?

– Когда начинаете раздражаться, старайтесь молиться. Старайтесь не поддаваться этим эмоциям. А что делать? Хочется на кого-то разозлиться – придите и в спокойном расположении духа с этим человеком пообщайтесь. Старайтесь молитвой отсекать неуместное раздражение от вашего сердца.

Когда начинаете раздражаться, старайтесь молиться

– Как бороться с осуждением, если на работе все только этим и занимаются, а уйти не получается?

– Не осуждайте. Что еще можно сказать? Не участвуйте в этих разговорах, занимайтесь своими делами. Да, вам придется, конечно, дистанцироваться от всех людей, которые этим занимаются, но другого выхода нет.

– Правда ли, что за что осуждаешь, то и получаешь?

– Как правило, да. «В чем осудишь, в том и побудешь», – гласит наша народная мудрость. Это правда. Но если мы будем осуждать человека, который совершает какие-то особо тяжкие грехи, у нас может подняться духовная брань помыслов, связанных с этими грехами. И до того момента, пока мы не перестанем осуждать, брань все будет усиливаться и усиливаться. Так что будем аккуратны в этом. Право судить дано только Богу, а мы можем посочувствовать грешнику и пойти дальше.

2.jpg

– Стоит ли осуждать самого себя?

– Я считаю, что именно осуждать самого себя не стоит. Преподобный авва Дорофей говорил, что осуждение – это когда мы говорим человеку, страдающему алкогольной зависимостью: «Ты – алкоголик». Это осуждение, потому что человек пьет. Чем закончится это для него мы не знаем. Может, он раскается, и много тому примеров, когда люди раскаивались и переставали пить, а мы уже подписали ему такой приговор. Это и есть осуждение. Наверное, не совсем корректно по отношению к себе тоже говорить, что я такой-то, потому что мы тоже не знаем, что с нами будет завтра. И мы должны сами себе так и говорить: «Есть у меня такое пристрастие» – и молить Бога, чтобы Он помог от него избавиться. Но самого себя плохо называть… какой в этом смысл? Его нет. Просто надо каяться в своих грехах, видеть их и стараться исправляться.

– В заповеди блаженства есть слова «блаженны чистые сердцем», а что такое чистое сердце?

– Чистое сердце – это то, которое не имеет в себе лукавства. Это искреннее сердце, очищенное от страстей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что уже на этой стадии духовной жизни благодать и духовная сила, которая пребывает в этом человеке, чувствуется людьми вокруг.

Например, в Псково-Печерском монастыре был такой подвижник, архимандрит Феофан (Соколов). Про него многие говорили, зайдешь к нему в келью поговорить – и такой мир на душе всегда после этих встреч, разговоров, как будто каких-то успокоительных таблеток напился. «Чистое сердце» наполняется благодатью Святого Духа, и люди вокруг начинают это чувствовать.

– Как понять, где воля Бога, а где свобода человека?

– Вроде все понятно, а с другой стороны, каждый свободен, что хочет, то и может сделать. Захотели – пришли на эту Пастырскую встречу, хотим – молчим, хотим – вопросы задаем, что хотим, то и делаем. В этом наша свобода. С другой стороны, Господь может попустить, и начнется, например, война. Для чего это может быть сделано? Нам непонятно, а Бог – Всеведущий, Всемогущий, Он знает все, и мы каждый раз ему молимся: «Да будет воля Твоя». Но когда мы с Божественной волей сталкиваемся, зачастую начинаем роптать, потому что у нас есть своя воля и нам хотелось бы, конечно, чтобы все у нас на земле было хорошо, было здоровье, благополучие и так далее. И во всем этом мы начинаем Бога забывать, потому могут попускаться в нашей жизни какие-то моменты, которые нас выдергивают из этого плотского мудрования. Иногда попускаются какие-то события даже для целых народов. Воля Бога в том, чтобы человек спасся, Он хочет, чтобы человек попал в рай. В этом основная Его воля. Но происходить это может по-разному.

Воля Бога в том, чтобы человек спасся, Он хочет, чтобы человек попал в рай

– В главе 15-й от Матфея женщина попросила Господа помочь ей. Он же сказал в ответ: «Нехорошо взять у детей и бросить псам», а она сказала: «Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Как это понять?

– Женщина не была иудейкой, а Христос вначале пришел для проповеди среди иудеев. А те уже должны были проповедовать христианство всему миру. Не иудеи были сродни отверженным, иноверцам, язычникам, их можно было уподобить тем, кто не ест духовную пищу со стола, а тем, кто собирает какие-то крохи, кому достается по мелочи. И поэтому Христос таким образом ей отвечает. Однако по смирению женщины Господь даровал исцеление ее дочери.

– Как духовно расти, если по грехам моим чувствую себя как в детском саду?

– Вы себя можете чувствовать как угодно. На самом деле главное то, как смотрит на вас Бог, потому что наши оценки не совсем точные. Здесь осуждение работает как в одну, так и в другую сторону. Мы можем человеку говорить: «Вот какой он хороший, прекрасный, он святой», – но откуда мы знаем, что у него есть или чего нет. Не совсем корректно давать какие-то оценки, в том числе и позитивные, потому что мы имеем склонность ко греху. Одним из последствий первородного греха является помрачение духовного ока, и мы не можем воспринимать реальность такой, какая она на самом деле в духовном отношении. Старайтесь жить по Евангелию, а Господь уже пусть оценки вам дает, на какой вы ступени и куда движетесь. Главная наша задача – стремиться к Богу, искать Бога. Господь будет оценивать Сам.

3.jpg

– Что делать, если не знаешь, как поступать, как принять правильное решение?

– Каждое решение мы стараемся сверить с Евангелием. Если решение Евангелию не противоречит, то дальше уже можно следовать здравому смыслу. Выбирать то, что более будет подходить данной ситуации. Конечно, нужно молиться и просить Бога, чтобы Он направил в принятии ваших решений по Своей воле.

– Есть такое понятие «генеральная исповедь». Всем ли она необходима?

– Да, есть такое понятие, как «генеральная исповедь». В ней мы исповедуем грехи за всю жизнь, в том числе те грехи, которые мы уже исповедовали. Берем всю нашу жизнь с того момента, с которого мы себя помним, и все-все прегрешения, которые только были, собираем и с ними идем на исповедь. Если говорить об обязательности такой исповеди, она проводится, например, перед рукоположением в священники. По канонам обязательно тот, кто собирается принять священный сан, исповедуется во всех своих грехах за всю свою жизнь. Жены священников перед тем, как вступить в брак с будущим священнослужителем, тоже исповедуются за всю свою жизнь. Есть еще ставленническая исповедь. У мирян практика генеральной исповеди тоже есть, и считается, что она помогает в духовной жизни избавиться от лишнего груза грехов.

Тот, кто собирается принять священный сан, исповедуется во всех грехах за всю жизнь

– Скажите, а почему 40 дней после смерти человеку нужно читать Псалтирь? Откуда это пошло?

– Откуда это пошло, сложно сказать, но церковная традиция такая существует. На протяжении сорока дней душа человеческая проходит мытарства, когда до конца еще не определено ее место пребывания. Все эти дни мы сугубо молимся за человека для того, чтобы его участь была склонена на милость Божию.

– А канон по усопшим можно каждый день читать?

– Лучше Псалтирь. Я не слышал такой практики, чтобы канон по усопшим благословляли читать каждый день. В идеале нужно Псалтирь прочитать целиком за день, но если есть силы и время.

– В помощь чтения Псалтири какого автора советуете?

– Я всем советую перевод Павла Юнгерова на русский язык, потому что на церковнославянский текст Псалтири был переведен с греческого языка. Синодальный же текст был переведен с еврейского языка, и поэтому есть небольшие расхождения. Для нас более каноническим является греческий язык. Юнгеров переводил Псалтирь как раз с него. В нашем магазине «Сретение» эта книга есть.

4.jpg

– Насколько приемлема для христианина кремация тела?

– В нашей православной традиции она неприемлема. Мы к телу относимся с благоговением и хороним людей по христианскому православному обычаю полностью в теле, такими, какими создал их Господь. Хоть и душа покинула тело на какое-то время, но относиться нужно к нему с уважением и погребать в земле.

– Батюшка, можете посоветовать, как правильно поступать и вести себя, если дочь-подросток заявляет, что она атеистка? Свою позицию она объясняет тем, что религий много, а где истина?

– Сказать то, что вы думаете. Например, так: «Я христианка, я верую во Христа». Живите как христианка, а со временем, Бог даст, ваша дочь, видя ваши добрые дела, доброе жительство, переменит сама свои взгляды на жизнь.

– Что обязательно читать в пост начинающему православному человеку? Как с собой бороться?

– Хорошо бы читать хотя бы по одной главе из Ветхого Завета, одну главу из Деяний апостольских, посланий апостольских и одну главу из Нового Завета. Если у вас так будет получаться читать, то это будет, конечно, здорово. И брать толкователей, и те места, которые вам непонятны, нужно будет истолковывать через святых отцов. Толкование на Ветхий можно читать у Лопухина. Новый Завет – можно по святителю Феофилакту Болгарскому.

Как с собой бороться? Стараться все делать в меру, то есть в меру питаться, в меру общаться, без излишеств, то есть познать какую-то меру необходимого для вас и ей следовать.

– Каждому ли человеку нужен духовник? Плохо ли если кажется, что уже нет доверия между духовником и чадом? Нужно ли искать другого духовника или остаться со своим?

– Конечно, по-хорошему, каждому из нас нужен духовник, то есть человек, который будет иметь видение относительно нашей жизни, относительно нашего состояния души, и мы с ним можем сверять периодически часы, настраиваться на то, чтобы двигаться вперед в духовной жизни. И если у вас пропало или утрачивается доверие к духовнику, то, конечно, это нехорошо, и можно с духовником это искренне обсудить. Рассказать, что вы так себя чувствуете, понимаете, что доверие уходит. Надо проговорить, тогда, возможно, ситуация разрешится либо в одну, либо в другую сторону. А вы тогда поймете, нужно вам искать какого-то другого человека, либо все это было такое наваждение пустое, и вы продолжите вместе работу.

– Батюшка, что Вы можете посоветовать людям, в чьих семьях близкие пьют?

– Здесь можно только посочувствовать. За людей, которые выпивают, надо и молиться, и пробовать лечить, если это возможно. Если ваши родственники, которые употребляют алкоголь, будут не против, тогда лечение, может быть, поможет.

– Как быть, если возникает желание съездить в один храм, в другой, а внутренней причины для этого нет.

– Поезжайте в один храм, в другой, почему нет? Единственное, хотелось бы, чтобы у вас был один священник, у которого вы исповедуйтесь постоянно. Но если такого священника у вас нет, то помоги вам Бог такого священника найти.

Хотелось бы, чтобы у вас был один священник, у которого вы исповедуйтесь постоянно

– Что делать, если долго не можешь выйти замуж? Не встречается подходящий человек, но понимаешь, что хочешь семью, и не рассматриваешь другой путь.

– Господь о каждом человеке промышляет, и не всем дается брак, потому что в наше время это тяжкий крест, который сложно нести. Возможно, Господь со временем вам даст мужа, возможно, у вас этого не будет уже никогда, но тогда придется смириться с этой участью и жить одной. Постарайтесь принять то, что будет в вашей жизни, принять то, как есть, принять волю Божию, потому что в браке далеко не всегда можно найти утешение, понимание.

Это, конечно, тяжелая ситуация, у многих людей сейчас такая. С одной стороны, само естество подталкивает людей к тому, чтобы образовывать семью, потому что человек так создан. С другой стороны, противоречия и в обществе, и внутри каждого человека не позволяют нормально жить. Так что помоги вам Бог принять то, что будет в вашей жизни, как Его волю.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить