По направлению к святости

Дорогие братья и сестры, сошествие Святого Духа на апостолов положило начало церковным праздникам сначала в честь всех святых, а затем и в честь святых, просиявших в каждой местности. Основание Церкви на земле стало причиной освящения людей. В Церкви Христовой каждый может исполниться благодати Святого Духа, если он этого желает. Однако человек не может стать храмом Божиим без сознательного повседневного труда над собой, поэтому Бог ждет, что за ниспосланные Им блага от человека последуют действия по направлению к Нему.

Фото 1,ПРЕВЬЮ.JPG
Фото: proalbea.ru

Прежде всего, верующие должны осознать, что значит для них быть членами Церкви Христовой. Иногда я был свидетелем того, что некто хотел креститься (обычно после уговоров наших благочестивых прихожан), чтобы изменилась его судьба. То есть такой человек хотел стать физически здоровым или положить конец долгой полосе невезения. Иногда молодые русские женщины с горящими глазами говорят мне, что их жених-немец не против принять православие ради их совместного будущего. Такие люди, вероятно, думают, что делают Богу некое одолжение. Но может ли вера в силу Святого Духа строиться на таком основании?

Верующие должны осознать, что значит для них быть членами Церкви Христовой

Представьте себе такую картину: группа альпинистов, пропавших без вести, наконец-то обнаружена спасательным вертолетом. В тот момент, когда они наконец-то поднимаются на борт, они не ожидают, что их другие (семейные, медицинские, профессиональные или финансовые) проблемы также решатся. Эти люди будут считать за чудо, что им вообще удалось спастись. И вряд ли они слышали от спасательной бригады: «Внимание, это горноспасательная служба! Не против ли вы, чтобы мы вас спасли?» Любой, кто решает креститься в православную веру, должен знать, почему он это делает.

Принцесса Гессенская Елизавета (1864–1918) всем сердцем приняла православие, когда вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, дядю будущего царя. Но высший свет царского окружения ее ни капли не интересовал. После того как ее муж погиб в результате покушения в 1905 году, на свои средства она основала Марфо-Мариинскую обитель, посвятив себя помощи нуждающимся. В Первую мировую войну с фронта начали приходить плохие известия, и ситуация со снабжением в стране оказалась катастрофической. К ней и ее сестре, принцессе Дармштадтской, будущей страстотерпице Александре, стали относиться враждебно.

Когда произошла революция, Елизавету, «ангела бедных», как ее называли, арестовали. Она уже не вернулась назад и приняла мученическую кончину в шахте на Урале вместе с другими членами царской семьи. И через несколько дней проходящие мимо шахты жители Алапаевска слышали молитвы преподобномученицы, которая, будучи сама тяжело ранена, до последнего помогала облегчать раны своих товарищей. Ее любовь ко Христу превысила для нее все в этом мире.

Немецкий студент Александр Шморель (1917–1943) (причислен к сонму мучеников в РПЦЗ – прим. пер.) избежал бы казни, если бы публично признал свою вину в участии в движении «Белая роза». Он был бы на свободе уже через два года. Но он выбрал вечную жизнь после того, как принял Святые Дары в камере смертников. Его действия были основаны на твердых принципах православной веры и соответствовали тому, что говорила его совесть. Пути назад для него не было: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62).

Фото 2.JPG

Тот, кто верит тому, что сказано в Евангелии, полностью отдает свою личную судьбу в руки Божии. Для такого человека больше нет желаний в плоскости земной жизни. Следовательно, таковой уже не будет сомневаться в Промысле Божием, когда происходят события серьезного общественно-политического значения, так как он знает, что Бог простирает над всем Свою руку. Истинный воин Христов видит цель своих усилий в осуществлении Царства Божия в самом себе, которое есть «не от мира сего» (Ин. 18: 36), «ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Окончательная победа Христа наступит только тогда, когда царство антихриста на земле достигнет своего апогея. Только тогда «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16: 27). Поэтому все, кто желает установить Царство Божие на земле, не могут надеяться на прочный успех.

Преподобный Исаак Сирин однажды сказал, что даже если бы он привел к вере тысячи людей посредством своих слов, это не значило бы для него ничего, если бы при этом он не достиг чистоты сердца. Если же сердце очистится благодатью Святого Духа, то тысячи спасутся. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – как сказал преподобный Серафим Саровский. Царство Божие открывается нам на земле в Божественной литургии. Крещение в некотором смысле является лишь дверью в эту тайну. Как печально, когда люди принимают Крещение, но не хотят после этого и пальцем двинуть в своей духовной жизни. Вместо этого они ожидают, что их здоровье внезапно улучшится или их банковский счет увеличится. И это, увы, далеко не единичные случаи.

Царство Божие открывается нам на земле в Божественной литургии

Соответственно, для нас, христиан, должна ставиться такая цель: мы должны объединяться в одно церковное тело на Божественной литургии. К нашему сожалению, иногда бывает так, что, когда начинается Литургия, в хоре еще обсуждаются последние детали, в притворе храма все еще много активности, какие-то люди в эту самую минуту еще ходят по храму, здороваются с другими, отвлекают их, целуют иконы или ставят свечи. А ведь Литургия должна начинаться в абсолютной тишине, и должно быть наоборот. Необходимо, чтобы люди внимательно слушали то, что является подготовкой к священной службе. И позже, уже на самой Литургии, все присутствующие должны соединятся в горячей молитве к Богу. К сожалению, Часы перед Литургией, как и благодарственные молитвы после Святого Причастия, теряются в шепоте и гуле тех, кто собрался на богослужение. Однако вспомним, что даже спортсмены не могут выйти на соревнования без разминки.

В начале Литургии мы еще молимся о земных делах. Но позже уже следует чтение Священного Писания, и начинается Евхаристический канон, когда всем следует отложить всякое земное попечение. Мы должны осознавать, что происходит в этот момент: «И́же Херуви́мы та́йно образу́юще…», и мы молимся вместе с ними. Так же, как и малый вход был «входом святых ангелов», которые совершают с нами это богослужение, славя при этом Бога. Какая же это невообразимая честь для нас – совершать Литургию с десятками тысяч ангелов и архангелов, вместе с серафимами и херувимами, окружающими Престол Божий… Но что, если мы в этот священный момент мысленно находимся в офисе, на спортивной площадке или на дискотеке?.. Что, если перед нашим внутренним взором разворачивается вчерашний фильм в тот момент, когда происходит преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы? Тогда сонмы ангелов совершают эту хвалу Богу без нас…

Божественная литургия постоянно оказывает свое благотворное действие на весь мир. И мы должны приложить все усилия, какие только возможно, чтобы действительно быть участниками этого чуда из всех чудес, как сказал праведный Иоанн Кронштадтский. Мы должны присутствовать на Литургии телом и душой и всецело участвовать в Вечере Господней. Но прежде давайте отложим все земные попечения. И тогда эскимос или готтентот, случайно зашедший в нашу церковь, уже не будет знать, на небе он находится или на земле. И тогда и наши земные нужды, о которых «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6: 32), не останутся без ответа. Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Orthodoxe-bibliothek.de

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить