Поделись с Богом своей болью

Беседа о боли. Часть 3

Часть 2 – Тайна Божьего молчания

Важно принять решение и сказать, что боль – это смысл, ценность, Христос, дружба, добродетель, почтенность ради которых я готов испытать боль. Я должен найти эту боль, чтобы обнять ее. Это Крест, который я обниму, чтобы наступило Воскресение.

Во-вторых, я должен сосредоточиться на этом, не отказываться от возникнувших трудностей, не отказываться от этой борьбы, потому что у меня нет желания бороться, потому что я чувствую себя не готовым бороться на этом этапе своей жизни.

Один старец на Афоне сказал мне: 

– Будут моменты в твоей жизни, когда у тебя будет очень много благодати – радость, благословение, умиление, желание молиться, приходить на богослужения, читать святоотеческие и духовные книги. А также будут моменты, когда у тебя не будет никакого желания ко всему этому, тебя охватит уныние, безразличие, равнодушие, у тебя не будет желания даже что-то говорить, но будь внимательней, даже тогда не отменяй   встречу с Богом, не отменяй ее. Днем назначь себе встречу с Богом, которая будет состоять в чтении духовных книг, в чтении молитв с четками, чтении Повечерия, акафиста. Я не знаю, как будет происходить твоя встреча с Богом, но ты ходи на богослужения. А когда ты будешь себя плохо чувствовать, продолжай ходить на службы. И там, просто, сядь, встань на колени, и скажи Богу: „Я чувствую себя как тряпка! У меня нет ни сил, ни желания что-то говорить Тебе! 

Но ты это сделай и твои слова, сказанные Богу, преобразятся   в молитву.

Однажды, одна женщина пришла к старцу Софронию, к этому великому святому, и он спросил ее:

– Куда вы пропали? Я вас давно не видел в монастыре.

– У меня не было особого желания приезжать в монастырь, потому что я больше ссорюсь с Богом, чем прославляю Его. У меня возникли большие жалобы к Нему.

– Не беспокойтесь, подойдите и расскажите это Ему! Освободите все из себя, расскажите что вы чувствуете, поделитесь со всем этим с Ним, сделайте  это поводом для ообщения с Богом.

Что такое Псалтирь? Половина Псалтыря – это славословие и благодарение, а другая половина – это битва и сражение с Богом. Давид говорит Ему:

– Где Ты? Ты не здесь! Мои враги преследуют меня, я тону, погибаю, а Тебя нет, Ты ничего не делаешь, Ты оставляешь меня, и мои враги преследуют меня, сговариваются против меня и клевещут на меня.

Старец Софроний Сахаров говорит, что его молитва часто принимает черты битвы, спора с Богом. А еще он говорит: „Часто я становлюсь богоборцем, борюсь, веду битву с Ним, но это мои отношения, с Ним. В настоящих отношениях я должен научиться говорить: „Нет!” А также и слышать слово: „Нет” от другого человека. В реальных отношениях я говорю то, что раздражает и беспокоит меня.  Я говорю другому человеку: „Я нездоров!”. В реальных отношениях бывают изменения, колебания. В реальных отношениях человек меняется, преобразовывается, ссорится, мирится. Есть ли нормальные отношения без напряжения. Нет. Если только это не боль”.

Однажды, одна женщина рассказала мне о своем муже:

– Батюшка, я ни разу не видела своего супруга, чтобы он смеялся. За всю нашу жизнь он очень редко смеялся. Мы состарились. И вот, однажды, когда мы сидели в гостиной, я увидела, что он улыбнулся мне, и я сказала:

 – Слава Богу! 

Я обрадовалась. Чудо! Прошло полминуты, он все улыбался, прошло еще полторы минуты, и мой муж продолжал улыбаться. Затем я поняла, что у него случился инсульт. 

Одна женщина пришла ко мне и сказала мне: 

– Я больше не могу терпеть своего мужа! 

– Почему? Он агрессивный?

– Нет, он вообще не агрессивный. 

– Он тебя ругает? 

– Нет.

– Он уходит из дома? Приходит с работы поздно домой?  Увлекается азартными играми?

– Нет, нет!

– У тебя идеальный муж. 

– Я не могу терпеть его! 

– Почему? 

– Потому что, батюшка, если скажешь ему, чтобы он сел, то он садится! Если скажешь ему, чтобы он пошел и поел, то он идет и ест. Меня целый день нет дома, гуляю по городу и когда я захожу в квартиру, то он говорит мне: „Добро пожаловать! Как дела?” Я выхожу с подругами гулять, хожу с ними в бар, поздно прихожу домой, бывает, что возвращаюсь домой в полночь и говорю себе: „Что он сейчас скажет мне?” А он спрашивает меня: „Дорогая, как ты провела время с подружками?” 

– И вы этому не рады?

– Нет, батюшка! Я этому не рада, потому что я хотела бы, чтобы было немного по-другому: чтобы он немного злился, гневался, немного ревновал меня. Хочу почувствовать себя желанной, любимой. Этого мне хочется!

И это мучение. Как и мучением является то, когда кто-то ругает тебя и кричит на тебя, так и это. Большое спокойствие вызывает у тебя беспокойство. Ты не можешь выдержать столько спокойствия. Если перейдем к духовной сфере, то отношения с Богом должны пульсировать, и мы не должны этого пугаться, все должно стать молитвой, даже в эти трудные моменты.

Другой элемент – это то, на чем мы сосредоточимся, чтобы перенести эту боль, то есть на чем мы посвятимся. Это означает, что если я приеду в Катерини пять или десять раз, но останусь там на одну ночь и уеду, то я никогда не ознакомлюсь с городом. Чтобы ознакомиться с Катерини, ты должен остаться там, не на одну ночь, чтобы хорошо провести время и уехать, а остаться больше времени в этом городе, чтобы почувствовать холод и прожить холодные ночи этого города. И чтобы вообще прочувствовать трудные моменты в Катерини. Только тогда ты ознакомишься с ним и сможешь сказать, что я ознакомился с Катерини. Точно так же, чтобы достичь цели, мне нужно будет посвятить себя Богу. Я должен посвятить себя Богу, человеку, любви, браку, чему угодно – я не могу просто ждать счастливых моментов с моим человеком, но я должен терпеть его молчание и трудности которые он создает.

Когда кто-то приезжал в монастырь Симонопетра, и хотел стать монахом, покойный преподобный старец Эмилиан, видя и оценивая его энтузиазм, его ревность к молитве, поклонам, богослужениям и постам, говорил: „Хорошо, все это благословенно! Очень хорошо. Но я хочу увидеть и то, как ты ведешь себя с другими монахами, увидеть и то, как ты живешь здесь внутри обители, увидеть, как ты относишься к другому человеку, который не будет тебе каждый день улыбаться. Наступит день, когда он не будет в хорошем настроении, как и ты. Потому что здесь внутри монастыря ты призван проявлять Христа, смирение, терпение”. 

Мы хотим многого, но мы не готовы давать многое. Мы читаем духовную книгу, видим опыт святых, преподобных, и тоже хотим попробовать это сделать, но не хотим нести тот подвижнический крест, который они несли, восхищаемся их житиями и говорим, сколько святости было у преподобного Паисия, но кто хочет прожить жизнь святого Паисия? Кто? Мы хотим получать только результат, плод, но этот плод не придет к нам так легко. Сколько святости было у святого Порфирия, какие благодатные дары он имел? Да, но если ты хочешь иметь благодатные дары святого Порфирия, то возьми весь его „пакет” – с его болезнями, проблемами, одиночеством, со всем тем, что он пережил в своей жизни. Ты не можешь поступать избирательно. Часто в своей жизни мы хотим иметь потрясающее тело, но не хотим ходить в фитнес-клуб. Ко мне пришел один мой друг и сказал мне:

– Я записался на фитнес.

– Молодец, но я не вижу изменений на твоем теле. 

– А что, я должен еще и ходить в фитнес-клуб?

Нет, сиди дома, ничего не делай и худей!

Мы хотим получать прибыль, но, почти не трудясь или совсем не трудясь. Мы хотим получить признание, но быть безответственными.

Мы хотим иметь очень хорошие отношения со своей женой, иметь очень хорошую жизнь, но не хотим остального, не хотим, чтобы она возражала и говорила нам: 

– Все, я больше не могу тебя слушать! 

А ну-ка, подожди, как это произойдет? Ты не можешь хулить ее весь день, унижать ее, ставить ее на второй план и затем хотеть хорошей жизни с ней. Так не бывает. Ты должен терпеть и ее молчание. Ты должен быть готов войти в мир другого человека, вынести его трудности. 

– Но, батюшка, я что должен ради своей жены играть роль психолога? – говорит другой супруг. 

Да, будешь играть роль психолога. Ты не можешь только хотеть брать, и не быть готовым абсолютно ничего отдавать и вообще не посвящать себя своей половинке. И, разумеется, мы хотим Божьей благодати, не имея при этом необходимого аскетизма.

В конце одной своей беседы осталось время для вопросов. Один мужчина, встал как пружина и сказал: 

– Батюшка, пока вы говорили, меня все время мучает один вопрос!

„Отлично! – сказал я себе. – Я его спровоцировал. Если его столько времени мучает вопрос, значит, я посеял в нем хорошее семя”.

Он продолжил: 

– Батюшка, я хочу спросить вас, если вы из Крита, то, сколько стоит оливковое масло на Крите?

Я сказал себе: „Ясно...!”

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православный сайт «Задругата»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить