Покаяние. Исповедь. Часть 2

Часть 1.

Фото 1 (21).jpg

– Отец Иов, скажите, пожалуйста, что является самым главным для того, кто исповедуется?

– Исповедь предполагает, прежде всего, перемену сердца и личное обращение к Богу как Небесному Врачу, имеющему власть и силу исцелить больную грехом душу. Этот внутренний, сердечный акт является главным и необходимым для очищения души. Евангелие с великой любовью и трогательными подробностями описывает такие чудесные перемены: блудного сына, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 32); грешницы, которая обливала ноги Иисуса слезами и отирала их волосами своими (см. Лк. 7: 38); Закхея, который с радостью принял в своем доме Господа и обещал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8).

– Как называть свои грехи на исповеди: рассказать подробно или же достаточно просто перечислить их (например, осуждение, чревоугодие и т.д.)?

– «Всякую вещь украшает мера», – говорит святитель Василий Великий. Совершая исповедь, мы должны тоже стремиться найти меру. Все грехи надо называть конкретно и определенно. Избегать отвлеченности, не говорить намеками. Иначе исповедь будет неглубокой, поверхностной. С другой стороны, надо избегать излишней описательности, перечисления всех случаев одного и того же греха (например, чревоугодия). Как правило, в этих подробностях скрадывается чувство покаяния, исповедующийся незаметно переходит к самооправданию. Если же был грех сугубый, может быть, смертный, тогда нужна определенная подробность. Одно дело внимательное отношение к себе, желание избежать всякого греха не только в делах и словах, но и в помыслах и чувствах, а другое – перечисление всех своих помыслов. При такой исповеди человек, духовно недостаточно опытный, часто впадает в уныние и мнительность. Подробнейшая исповедь с исследованием породивших их причин и откровением помыслов – дело монашествующих, совершающих духовное делание под руководством опытных наставников. Самое главное –  глубокое покаяние, желание и решимость исправиться, не повторять грехи, в которых исповедуешься. Мытарь с сознанием своей греховности ударял себя в грудь и произносил шесть слов: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18: 13), – и ушел оправданным.

Фото 2 (20).jpg

Для покаяния нужна вера: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15). Глубина и полнота покаяния зависят от степени устремления человека к Богу. Человек не только хочет получить от Бога прощение греховных поступков, но ищет живого реального общения с Ним как Источником всего благого. Покаяние у новообращенных отличается от покаяния у духовно-опытных тем, что у первых главным движущим мотивом является страх наказания, а у совершенных – любовь к Богу. Совершенному мучительно и тяжело, когда неверным своим поступком он нарушил волю Божию. О значении любви к Богу для совершенного покаяния и полного прощения грехов говорит Сам Господь Спаситель: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7: 47).

– Что человек должен делать, если он понимает, что приносит на исповедь одни и те же грехи и унывает от этого?

– Грехи совершает человек потому, что от одной или нескольких исповедей он не может избавиться от укоренившихся в нем страстей и греховных привычек. Борьба с ними может продолжаться долгие годы. Искренне кающийся получает полное прощение грехов.

Исповедь предполагает, прежде всего, перемену сердца и личное обращение к Богу

Надо полностью довериться Слову Божию, и помнить безграничное милосердие Божие, и продолжать упорно искоренять имеющиеся страсти.

– Как быть, когда прощенные человеку грехи продолжают болезненно оставаться в памяти?

– Враг нашего спасения не хочет, чтобы человек, получив по милосердию Божию прощение, радовался. Первое, что должен сделать человек, вспомнив прошлые прощенные грехи, вознести благодарение Богу за Его безграничную милость. Нашу молитву особо возвышает постоянное благодарение Бога. Мы должны делать это не только получив просимое, но и в течение дня неоднократно. Уже сама возможность общения со своим Небесным Родителем есть великое благо.

– Почему святитель Василий Великий пишет, что покаяние без поста недейственно?

– Вселенский учитель постом называет не просто смену пищи (растительную вместо скоромной), как принято в наше время. Он писал: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Не ешь ты мясо, но поедаешь брата» (Беседа I. О Посте 1-я).

Фото 3 (4).jpeg

– Что такое епитимья? В чем ее суть?

– Епитимия (от греч. «еpitimion», где «epi» – над, «timi» – наказание) – средство духовного исправления, назначаемое за тяжелое согрешение: колдовство, вероотступничество, блуд, убийство (включая аборт), гробокопательство и др. Духовное основание для этого способа врачевания серьезных пороков человека святые отцы видели в слове Божием. Оно говорит о наказании как о благодеянии в отношении согрешающего: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Притч. 3: 11); «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12: 11).

Правила применения епитимии находятся в общецерковных канонических сборниках. Известен «Покаянный Номоканон» (епитимийник) святого Иоанна IV Постника, патриарха Константинопольского. В нем содержатся наставления духовникам, принимающим исповедь. Составитель «Покаянного Номоканона», определяя различные меры врачевания духовно-нравственных недугов (строгий пост, поклоны, раздача милостыни и др.), советует руководствоваться не только тяжестью греха, но и степенью переживания кающимся своего поступка, его внутренним состоянием. Известна также «Алфавитная синтагма» византийского канониста Матфея Властаря, составленная в 1335 году. Епитимия не является наказанием или  карательной мерой. Она не лишает человека прав члена Церкви, а является лишь духовным пластырем, врачующим душу. Надо точно исполнить то, что назначит священник и благодарить Бога за то, что Он помиловал и избавил от тяжкого бремени грехов. Даже после покаяния у многих остается на душе некоторая тяжесть. Она полностью исчезает, когда человек начинает жить полнокровной духовной жизнью.

Нашу молитву особо возвышает постоянное благодарение Бога

Епископ или священник, давший епитимию, может сократить ее срок, видя духовные плоды кающегося. «В 74-м правиле (говорит Василий Великий): получившие от Бога власть вязать и решать не будут порицаемы за то, если им заблагорассудится уменьшить определенное время епитимии, тем, которые исповедуются и показывают усердие и горячее покаяние» («Алфавитная Синтагма»). В наше время, когда так велика духовная немощь людей, пастырь должен пользоваться правом назначать епитимию очень осторожно, с мудростью и любовью.

– Может ли священник нарушить тайну исповеди?

– Тайну исповеди священник не может нарушить ни при каких обстоятельствах. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении и каждый день должен класть сто поклонов.

Фото 4 (2).jpeg

– В каком возрасте дети должны начинать исповедоваться? Есть ли какие-либо особенности совершения таинства Исповеди для детей?

– У святителя Тимофея Александрийского в его канонических ответах на вопросы епископов и клириков возраст ответственности определен десятью годами: «Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога? Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные – с последующих лет». Установление семилетнего возраста для начала исповеди перед причастием – скорее не правило, а традиция нашей Церкви. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам. Если в семье отношения строятся на любви, то бывает нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство вины, раскаяния и желания не повторять плохие поступки.

У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно по образу отношений с родителями. Если семья воцерковленная, он ежедневно слышит молитву «Отче наш». Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Конечно, к 7 годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то Суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог их накажет. Это может полностью исказить представления ребенка о Боге, и у него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.

Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви

Готовя ребенка к исповеди, важно дать ему почувствовать, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он должен запомнить. Нужно не стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождается желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.

– Только ли во время таинства Исповеди верующий может получить прощение грехов?

– Любой христианин может искренне обратиться к Богу и покаяться в любом месте и в любую минуту. Человек нередко находится в условия, когда не имеет возможности приступить к покаянию в храме: томящиеся в узах и темницах; подвижники в прошлом, годами и десятилетиями жившие отшельниками; путешествующие, больные, не имеющие возможности пригласить священника и др. Нужно верить, что милосердный Господь простит такому и очистит от грехов, если он с покаянной молитвой обратится к Нему. Даже тогда, когда мы имеем возможность регулярно приступать к таинству Исповеди в церкви, мы не должны забывать, что и вне храма можем молить Бога о прощении грехов и верить, что Господь простит нас. Покаянным чувством проникнуты молитвы в составе утреннего и вечернего правила (молитва Святому Духу, «Трисвятое», «Отче наш», 50-й псалом и др.). И в течение дня, если нас постигло искушение и мы согрешили, можем сразу же обратиться к Богу о помиловании.

При этом значение таинства Покаяния для нас не умаляется. Напротив, живая молитва с сокрушенным сердцем в течение дня приготовляет нас к таинству Исповеди. Она научает нас приступать к ней не формально, а с сердечной теплотой, с искренней надеждой. Исповедь в храме имеет не только очистительную, но и духовно-воспитательную цель. Пастырскую помощь человек чаще всего получает во время исповеди, когда священнику наиболее удобно подать необходимое назидание.

Фото 5 (12).jpg

– Что еще в духовной жизни христианина ведет его к очищению от греха?

– В таинстве Елеосвящения (соборовании) прощаются забытые и неосознанные грехи. Оно совершается над больными. Раз в год Великим постом собороваться могут все православные, достигшие семи лет.

Мы очищаемся от грехов, если имеем постоянную и неослабную любовь ко всем людям: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет 4: 8). Постоянным ласковым обращением с людьми мы имеем возможность всегда угождать Богу и получать от Него прощение наших повседневных больших и малых грехов. К сожалению, многие люди не только не пользуются этим, но холодностью, раздражительностью и, вообще, постоянной немирной настроенностью усугубляют тяжесть своих прегрешений. Мы мало задумываемся над тем, что мера любви есть мера нашего христианства: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Если нет в нас любви, значит, христианство наше формальное, внешнее, холодное, а потому и бесплодное. Нам редко удается привести к Богу наших знакомых и родственников потому, что они не видят плоды нашей веры, которые, по апостолу Павлу, есть любовь, радость, мир и так далее.

Если человек ведет полнокровную духовную жизнь, постоянно совершает ежедневное молитвенное правило, регулярно посещает воскресные и праздничные службы, так же происходит очищение от грехов. Покаянные молитвы входят в утреннее и вечернее правило. Дает ли это прощение грехов и очищение души? Конечно. Молитва – реальное общение с Богом. И если мы просим нашего Небесного Родителя простить нам согрешения наши, то получаем, ибо непреложно слово Божие: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Кроме веры нужно исполнить еще одно условие: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

– Каковы плоды истинного покаяния и раскаяния человека в своих грехах?

– Принесший покаяние должен не останавливаться на этом пути, а продолжать деятельную духовную жизнь. Все, что мы делаем, должно иметь такие плоды: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим 6: 22). В другом послании святой апостол Павел более подробно говорит о целях духовной жизни, которая немыслима без регулярного покаяния: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5: 22–23). Без этого наше христианство остается внешним. Плоды духовные уже на земле приготовляют нас к блаженной жизни в Царстве Небесном.

Фото 6.png

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» пишет: «Знает Владыка, как Сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям и, падая, часто восстают, потому дал заповедь – часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово: как только скажешь от всего сердца: каюсь – тотчас прощает». По учению святых отцов, покаяние должно сопутствовать человеку всю его жизнь, если даже он сподобился дарований. Преподобный Исаак Сирин в «Словах подвижнических» учил: «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим получить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить