Покаяние разбойника

Сегодня я хочу рассказать вам о милости, доброте и благоговении перед Матерью Божией, как велики эти дела. Говорить я буду не от себя, а попробую пересказать вам историю, которую слышал от отца Клеопы из монастыря Сихастрия, когда жил там. История эта включена была потом в одну книгу, может, кто-нибудь из вас читал ее. Она о Мане разбойнике.

Где-то в Антиохии жил довольно грозный разбойник. Было с ним еще 30 разбойников, а он был их главарем. Ман этот со своими товарищами грабил и убивал без малейшей жалости. Он был самым лютым во всем краю том. Поймать его не могли даже царские солдаты. Была объявлена награда за его голову, но никому его схватить не удавалось.

Главарь этот убил уже 99 человек. И однажды он говорит своим товарищам:

– Пойду убью еще одного, чтобы набралась круглая сотня.

У них, разбойников, ведь считалось неким достижением – дойти до сотни убийств, умерщвлений. 

Взял он коня и отправился. И по попущению Божию пошел другими тропинками, не теми, которыми обычно они подкрадывались к людским жилищам. И дошел до одного места, где была пещера. И встречает он там ветхого отшельника, которому было лет под 90. И, увидев его, говорит ему:

– Отче, ну что мне с тобой делать? Я же поклялся разбойникам, что первого, кого встречу на пути, убью. Так что делать нечего, готовься, я буду тебя убивать.

Отшельник глянул на него и видит диво дивное: правая рука у того вся золотая. И думает: «Есть тут какая-то тайна с этим разбойником. У него есть что-то хорошее». И говорит тогда:

– Чадо, хорошо, пусть будет так, как хочешь ты, коли тебе уж так хочется меня убить. Но мне хотелось бы попросить тебя кое о чем, прежде чем ты сделаешь это. Я живу здесь, в этой пещере, без малого 70 лет. И надо же тому быть, что именно теперь, вот уже неделю, как иссяк источник, из которого я пил воду. Во рту у меня не было ни капли воды уже несколько дней, и я сильно жажду. Поэтому прошу тебя: если можешь, принеси мне немного водички откуда-нибудь из другого места, прежде чем убить меня.

И разбойник тогда ответил ему:

– Да, отче! Как же нет? Побудь здесь, пока я схожу. Я знаю тут один родник, чуть подальше.

Схватил он скорее сосуд, бывший там у старца, вскочил на коня и поскакал. И старец тогда понял, что сердце-то у него доброе! Хоть он и был разбойником, убивал, но в душе его теплилась доброта. И взмолился он тогда Богу и сказал: «Господи, даруй мне эту душу!» – и прочие слова. Старец, как мог, молился Богу.

Спустя полчаса разбойник возвращается назад, неся старцу воду. Взял ее старец, перекрестился, выпил, поблагодарил разбойника и говорит:

– Бог да воздаст тебе, чадо, за твою доброту, за твою любовь, за то, что напоил старого человека, мучившегося от жажды уже столько дней.

И разбойник тогда, услышав такие слова, говорит ему:

– Отче, неужели для меня еще есть спасение?

– Есть, чадо, – отвечал старец, – есть, дерзай! Не будем забывать о царе Манассии, который в стародавние времена привел всех евреев к поклонению идолам, а в конце Бог за покаяние обратил и спас его. Есть и для тебя спасение, чадо!

– Отче, но я же убил 99 человек! Понимаете?

А он говорит:

– Есть покаяние у Бога. Мы не можем столько грешить, сколько может прощать нас Бог, если мы по-настоящему каемся и исповедуемся.

Мы не можем столько грешить, сколько может прощать нас Бог, если мы по-настоящему каемся и исповедуемся

И разбойник тогда встал и говорит:

– Отче, но я же не один! У меня еще 30 таких же разбойников.

– Отведи меня к ним, в их пещеру, – сказал монах, – потому что я должен открыть вам одну великую тайну.

И взял его тогда разбойник, посадил на коня, а сам повел его под уздцы, направляясь к своей пещере.

Когда разбойники его увидели, расхохотались:

– Ты только глянь! Главарь наш сказал, что идет убивать первого, кого встретит, а везет нам сюда древнего монаха!

И тогда он сказал им:

– Не надо смеяться! Старец этот откроет нам великую тайну! Так он сказал мне, что владеет одной тайной. Так что давайте дадим ему отдохнуть, ибо он устал с дороги, а потом он откроет нам эту тайну.

И ушли они, сели есть и пить по своему обыкновению, все вместе там. И тут говорит главарь одному из них:

– Возьми отсюда, – говорит, – кружку вина и краюху хлеба и отнеси старцу, чтобы он поел. Он же с тех пор, как удалился в пустыню, ни разу не вкушал вина.

И тот понес угощение старцу. А старец, завидев это, думает: «Ты посмотри, он обо мне не забыл! Значит, сердце его охвачено любовью, хоть он и творит столько злодеяний». И говорит: «Господи, молю Тебя опять: даруй мне его душу и всех остальных разбойников тоже!»

Наевшись и напившись, позвали они старца:

– Ну, отче, а теперь открывай нам ту тайну, которую обещал!

И он оглядел их тогда всех и видит одного, который прислуживал им, будучи у них поваром. Был он помоложе их и всё куда-то убегал и прятался. Положит, что надо на стол, и спрячется. И говорит тогда старец:

– Вот, я открою вам одну тайну. Повар ваш, который здесь при вас находится и служит вам уже 11 лет, знайте, что он – диавол, он не человек.

Разбойники захохотали, услышав это. И говорят:

– Но как же, отче? Он же служит нам 11 лет, готовит еду, что ты говоришь такое? Ты что, не видишь, что он человек?

И тут повар хотел юркнуть куда-нибудь, но старец сказал ему:

– Именем Иисуса Христа повелеваю тебе стоять на месте здесь и не шевелиться!

И повар застыл как вкопанный. И говорит ему старец:

– Я хочу, чтобы ты сказал им, кто ты такой на самом деле. Чтобы они услышали это и тоже всё поняли.

И говорит тогда повар:

– Я не человек, я диавол. Послан сюда моими начальниками, чтобы забрать прежде всего душу главаря разбойников. Но только когда забрать? Когда он исполнит 100 убийств и перестанет молиться Матери Божией. Ведь он каждый день молится Матери Божией и носит с собой Ее икону. В ту минуту, когда он совершит свое сотое убийство, а потом мне удастся как-нибудь убедить его не молиться больше Матери Божией и бросить Ее иконку, которую он носит с собой, тогда у меня и будет право забрать его душу. А потом – и остальных разбойников. Я потому не мог сделать этого до сих пор, что он всё молится каждый день Матери Божией и не выходит из пещеры, пока не осенит себя крестным знамением и не скажет: «Господи, помоги!»

И всё это при том, что разбойники смеялись над ним, говоря:

– Но ты же идешь убивать! Как же ты крестишься перед этим?

– Не лезьте, я знаю, что делаю, – отвечал он.

То есть в душе у него было что-то хорошее, перешедшее к нему от бабушки и дедушки, которые учили его, когда он был маленьким. Среда, конечно, засосала его, и он дошел до того, до чего дошел, но всё же в нем оставалось то, что было заложено с детства.

А разбойники всё не могли поверить:

– Да как же ты называешь его диаволом? Разве ты не видишь, что он человек? Не верим мы этому.

И тогда отшельник сказал:

– Изменись, прими такой вид, чтобы они могли понять, кто ты!

И вдруг так называемый повар вмиг изменился и превратился во льва, извергавшего из пасти своей пламя. И взревел он так громко, что все попадали на землю и не могли шелохнуться, потому что руки и ноги у них одеревенели. И тогда они взмолились монаху:

И вдруг так называемый повар вмиг изменился и превратился во льва, извергавшего из пасти своей пламя

– Отче, прогони его отсюда! Нам страшно, мы больше не можем, мы умираем!

А старец говорит:

– А зачем мне прогонять его? Разве это не ваш повар? Вы же говорили, что он готовит вам вкусную еду! Что же теперь вы боитесь его?

– Отче, умоляем тебя, отче!

И сказал тогда монах:

– Хорошо. Отправляйся в геенну, приготовленную вам там.

И моментально диавол исчез.

Все пришли в ужас и говорят:

– Отче, что же нам теперь делать?

– Вы вот что делайте. Вы видели диавола, который ждет не дождется, как бы забрать ваши души. Обратитесь к Богу и откажитесь от злого пути, которым идете, покайтесь, и у диавола тогда не будет власти над вами, и вы спасетесь. Разойдитесь все, обратитесь к покаянию. Кто может быть монахом – идите в монастырь, а кто нет – уходите в мир и проводите там христианскую жизнь. Где-нибудь в деревне, где найдете, женитесь и проводите христианскую жизнь. А ты, – говорит он главарю разбойников, – оставайся здесь, в пещере. Отныне можешь грабить, но не убивая. Воруй, но только то, что тебе нужно для пропитания, не убивая, не делая больше ничего.

А тот говорил:

– Но я не хочу больше воровать, отче! Не хочу ничего этого! Я хочу уйти отсюда и каяться!

– Нет. У Бога на тебя другие планы. Ты останешься здесь. А поскольку тебе надо как-то существовать, то – только для этого – ты будешь делать вылазки туда-сюда. Где можешь, бери, что тебе нужно, чтобы выжить, но только и всего. Будешь молиться, каяться и жить здесь. А в праздники и воскресенья никогда не бери с собой оружия и никому не сопротивляйся.

На том и порешили. Взяли разбойники с собой награбленные богатства и ушли, раздали их нищим. А когда раздали всё нищим, разошлись кто куда для покаяния, остался один главарь разбойников.

Старец попросил отвезти его обратно в пещеру. Главарь разбойников отвез его туда, и старец стал по-прежнему жить в своей пещере. Разбойник же плакал и не переставая молился Пресвятой Богородице, прося Ее помиловать его за всё, что он натворил до этого. И оружие он брал с собою, только когда была нужда, а так не носил его.

И вот однажды, прямо в праздник Пресвятой Богородицы, стоял он в лесу на поляне и молился. А в это время проходили по тем местам воины царевы и узнали его. Но подойти побоялись, поскольку знали, как он опасен, и думали, что его люди, остальные разбойники, тоже где-то рядом. Постояли они, понаблюдали за ним, но подходить не стали.

В другой день, тоже на праздник, они его опять нашли в тех же местах. Солдаты же его разыскивали. И когда убедились, что вокруг никого нет, стали его окружать. А он им говорит:

– Не бойтесь. Смотрите, на мне нет оружия! Можете подходить.

Постояли они еще, раздумывая: «Как бы не оказалось тут ловушки какой, западни!» И в конце концов поймали его и повели. И говорят ему:

– Слушай, а почему ты не сопротивлялся? И ты что, без оружия?

– Без оружия! – говорит он им и начинает рассказывать. – Один отшельник обратил нас всех к покаянию, и мы с тех пор не занимаемся прежними делами.

Привели они его, конечно же, к правителю Антиохии, а затем бросили в темницу, и там началось еще пущее его покаяние. Он плакал. У него было с собой пять платочков, и он не переставая омочал их слезами и плакал, плакал всё время. Молился Богу и Пресвятой Богородице, чтобы Они простили его.

Его, конечно же, судили. И повели на казнь. И тогда он обратился к правителю Антиохии:

– Я хочу попросить тебя о чем-то.

– Чего ты хочешь?

– Сходите, – говорит, – в такое-то место в лесу и приведите сюда отшельника. Я хочу исповедаться, прежде чем уйти из этой жизни.

И рассказал о себе всё, и понял его тогда правитель, ведь он тоже был христианином, поскольку это было в ту эпоху, когда и царь был христианином, и все его подданные. И послали они несколько солдат и привели отшельника. И сказал отшельник:

– Да, так всё и было, как рассказал он. Я хочу его исповедать и причастить.

И он исповедал его, а прошло всего 40 дней с тех пор, как отшельник обратил их к вере. И исповедал он его и за его покаяние причастил. Он ведь прощался с жизнью! И потом сказал:

– Дайте ему время помолиться.

И встал на молитву разбойник и начал молиться. Палач, которому это в конце концов надоело, хотел было отрубить ему голову, когда увидел, что тот молится уже целый час и останавливаться не собирается. Однако меч, словно восковый, обвился вокруг его шеи, и он не смог казнить его. И тогда он спросил отшельника:

– Да чем он занимается, что я не могу казнить его?

– Он молится! И пока он не завершит свою молитву, ты не сможешь отрубить ему голову.

И молился разбойник три часа, прося милости Божией со многими слезами, и лишь после этого его казнили. И в тот миг, когда ему отрубили голову, вышла из его тела как бы голубка белая и взвилась на небо с пятью его платочками: три были привязаны к одной ее ноге, а два к другой, и все полны были слез. И взлетела она ввысь. А вместо крови истекло из его тела молоко. Тем самым Бог показал, что принял его покаяние.

А отшельник, который имел от Бога дар видеть намного больше, чем видим мы, увидел его душу, как она возносится на небо, как проходит мытарства, как Ангел Хранитель положил его платочки на весы, и они намного перевесили его злые дела, и как он потом направился прямиком ко Христу. То есть он спасся.

Вы даже не знаете, какую силу имеет молитва к Пресвятой Богородице и Ее ходатайство за нас!

Да, дорогие мои. Я рассказал вам эту красивую историю, которую слышал от отца Клеопы, чтобы вы увидели, какую силу имеют доброе сердце, милостыня, милость к другим и любовь к Пресвятой Богородице, молитвы к Ней. Вы даже не знаете, какую силу имеет молитва к Пресвятой Богородице и Ее ходатайство за нас! Поэтому носите с собой икону Матери Божией, куда бы ни шли, и просите Ее помощи. Молитесь Ей каждый день и увидите, сколько помощи получите во всем. И когда выходите утром, говорите: «Пресвятая Богородице, помогай мне», – а когда возвращаетесь вечером, благодарите Ее: «Пресвятая Богородице, благодарю Тебя, что помогла мне сегодня. Помогай мне и впредь». И чтобы таким образом наша жизнь всегда протекала с Матерью Божией и с милостью к окружающим. И вы увидите множество чудес, совершающихся в вашей жизни.

Да поможет нам Благий Бог, и Матерь Божия да покроет и хранит нас всегда в Своих объятиях. Помоги, Господи!

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Chilie Athonită (Афонская келлия)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить