«Покрый нас от всякого зла» +АУДИО

Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Фото 1.jpg

«Покрый нас от всякого зла». Проповедь иеромонаха Спиридона (Дороша). (Продолжительность 00:04:56 мин, размер 6,78 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Если мы вчера внимательно слушали всенощное бдение, то могли заметить упоминание разных родов зла, от которых мы просим покрова у Пресвятой Богородицы.

Как всё плохое происходит? Благодать Божия – это скрепы мира, за счет ее он держится и живет по Божиим законам.

Отступает благодать, и начинается всякая ерунда и жестокость, мир ломается. Остается беспорядочный набор деталей, хаотично работающих, – смещенные со своих мест природа, стихии, освобожденные от связи бактерии и вирусы. Человек, лишенный богопросвещенного разума, пускается в еще бо́льшие грехи, без благодати еще более забывая о Боге. И к Богу всё тяжелее вернуться, всё тяжелее покаяться.

Благодать любит смирение, послушание, любовь и прочие добродетели. Как только человек уклоняется от них, тотчас благодать отходит, оставляя нас в хаосе. Если же человек живет в благодати, никто и ничто ему повредить по-настоящему не может. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может».

Воля человека свободна уклоняться к добру или ко злу, но зла духовно здоровый человек не хочет, потому что при нем благодать, а благодать при нем, потому что человек не хочет уклоняться ко злу. Диавол знает этот тонкий механизм и, чтобы разрушить его, искушает человека на грех, чтобы отошла от него благодать, которая живет только в чистом сердце.

Первое зло – отступление от Бога. Первым отступил сатана и тянет за собой человека. Остальное зло – следствие отступления скрепляющей этот мир благодати. Нет благодати – и человек, и природа, и весь мир погружаются в бессвязный хаос. Человек, лишаясь благодатного укрепления, помрачается и подпадает болезням.

Фото 2.jpg
У. Блейк. «Адам перед судом Бога»

«Проклята земля за тебя», – говорит Бог согрешившему Адаму.

Грех – это всегда чудовищная противоположность всему Божественному, всему истинному, доброму, прекрасному.

Святитель Тихон Задонский пишет: «Всяким грехом величество Божие оскорбляется… Грехом закон Божий вечный и непременяемый разоряется… Когда грешит человек и закон Божий преступает, то он разрушает то Божие установление и узаконение, которое вечно нерушимо и цело должно быть; и так человек разоряет то, что Бог установил… Диавольское дело есть противиться Богу и не покоряться Ему».

Когда грешит человек, то разоряет то, что Бог установил

Всему в мире есть место и время, и всё что не ко времени и не на месте вносит в мир беспорядок, нарушая его первоначальную гармонию.

Действие благодати, ее покров, мы видим и на примере древнего, библейского Израиля. Когда народ жил благочестиво, по заповедям, тогда Бог хранил его. Когда же народ отступал от Закона, тогда и Бог отходил от него и Израиль был поражаем окружающими врагами. Преподобный Нил Синайский говорит: «Возможно ли изгнать врагов внешних тому, кто приобретает и насыщает врагов внутренних?»

Итак, два зла есть. Зло внешнее – это сам диавол с бесовскими полчищами, наши внешние враги, природные катаклизмы, наши болезни, неудачи. Это зло неподвластно нам. И есть зло внутреннее – наше собственное произволение, грех, согласие с ним, которое отгоняет от нас благодать и открывает дорогу злу внешнему.

Мы просим Пречистую нашу Матерь покрыть нас от всякого зла, и от внешнего, и от нашего собственного, внутреннего. «Тьму грехов наших отгониши посещением Твоим», слышали мы вчера вечером в каноне.

Возможно ли изгнать врагов внешних тому, кто приобретает и насыщает врагов внутренних?

Сердце Богородицы милостиво, но наше пристрастие ко греху может перейти тот предел, когда мы станем больше хотеть греха, чем спасения, которое будет нам уже непонятно и не нужно.

Фото 3.jpg
Икона Покров Пресвятой Богородицы,
конец XIX века

Мера наших грехов может превысить меру милосердия Божия. А грехи христиан более мерзки и более тяжелы перед Богом, чем грехи неверующих. Ибо мы знаем величие Божие, Его любовь к нам и пренебрегаем ею. Нам больше открыто, больше дано, но больше и спросится, как мы распорядились дарами Божиими. Да не будет с нами того, о чем говорит в Евангелии Господь иудеям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43).

Очень часто, стоя в храме, мы не внимаем словам молитв, не вперяем ум в читаемое, а рассеиваемся на свои личные нужды. Чтобы не зря стоять на службе, отдайте эти свои мысли Богородице, посвятите Ее в свои нужды большие или малые, просите о всесильном Ее Покрове хотя бы даже словами акафиста: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить