«Помаленьку начинай, себе не доверяй»

7/20 сентября Церковь чтит преподобного Макария Оптинского (1788–1860). Напитавшийся в самом начале своего монашеского пути духом старца Паисия (Величковского), преподобный Макарий – по Промыслу Божию сотаинник и ученик преподобного Льва и наставник старца Амвросия – стоял у истоков Оптинского старчества, сыгравшего наиважнейшую роль в жизни русского общества. На исповедь и за наставлением к старцу Макарию приезжали Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, А.С. Хомяков, Киреевские… Так была заложена традиция сопряжения духовного и интеллектуального.

Преподобный Макарий учил не только словом – печатным, письменным и устным; сам облик старца, его поступки, его житие свидетельствовали: подлинная жизнь – в смирении, в послушании, в следовании воле Божией.

Преподобный Макарий Оптинский.jpg
Преподобный Макарий Оптинский

О духовной брани

Скажу тебе, что и ныне есть змий, Ева и Адам и древо, и всегда подлежим искушению и обольщению: чувственность – змий обольщающий; Ева – воля наша, разум – Адам; чувственность обольщает, воля соглашается, и разум, послушав воли, падает. Так-то и мы вкушаем ежедневно от запрещенного плода, различными страстями побеждаясь. Так будем же стоять на страже, делая и храня; замечая свои страсти, противоборствуя им, а в немощи смиряясь; да оттого-то они и одолевают нас, что вместо смирения имеем возношение.

* * *

Не думай, что можешь скоро научиться духовной жизни: она есть художество художеств; не одна теория, но и практика нужна; а при оной бывает много и преткновения, и восстания.

* * *

Возьмите в пример малых детей, учащихся грамоте: они начинают с буквы «А» и далее, ничего не понимая; но проходя с понуждением, научаются складам, потом могут читать, а дальше и понятие открывается.

Так и в нашем обучении: не тотчас можно взлететь в духовный мир, как только начинаем, но требуется много трудов и подвигов.

* * *

Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум.

* * *

Какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмущающих наши страсти и понуждающих нас к действию греховному, чем и испытывается наше произволение и любовь к Богу – в борении нашем.

* * *

По заповедям ли Божиим проходим житие наше? Удерживаем ли язык от зла? Любим ли врагов, как друзей? Принимаем ли укоризну, как благохваление? Лобызаем ли нищету более богатства? Во всем этом найдется немалая скудость в нашем устроении. Что же делать? Сиди и плачь о своем мертвеце.

О смирении и возношении

Говоришь, что не имеешь рассуждения; это оттого, что не имеешь смирения, а водишься самомнением.

* * *

Все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания. Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби.

* * *

Самолюбие есть изобретение диавола. Он, облекшись в самолюбие, воспротивившись Богу и низвергнутый с неба, помрачился; а смирение, напротив, есть одеяние Божества.

* * *

Ты говоришь, что чувствуешь духовную утрату, значит, ты прежде думал, что имел то, что теперь утратил. Эта-то мысль, что мы имеем нечто духовное, которая занимает нас, незаметна для нас самих, всего опаснее, ибо увлекает нас в тонкое самомнение, противное Богу.

Смотрите же, чтобы не закрался бы вражий помысл, что вы живете лучше и внимательнее других; он так опасен, что, по маковому зерну ложась на сердце, не увидишь, как возрастет до исполинского фарисея и предаст совершенной гордыне и далее.

* * *

Без нашего тщания и произволения и Бог не помогает.

* * *

Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись не можно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражии низлагаются.

* * *

Надобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы.

* * *

Те, которые на нас негодуют, учат нас любомудрствовать в испытании себя: точно ли мы христиане? любим ли врагов наших? – и познанию в этом нашей немощи.

О воле Божией

Спрашиваете, как делать все не по своей воле и как познавать и видеть волю Божию? Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние.

* * *

Советую и прошу вас: не допускайте себя до раздражительности – стоят ли вещи или что другое того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так или против вашей воли, надобно оставить так, предоставляя случай воле Божией, и себя тем успокаивать.

* * *

Веровать нужно твердо, что без воли Божией никакая скорбь нам не приключится… хотя мы и видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только то могут сделать нам, что Бог попустит.

О болезнях

Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями.

* * *

Малодушие еще больше увеличивает скорбь, душевную и телесную болезнь.

* * *

Болезни грехи очищают и подают время обдумать о прошедшем проведенном времени.

* * *

Ничего не значит телесная болезнь; надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцеленными.

* * *

Помните, что смирение доставляет вам успокоение, а, напротив, самолюбие и гордость до какой степени сокрушают кости и расстраивают телесный состав!

* * *

Пишете, что не можете быть во храме часто по болезненности; это Бог видит и не взыщет выше меры сил ваших, но дома правило по силе можете исполнить и в нем смиряться и болеть сердцем, что и заменит делание телесное.

* * *

Терпящие болезни с благодарением принимают награду не менее работающих Богу во обители; как в обители предлежит вольное и невольное терпение, так и в болезни – не вольная болезнь, а вольное благодушное терпение.

* * *

Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира; да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших.

О любви

Не ищи любви от других, но сам ее покажи и сотвори. Ты же ищешь любви от других и подозреваешь в худом расположении к себе, но тем самым подаешь повод к холодности к тебе, тебе уже кажется каждое их слово стрелой. И через все это ты лишаешься покоя – из-за себя, а не из-за них.

* * *

Я, грешный, чувствую, что не достиг еще любви к ближним, и чувствую оскудение, хотя и желаю и стараюсь по силе моей проявлять ее во всяком случае, но не достиг ее; ибо она приобретается многим временем, подвигом, трудами, отвержением себя и помощью Божией.

* * *

Вам видится все противное друг в друге – какая острая стрела вражия пронзает сердца ваши! А истинного залога любви в сердцах ваших недостает… Не находит любовь места у вас, потому что нет смирения; с ним она мирна, согласна и любовна, а когда смирения нет, то стрелы вражии изощренные прободают сердца ваши.

* * *

Любовь имеет тесный союз со смирением; и если смирения не видите в себе, то и любви не ищите.

Если будете считать спокойствие ближнего – своим, то найдет в сердцах ваших место любовь, никогда не отпадающая и не престающая, смирением поддерживаемая.

* * *

Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем.

* * *

Потщимся более всего возлюбить ближнего, ибо в его любви и любовь к Богу заключается.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить