«Пост, который Я избрал»

Человеческое тело так же драгоценно, как и душа. Одно не может функционировать без другого. Одно без другого не может спастись и достичь вечного блаженства, ради которого они и были созданы. Тело – союзник души. Однако его надо подчинить душе и поддерживать таким образом, чтобы в нем не возгорались страсти. Весь христианский аскетизм, вся суровая жизнь, которую вели отшельники монастырей в Египте, Сирии, Палестине, на Синае и на Западе, была борьбой за сохранение этого равновесия внутри человеческого существа: материя ведома духом, тело ведомо душой.

Фото 1 (25).jpg
В. Поленов. «Палестинский монах»

Человеку одновременно нужен и физический, и духовный пост. Физический пост означает воздержание от любых злоупотреблений, соблюдение режима для тела, который давал бы отдых внутренним органам и обновлял их.

Духовный пост – это самоограничение, воздержание от всех страстных желаний и побуждений внутри нас. Чтобы мы могли владеть собой, нам необходима помощь Божия. Ее мы и призываем в молитве. Человек должен бороться с болезнями и сохранять телесную чистоту, полученную им от Бога. Ибо таким образом тело может наилучшим образом служить душе, и тогда она, в свою очередь, может служить Богу, совершая добро. Следовательно, человек становится соработником с Творцом.

Умеренный пост не вредит здоровью, а восстанавливает и сохраняет его. Например, когда мы соблюдаем диету, рекомендованную врачами, мы исцеляемся. В мире много больных людей, очевидно, из-за отсутствия поста. Сами врачи больше ценят голодание, чем лекарства. Пост не ослабляет и не укорачивает жизнь. Напротив! Многие христианские отшельники питались постной пищей, ягодами и водой, были здоровы, трезвенны, много работали и долго жили. Пост был первой заповедью, которую Бог дал людям, поэтому это не что-то специфическое, предназначенное только отшельникам.

Человеку одновременно нужен и физический, и духовный пост

Пост с шестью видами блюд не является постом. Ходить по суше и по морю ради сбора фруктов и ягод, дорогой рыбы и устриц, которые дороже и вкуснее мяса, – это не пост.

Фото 2 (24).jpg
П. Рудин. «Хлеб и вода»

Пост, братья и сестры во Христе, прежде всего означает постоянную умеренность. Я наблюдал за лошадью, когда она пила воду. Я наполнил ведро водой и опустил ее голову в ведро, прося еще попить. Но лошадь не хотела пить больше того, что уже выпила.

Насыщение сверх меры – это грех. Нужно научиться питаться просто, вкушая только то, что необходимо для вас. Превышение в чем-либо является грехом. Роскошь, в которой вы не нуждаетесь, – это грех. То есть ваше насыщение едой не должно превосходить соответствующую меру. Вот чему Господь хочет нас научить.

Никто не должен голодать в то время, когда вы насыщаетесь. Я ем и наедаюсь, а другой человек в это же время умирает от голода. Мы должны всегда думать о других, потому что если мы все читаем молитву «Отче наш», то мы считаем всех людей своими братьями. На этой заботе о других людях Христос не раз останавливается в Евангелии.

Для нашего земного существования нам нужно очень мало вещей. И нам прежде всего нужна умеренность в жизни. В этом и заключалась мудрость древних: вставать из-за стола немного голодным, до конца не насыщаясь.

Фото 3 (24).jpg
Святой Евфимий Великий

Святой Евфимий Великий ел очень мало. Он не постился, как святой Макарий Великий, но у него было такое же глубокое смирение. Преподобный Евфимий Великий говорил: «Если вы много поститесь, особенно без благословения, то в вас может скрываться самодовольный фарисей, которым гнушается Бог, и гордыня поглотит вашу награду».

Значит, во всем надо идти срединным путем. Вы должны всегда об этом помнить. Например, не раздавайте все бедным, если ваши собственные дети голодны, но и не перекармливайте детей, конечно. Или же вы поститесь до изнеможения, но при этом осуждаете другого человека, который не постится, то это крайне ошибочно. Пост очень полезен, но только если совершается со смирением. Лукавый дух вообще не ест, но у него нет смирения. Смирение выше поста.

В целом пост – это воздержание и умеренность в еде и питии, в праздных и ненужных разговорах, это самообладание и воздержание от всего вредного. И в Ветхом, и в Новом Завете пророки, апостолы и все святые придавали очень большое значение практике телесного и душевного поста, стремясь победить зло внутри человека. Но совсем нелегко всегда следить за собой, противостоять внутренним и внешним искушениям, ущемлять свою волю, смирять свое тело и душу, иметь истинное желание победить зло внутри себя и сообразовать себя воле Божией.

Таким образом, труд поста является душевной и телесной жертвой, принесенной человеком Богу. И в то же время это доказательство того, что мы действительно любим Бога, исполняя Его древнее предписание, данное нашим прародителям от момента создания мира.

В целом пост – это воздержание и умеренность в еде и питии, в праздных и ненужных разговорах, это самообладание и воздержание от всего вредного

Полный христианский пост, угодный Богу, всегда сопровождается молитвой и милостыней. Но особое внимание должно быть обращено на пост душевный. Если мы оставляем себя в порабощении нечистым желаниям и страстям, то как бы мы ни постились телесно, мы отгоняем от себя благодать Божию и теряем свою награду. Поэтому смотрите внимательно, как вы поститесь. Один постится телесно, но спорит с братом и осуждает, гневается, злословит, упрекает и поносит ближнего своего. У такового желудок может быть пуст, но сердце полно зла, эгоизма, зависти и нечистых помыслов. Таковой не ест ни мяса, ни молочных продуктов, но при этом вредит чести и доброму имени своего ближнего клеветой, ложью и осуждением.

Фото 4 (19).jpg

Господь говорит через пророка Исаию: «Не это ли более есть тот пост, который Я избрал: разреши узы нечестия, развяжи связки угнетающие; отпусти сокрушенных на свободу и всякое иго расторгни. Преломи с голодным хлеб твой и бедных и скитающихся введи в дом (твой); когда увидишь нагого, одень его и плоти твоей не презирай. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!» (Ис. 58: 6–9).

Если вы действительно поститесь, то ваше сердце должно открываться нуждающемуся. И как вы удерживаете свои уста от скоромной пищи, так же нужно удерживать их от лжи и проклятия, от осуждения и сплетен, и от других подобных грехов.

Святые отцы, церковные учителя и подвижники высоко ценили пост и настойчиво рекомендовали его. Святитель Василий Великий пишет: «Если бы люди во всех своих делах руководствовались постом, не было бы уже никакого препятствия к установлению мира; нации бы не восставали друг против друга. Если бы люди на земле придерживались поста, то не созывались бы трибуналы, некому было бы наполнять тюрьмы, в лесах и пустынях больше не было бы разбойников. Если бы пост правил в нашей жизни, она не была бы так исполнена слез и скорбей. Пост научил бы каждого воздерживаться не только от пищи, но и отгонять от себя сребролюбие, жадность и другие страсти. Если бы мы избавились от этих грехов, в нашей жизни царил бы мир и покой».

Фото 5 (1).jpeg

Это лишь малая часть благ и плодов, которые приносит пост. И мы тоже можем приобрести их при помощи Божественной благодати и постоянного труда. Если христиане усердно соблюдают четыре больших поста в течение года вместе со средами и пятницами, как это делали наши предки, дабы обновить тело, освятить душу и изменить всю свою жизнь к лучшему, то на таких пребывает Божие благословение. Господь да благословит всех нас!

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Sayings of the Romanian Elders

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить