Сегодня я бы хотел привести краткое назидание из жития святого отца нашего Антония Великого. Когда авва Антоний жил в египетской пустыне, его атаковали многочисленные греховные мысли. И он сказал Богу: «Господи, я хочу спастись, но эти мысли не оставляют меня в покое. Что мне делать в моей скорби? Как мне спастись?»
Преподобный Антоний Великий
|
Вскоре после этого он вдруг увидел такого же человека, как он сам, который сидел за плетением четок. Незнакомец вставал от работы, чтобы помолиться, потом опять садился и начинал плести и снова вставал помолиться. Это был ангел Господень, посланный, чтобы исправить и успокоить авву Антония. Ангел сказал ему: «Поступай так, Антоний, и ты будешь спасен». При этих словах авва исполнился радости и ободрился, он стал так делать и был спасен.
Это назидание из жития святого Антония Великого написано другим отцом в лике святых, Афанасием Александрийским. Чему мы должны научиться из этого небольшого и замечательного примера? Во-первых, давайте обратим внимание на то, что святой Антоний при всей его духовной силе был человеком, который глубоко и серьезно подвизался. И пусть это будет напоминанием для нас в противовес тому, что так часто остается невысказанным в нашем восприятии святости, будто в духовной борьбе святых упраздняются всякие искушения. Настоящая духовность, истинный духовный рост заключается в борьбе с искушениями, в приобщении к этой борьбе, а не в ее упразднении или отказе от нее.
Святой Антоний достиг святости путем большой и глубокой духовной борьбы. И так как он жил в пустыне, он искушался собственными греховными мыслями. Я подчеркиваю это потому, что так часто общаюсь с людьми, которые глубоко обескуражены живучестью своих греховных мыслей. Мы снова и снова приходим на исповедь подавленными, потому что те же самые мысли, которые тяготили нас вчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце и в последнее десятилетие, до сих пор преследуют нас, и, как бы мы ни старались, они все еще остаются. Они по-прежнему приходят, чтобы искушать и насмехаться над нами во время молитвы и не только. И очень многие люди находят в этом источник духовного уныния, если не отчаяния. Но мы видим одного из величайших святых нашего монашеского наследия, одного из величайших святых во всей Церкви, который жил настоящей подвижнической жизнью в пустыне и подвергался множеству греховных мыслей.
Настоящая духовность, истинный духовный рост заключается в борьбе с искушениями
Так давайте же утешаться тем, что у нас есть святой отец, который испытал то же, что и мы, и точно знает, что значит бороться, как мы в своей собственной немощи боремся сегодня. Он вопрошал Бога: «Господи, я хочу спастись, но эти мысли не оставляют меня в покое. Что мне делать в этой скорби? Как мне спастись?» Это вопрос, с которым сталкивается каждый из нас в какой-то момент жизни, когда мы действительно начинаем видеть масштабы и постоянство наших греховных путей: «Господи, возможно ли мне спастись, именно мне? Я знаю, что ты можешь спасти других, но можешь ли ты спасти меня?»
Даже святой Антоний задает этот вопрос. И, как часто бывает в подобных историях из древних патериков, мы видим, что Божий ответ приходит не в форме прямого ответа. Авва Антоний смело задает свои вопросы, но ответ ему приходит не в словах, не в фразе, а в том, что Бог позволяет ему видеть Своего ангельского служителя. Святой, излив пред Богом таким образом свое сердце, вдруг видит ангела в образе сидящего за работой человека, который был послан ему для утешения. И надежда для нас здесь заключается в следующем: святой Антоний исполнился радости, стал делать так, как показал ему ангел, и был спасен.
Какой урок мы можем вынести из этого? Очевидно, что Бог желает и имеет силу спасти каждого человека, который ищет этого. Нет такого греха и искушения, которые могут отлучить человека от любви Своего Искупителя. Каждый из нас время от времени оплакивает свой грех, потому что с нашей точки зрения он кажется непобедимым. Но с точки зрения Бога, Который имеет силу победить даже смерть по Своей воле, нет ничего во всем творении, не говоря уже о моем грехе, чего Он не мог бы победить.
Вопрос, что нам делать? Должны ли мы стоять день и ночь перед Богом и говорить: «Я пытаюсь, но у меня ничего не получается. Выхода нет. Мой грех слишком силен»? Будем ли мы снова и снова оплакивать нашу жалкую участь? Соблазн к тому очень большой, и все мы склонны к хныканью. Мы часто жалуемся перед Богом: «Моя жизнь тяжела, у меня столько соблазнов». Это правда, но Бог каждый раз нежно обращается к нам и говорит: «Да, чадо, а теперь что ты будешь делать?» Это христианская жизнь с ее борьбой, и ее нужно прожить.
Бог желает и имеет силу спасти каждого человека, который ищет этого
Быть христианином – это не значит стоять в углу и ждать, пока ко мне придет спасение. Быть христианином – значит жить жизнью Христа, жить тем, во что мы верим. А мы верим, что Бог победит наш грех. Мы верим, что лукавый побежден. Мы верим, что истинная, небесная жизнь достижима для каждого христианина. Поэтому, обладая такой верой в сердце, мы должны действовать. И это то, что делает святой Антоний, когда он видит ангела в образе человека. Ангел находится в действии. Он сидит и работает. Затем он встает и молится. Когда его молитва завершена, он опять садится за работу и потом переходит от этой работы к молитве.
И мы можем убедиться из наследия пустынников и всего монашеского предания, что с чем большим усердием и верой совершаются это дело и эта молитва, тем больше они смешиваются между собой и превращают через пот и кровь жизнь подвижника в святую. Так что работа превращается в молитву, а молитва – в радостную, небесную работу. Таким образом вся жизнь подвизающегося возносится к Богу и преображается. И по этой причине ангел обратился к святому Антонию и спокойно сказал: «Поступай так и спасен будешь». Эти слова должны слышать и мы, когда наше собственное сердце вопиет к Богу: «Я стараюсь, я хочу спастись, но не знаю, как. Возможно ли это вообще?» Мы должны услышать, как Христос через Его ангелов, через Его святых, через Его Церковь и пастырей говорит нашему собственному сердцу: «Поступай так, чадо, и ты будешь спасен».
Живите жизнью, посвященной Богу. Выполняйте работу, которую вам поручают, соответствующую вашему призванию. Переходите от работы к молитве, и от молитвы к работе, пока они не смешаются воедино. И все, что вы делаете, будет для Бога. Как и все, что делается для вас, вы будете видеть исходяшим от Бога, ведущим вас к Его славе. Прислушаемся же к совету, который преподобный Антоний услышал от ангела, будем поступать так и найдем утешение. Чтобы однажды, когда-нибудь, по милости любящего Бога нашего о нас тоже могли сказать: «Он был исполнен радости и бодрости, он поступал так и был спасен». Молитвами святого отца нашего Антония Великого Египетского и всех святых помилуй и спаси нас, Господи. Аминь.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.