Праздник нашего Богоподобия

Проповедь епископа Афанасия (Евтича), произнесенная им в кафедральном соборе в Требине в 2007 г. Приведено с сокращениями.

5.jpg

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

«Равви! Ты Сын Божий» (Ин. 1: 49). Таково было исповедание Нафанаила – скромного, честного, прежде незамеченного ученика Христа. Святые говорят, что он молился о том, чтобы Бог послал Мессию. Господь видел эту молитву и видел сердце Нафанаила. Вот почему его сердце тотчас отозвалось словом «Равви́», которым евреи называют учителей.

Христос говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 50). Это, в свою очередь, связано с видением праотца Иакова об открывающихся небесах и лестнице, ведущей от земли к небу, с Богом, стоящим над ней, и ангелами, спускающимися и восходящими к Нему. Теперь это исполнилось, говорит Учитель Нафанаилу, который был хорошо знаком со всей традицией Моисея и пророков и поэтому ожидал пришествия Мессии. Христос теперь открывает ему, что Он – Сын Божий, Который стал Сыном Человеческим, что Он соединил небо и землю, а лествица есть Богородица.

Господь говорит: Я не сын Иосифа, но Сын Девы, Сын Человеческий и одновременно Сын Божий. Вот как Господь открыл Нафанаилу Свою тайну и тайну человека. Но Он открыл нам и тайну сегодняшнего праздника, братья и сестры. Вот почему сегодня читается этот Евангельский отрывок. Сегодня открывается вечный Первообраз, Прототип человеческого образа в Богочеловеке Христе.

Бог сотворил человека по образу Своего Сына, чтобы во время Христова воплощения Сын Божий мог стать человеком, открыть величину и пределы человеческого образа. Чтобы человек мог стать подобным Богу, подобным Христу, подобным Троице.

1.jpg

Когда Филипп сказал Нафанаилу пойти и посмотреть, тот пошел. И Господь помог ему открыть свое сердце, и тогда он узнал Сына Божия в Нем, в том «сыне Иосифа», каким Его считали.

У евреев было обязательным, чтобы девушка не оставалась незамужней. Но так как Святая Дева Мария посвятила Богу свое девство, первосвященник отдал ее Иосифу, как его невесту, чтобы под видом брака можно было сохранить ее тайну. Такую тайну, что от Нее Духом Святым, родится Новый Адам. Прародитель Адам появился изначально без женщины. Рождение от женщины, то есть нормальное человеческое рождение – не единственное рождение, которое может сотворить Бог. Он может и «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9).

Но Бог устроил так, чтобы от Адама и Евы родились люди. Христос также пошел по этому человеческому пути, став человеком: Он прошел чрево Матери, и Его Отцом был Отец Небесный. И Он родился как истинный Сын Божий и Сын Человеческий, единый и единственный Христос, Образ Бога Истинного и Живого, Образ Бога невидимого.

Через Воплощение Он стал истинным образом, ликом, иконой человека. То есть Первообраз нашего образа явил Себя. Вот что мы празднуем сегодня, в Неделю Православия.

Что такое Православие? Братья и дети, это не идеология, не религия, не философия, не организация, а прежде всего – богооткровение, встреча истинного Бога и истинного человека лицом к лицу. Это тайна встречи двух личностей. И это сегодняшний день Торжества Православия: истинная слава Человеческого Лика и Личности, человеческого Образа и Явления, человеческой Богоподобной Иконы. Это то, что мы изображаем и исповедуем сегодня в святых иконах, создавая, лобызая и почитая их. На них мы изображаем Образ Божий, икону Божию, как она явилась в Богочеловеке и святых Его, истинно богоподобных и христоподобных.

Православие – это встреча истинного Бога и истинного человека лицом к лицу

Давным-давно, когда люди со всего мира съезжались в египетскую пустыню, чтобы увидеть святого Антония, спросить у него что-нибудь духовно-полезное, попросить его о чем-нибудь, один человек, приехавший из Рима, только стоял и смотрел на него.

Его спросили:

– Вы ничего не спрашивали у святого Антония?

Он ответил:

– Мне было достаточно смотреть на него.

Люди могли долго слушать святого Николая (Велимировича), просто глядя на него, глядя в его глубокие, как море, глаза. Говорят, что святой Стефан Сербский тоже имел такие глаза, в которые люди могли погружаться и радоваться, глядя на него. Такими были и глаза Христа. На некоторых иконах изображено, какими были те Божественные, ясные и проницательные глаза Христа, которые видели Нафанаила под смоковницей, которые узнали в нем истинного израильтянина.

Израиль – имя, которое Бог дал праотцу Иакову: Ис-ра-Эль – человек, видящий Бога, созерцающий Бога, свидетельствующий о Нем. Это имя наследуется каждым истинным израильтянином, каждым человеком, обнаружившим свой прообраз в Боге и преображающимся по образу Христа.

Безбожные императоры-иконоборцы и безбожные мужи пытались бороться с иконами, к сожалению, с помощью некоторых епископов. На стороне иконоборчества было очень мало мирян, и ни одного монаха, но было несколько епископов и священников. В основном именно императоры, борцы с Богом и Христом, отдавали приказы об изъятии святых икон из храмов. Потом появился ислам, между VII и VIII веком. Арабы нападали на Византию и издевались над христианами. Императоры-иконоборцы, столкнувшись с могущественными арабами, хотели угодить им, поэтому начали запрещать, убирать, уничтожать и сжигать иконы в Церкви.

4.jpg

Сначала они поднимали их повыше, чтобы христиане не могли до них дотянуться и поклониться им. На Западе эта практика началась со времен Карла Великого и франков в VIII веке – обычай поднимать иконы вне досягаемости людей. Были там и статуи, которые ввели вместо икон.

Император-иконоборец Лев Исавр в Армении начал уничтожать иконы. В то время многие из них были потеряны. К счастью, они сохранились на Синае, кое-где на Кипре и в некоторых катакомбах, так что мы до сих пор можем найти иконы доиконоборческого периода. Эта борьба была великой и длилась долго. В конце концов Церковь победила, и в первое воскресенье Великого поста 843 года был установлен праздник Торжества Православия, Торжества истинной веры в человеческий Первообраз. Произошло это во времена святого Патриарха Мефодия, предшествовавшего святому Фотию, крестному отцу нас, славян, по имени которого, вероятнее всего, был назван святой Мефодий, брат святого Кирилла. Именно тогда был установлен праздник Торжества Православия.

Братья и сестры, слышали ли вы в наши дни, что кто-либо где-либо проповедует, свидетельствует, исповедует или показывает истинный образ человека, или что кто-то говорит о важности человеческого образа, человеческого Богоподобия? Пропагандируются и рекламируются только какие-то безликие, деградирующие системы, какие-то «реформы» и другие обобщенные, «глобальные», как их называют, идеи и абстракции, внешние для нас, вне и отдельно от человека, а не для человека как богоподобной твари, твари, являющейся иконой Бога.

Таковы, братья и господа, многие сегодняшние абстракции так называемого Европарламента, которые являются дегуманизированными, безликими, бесчеловечными и иконоборческими механизмами, работающими на разрушение человечества. Там говорят о свободе, но они навязывают человеческим сердцам и человеческой совести то, что портит человека.

Вот почему наша Церковь, наша вера, наше предание, позиция и идентичность есть прежде всего сам человек, а потом его дела, сначала образ Божий в человеке, а затем бизнес и организации вокруг человека. Сначала Богочеловек, потом уже все остальное: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).

Прежде всего сам человек, а потом его дела, сначала образ Божий в человеке, а затем бизнес и организации вокруг человека

Приоритет по отношению к внешним отношениям, бизнесу, вещам на самом деле является отрицанием и презрением человека и человечества как личностей. Возьмем, к примеру, семью. Я родился в сербской семье, в которой было десять детей, шестеро из которых остались живы. Представьте, если бы мать относилась ко всем одинаково. В чем-то у нас было равенство для всех, но не во всём. Во-первых, мы не были равными: четыре сестры и два брата, разного возраста, разного сложения и здоровья, разной внешности и дарований.

Есть и другой вид равенства, истинное равенство: все мы дети Божии, все мы братья. Сегодняшний паровой каток мироустройства хочет везде установить равенство… Мы знаем, что должно быть в жизни на первом месте, что на втором и так далее. Господь сказал искать прежде всего Царства Божия и правды Его.

3.jpg

Но что, если сейчас подавляется и отрицается то, что являет нас детьми Божьими, богоподобными творениями? В Европу устремляются люди, которые не понимают, какие виды зла присутствуют там. Достаточно увидеть, что сделали с Косово... Но Бог жив, и наши души будут жить, как говорили Божьи пророки и святые. Так и мы выживем, но только держась за самое главное: за богоподобие человека.

«Когда ты видел своего брата, ты видел своего Бога». Это выражение отшельников, которые уединялись, чтобы приблизиться к Богу, но они чтили своего ближнего и потому кланялись друг другу. Поклон одного брата другому – это поклон перед живой иконой.

Поклон одного брата другому – это поклон перед живой иконой

Человек есть такое Божие творение, которое можно изобразить, которое видит и радуется, и в радости участвуют все его чувства, в том числе и глаз – великий дар Божий, которым мы видим. Так же и слух, и осязание – это Божии дары. Есть таинство прикосновения, есть объятие, и все это дано и благословлено Богом. Но всему свое время и место.

Неделя Торжества Православия восстанавливает этот порядок. Оно напоминает нам сегодня почитать Твой Пречистый Образ, Господи, по которому Ты сотворил нас.

Неделя Торжества Православия восстанавливает порядок

Ты пришел спасти нас, очистить и обновить, открыть в нас богоподобное достоинство чад Божиих, сынов Отца Небесного, Твоих братьев. Ты пришел обновить образ человека по Первообразу.

Нет ничего прекраснее и радостнее, когда человек возрождается и обновляется через покаяние и возвращение к своему истинному богоподобию. И когда он этим радует себя и других, в том числе ангелов небесных, ибо Христос отверз для нас небо. Люди сейчас так агрессивны, так нетерпеливы и необдуманны, потому что не находят образа Божия в себе и в ближнем.

Братья и дети, в православной традиции встать перед святыми иконами и подумать: где я был сегодня? Что я сделал? И помолиться: Господи, прости; я согрешил как человек; Ты, как Бог, прости! Ты создал и любишь меня. Для того Ты и пришел в мир, и стал человеком, и жил, и страдал с нами. И Ты умер за нас, но Ты и воскрес, и даровал нам вечную жизнь. Помоги мне, Господи, быть таким, каким Ты сотворил меня, таким, каким я должен быть – богоподобным и христоподобным. Это и есть возвращение к себе, возвращение сына, взявшего отцовское имущество и ушедшего, растратившего все свое богатство и увидевшего потом, во что он вляпался…

Человеку нужны не только внешние вещи, такие как пища, питье, собственность, вещи этого мира и века. Это не самое главное для человека, не это его самая большая проблема. Мы живем в современном обществе огромного потребления. Природа Земли и человеческая природа страдают от этого. Но ни миру, ни человечеству не придет конец, пока Бог не скажет последнее слово. Нам же нужно стремиться к качеству, к содержанию нашей человеческой жизни. Об этом и свидетельствует неделя Торжества Православия.

Покланяемся образу Твоему, иконе Твоей, Господи и просим тебя: покажи и нам, как Ты показал Нафанаилу, Твой Божественный Образ в нас самих и в наших братьях, чтобы мы могли видеть Твой Первообраз, который является и нашим, данным и переданным нам. Тогда мы узнаем, что мы православные…

Покажи и нам, как Ты показал Нафанаилу, Твой Божественный Образ в нас самих и в наших братьях

Повторяю, Православие – это не организация. Вы услышите, как многие спрашивают:

– Что делает Церковь?

Я отвечаю на это:

– Ничего не делает, но Божественную Литургию служит.

Об этом сказал и русский священник на одной встрече, когда русским впервые разрешили покинуть страну после ужасающих сталинских гонений. Его и других встречали протестанты, католики и спросили его:

– Что делает Русская Церковь? Какая миссия у Церкви сегодня в России?

И священник сказал:

– Мы служим Литургию!

Многие смеялись, не понимая, что это величайшая работа, которую можно совершить в этом мире, за которой стоит Божия Вечность.

6.jpg

Вот почему Православие есть то, что держится за Главнейшее. И ту же самую, лучшую, часть, выбирает сегодня Нафанаил. Представьте, какой утонченной душой был этот Нафанаил, и именно на это сегодня указывает Церковь. Филипп увидел его и сказал, что они нашли Мессию, на что Нафанаил усомнился. И Господь увидел, что Нафанаил именно этого и жаждал, тосковал по Нему как нашему Первообразу! Дай Господь, чтобы наши сердца и души были такими, как у Нафанаила. И да встретимся с Господом. Мы несомненно встретимся с Ним однажды, но будет еще лучше, когда Он увидит Свой образ в нас. Некоторым Он скажет: «Я не знаю вас». Он скажет это тем, кто обезобразился, обесчеловечился, безбожникам. Мы должны остерегаться таких людей и тосковать, как это делал Нафанаил, по Христу как нашему истинному Образу. Он – Истинный Человек как Богочеловек, истинный Спаситель человека. Он – Единственный, Истинный и Всеспасающий, Любящий Человечество.

Будем же как Нафанаил. Да возжаждут наши души красоты, для которой Он нас создал. Люди любят искусство; иконы – это искусство. Нет такой чистой, такой духовной, такой постоянной красоты, как наши святые иконы, которые мы обычно называем византийскими, а на самом деле они всеправославные, всечеловеческие. Вот истинное искусство, вечная красота – Божественная красота.

Да возжаждут наши души красоты, для которой Он нас создал

Лукавый хочет стереть Образ Божий с человека – это его действие и труд, его работа. Но у него ничего не получится, потому что Бог сильнее, и Божий дар в человеке запрятан глубже. Но нам нужно помогать и себе, и другим. Это не произойдет само собой. Давайте поможем себе. Поможем Богу, Который хочет, чтобы мы, как истинные сыны Божии, как дети Божии, были богоподобны. Он не желает слуг или рабов. Давайте же поможем Ему, потому что без нас самих ничего не произойдет. Без этого мы не живем, не дышим, не молимся, не можем быть разумными, не можем быть богоподобны, христоподобны, христомудры. Богу нашему, Первообразу нашему, Отцу, пославшему Сына Своего Единородного и давшему нам этот великий праздник – Торжество Православия, праздник Богоподобия нашего, Ему слава и хвала во веки веков. Аминь.

Книги епископа Афанасия (Евтича) в магазине «Сретение»

Перевела с английского Александра Калиновская
Orthodoxinfo

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить