Праздник Сретения Господня. Часть 1

Отцы, и братия, и возлюбленные верующие!

Вот какова история праздника Сретения Господня. Никифор Каллист, византийский историк XIV века, говорит: архангел Гавриил явился святому и праведному Симеону и сказал, что он не умрет, покуда не увидит Христа Господа.

А великий историк Егезипп подробнее описывает историю этого праздника. От сотворения мира до кончины Авраама прошло 3407 лет. В древности, то есть от Сифа до Авраама, люди жили очень долго; так, Адам прожил 930 лет, Мафусаил прожил 969 лет, Сиф – 812 лет и Ева – 950. Но потом жизнь человека стала сокращаться. До потопа Бог сказал, чтобы годов человека было 120, а для праведников число это было больше, потому что мы видим Авраама, живущего 175 лет.

Итак, от Адама до Авраама жизнь человека сократилась на 755 лет. От Авраама до царя Птолемея Филадельфа, при котором жил святой старец Симеон, прошло 1700 лет. И во времена этого царя Птолемея, жившего за 283 года до Пришествия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, произошло большое событие, связанное со Священным Писанием. Тогда был сделан его перевод с еврейского языка на греческий, который называется Септуагинтой, потому что его переводили 70 великих книжников, которых царь Птолемей Филадельф посадил перелагать Писание, ибо евреи тогда у них были в рабстве.

И увидел Господа старец Симеон, взял Его на руки и со слезами сказал: «Теперь отпусти раба Твоего»

И в числе этих 70 мужей, перелагавших Божественное Писание, был святой Симеон Старец, которому было в то время 77 лет. И Библия была разделена, как говорит историк Егезипп, на 70 частей, и у каждого книжника и священника, поставленного на переложение Писания, была своя часть. Так, один перелагал Бытие, другой Исход, этот Числа, тот Второзаконие, кто-то книги Царств и прочие книги, следующие в Писании.

А святому и праведному Симеону (который, как мы сказали, был 77-летним старцем) выпало переводить святого пророка Исаию, повествующего о рождении Спасителя от Девы. И, переводя, дошел он до места, где Дух Святой говорит устами этого пророка: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14), что значит «с нами Бог». И человек этот, при том что был святым и большим книжником, услышав это слово Писания, засомневался: «Как может родить дева? Ведь дева родить не может, но только женщина, жившая с мужчиной, только она может родить».

И, как человек, сказал он себе в уме, что это место, вставленное в Писание до него, нехорошо. И взял, поскольку каждый переводил в своей комнате, экземпляры Писания, которое тогда записывали на телячьих или козлячьих кожах. А потом святой Симеон взял нож и соскоблил с тонкой кожицы этот текст: «се, Дева во чреве приимет…» – и вписал по своему разумению другое: «Молодая женщина в тайне от мужа своего приимет во чреве».

Сколько же богохульства было здесь: Деву он превратил в женщину, падшую втайне от своего мужа! А написал он так, потому что ему показалось, что так должно быть: молодая женщина, которая без ведома мужа жила с другим, может родить, хоть она и не жена этого мужчины, но чтобы дева родила – это невозможно. Таков ум человеческий, но не Божий.

И поскольку наступил вечер, он отправился отдыхать. А когда пришел утром в свою комнату, где работал, то нашел снова написанным, да еще красивее: «се, Дева во чреве приимет…». И удивился он, спрашивая себя: «Кто же вошел этой ночью ко мне, удалил мой смысл и написал иначе, чем я?» И во второй раз соскоблил с тонкой кожицы то, что решил Святой Дух: «се, Дева…», – и написал: «Молодая женщина в тайне от своего мужа…» И стал переводить дальше, до вечера, и тогда помысл сказал ему: «Ну вот запру я комнату, повешу замок, и тогда посмотрим, кто войдет сюда и сможет опять стереть то, что написал я!» И пошел отдыхать.

А когда пришел утром, то нашел слова, им соскобленные, вновь написанными: «се, Дева во чреве приимет…»

Когда он пришел на третий день, то нашел написанным во второй раз, еще ярче и красивее: «се, Дева во чреве приимет…», – и испугался, потому что знал, что дверь была заперта, и сказал себе: «Кто же смог стереть этот текст, который вставил я, и снова написать, как было раньше?» И дерзнул в третий раз стереть это, и тогда схватил его за руку архангел Гавриил, и он в страхе пал на землю.

– Стой, Симеон! Тебе что, кажется, что это невозможно у Бога? То есть Бог, Который вначале создал женщину из мужчины без мужчины – ибо Адам родил женщину из своего ребра без вмешательства женщины, – не может вывести Мужчину из Девы без мужчины и чтобы Она не нарушила печатей Своего девства? Итак, поскольку ты не поверил слову Господа, которое исполнится в свое время, вот, будешь жить и не умрешь, пока не увидишь своими глазами Христа Господа и не осяжешь Его своими руками.

И ушел от него архангел Гавриил.

А было тогда Симеону, как я сказал вам вначале, 77 лет. И от фараона Птолемея Филадельфа до Пришествия Господа прошло 283 года. Они вместе с 77-ю и составляют 360 лет. Столько прожил Симеон Старец. И был тогда страх в Иерусалиме, ибо столько поколений людей умерло, а этот человек всё живет не по законам естества, а по чуду Божию, и люди дивились. Ибо он был связан и никому не говорил тайны, которую знал. Однако тогдашние ветхозаветные книжники знали, что он живет уже 360 лет, тогда как в то время никто из людей не жил столько.

Ведь я говорил вам, что от Адама от Авраама жизнь человеческая сократилась на 755 лет, и Авраам преставился в 175 лет. И Исаак прожил 182 года, а Иаков – 147 лет. А от Авраама до Давида, за 839 лет, жизнь человеческая сократилась еще на 100 лет, и Дух Святой решил устами Давида: «дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89: 10).

То есть святой Симеон Старец жил после того, как Дух Святой решил устами Давида, чтобы люди жили по 70 лет, а если будут в силе – 80. И, по составу своего естества, некоторые из них и сегодня живут до 130–140 лет, но чтобы дольше – нет. Итак, великим чудом было увидеть 360-летнего человека в период от Давида до Христа, ведь царь Птолемей жил примерно через 600 лет после Давида!

И вот как возник нынешний праздник.

Этого святого Симеона, которого Бог связал словами архангела Гавриила, чтобы он не умирал, пока не увидит Христа Господа, в храме Иерусалимском и книжники, и архиереи называли «Симеоном бессмертным», поскольку думали, что он не умрет никогда. И спрашивали его:

– Доколе же ты будешь жить?

А он отвечал:

– Доколе пожелает Господь.

Однако не открывал тайны, что Господь связал его.

А когда Пресвятой Бог наш, родившийся от Пречистой Девы Марии, пришел во плоти на 40-й день в храм, по предписанию еврейского закона, чтобы принести в очистительную жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, то этот святой и праведный человек – ибо сегодняшнее Евангелие говорит, что он был праведным и богобоязненным (см.: Лк. 2: 25), – пришел в храм, побуждаемый Духом Святым. Дух Святой сказал Симеону:

– Старче, связанный по костям этим дряхлым, иди теперь в храм и взгляни на Того, о Ком 283 года назад ты не поверил, что Он родится от Девы! Иди и посмотри на Него, иди и возьми Его в свои объятия и будь Им отвязан, ибо это Он тебя связал через архангела Гавриила!

И Симеон пошел в храм Соломонов.

А там стояли тысячи евреев с 40-дневными младенцами, пришедшие для очищения. Но когда вошел старец Симеон, сгорбленный и весьма согбенный, с ослабевшими зрением и слухом, то из того места, где стояла Матерь Божия – среди стольких тысяч женщин и мужчин, – вспыхнул луч света, подобный солнечному. И по этому сияющему лучу пошел он к Матери Божией. А Спаситель в объятиях Матери Божией сиял, подобно молнии. И когда увидел Его старец Симеон, то взял Господа на руки и со слезами сказал:

– Теперь отпусти раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром – то есть отпусти меня, чтобы я с миром отошел в мир иной, – ибо видели очи мои спасение Твое (ср.: Лк. 2: 29–30). Ведь Ты пришел спасти мир, «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» (Лк. 2: 30–31).

Ты видишь? «Ты пришел спасти не только евреев, но все народы мира!» А еще он сказал:

– Свет к просвещению язычников…

То есть через Этого Младенца откроется свет всем народам земли. А в конце он сказал:

– …и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2: 32).

Потому что Спаситель происходит по плоти из рода Давидова и Авраамова, то есть из рода еврейского. И Он – слава этого народа.

И, сказав это, старец скрылся из виду там, в храме. Потом его останки похоронили рядом с храмом, а впоследствии римский император перенес их в Константинополь.

Возлюбленные верующие, вот так происходило Сретение Господа. Но почему же женщины на 40-й день шли в храм, чтобы принести Богу очистительную жертву? Существует ли этот закон и в Законе Благодати? Да, существует, потому что в Ветхом Законе Моисей сказал в Левите: «Всякая женщина, которая зачнет и родит… нечиста» (Лев. 12). До 40 дней пусть не ложится с мужем своим, а на 40-й день пускай принесет младенца в храм, чтобы воцерковить его, и пусть ее окропят агиасмой, а она принесет Богу очистительную жертву, и потом уже может войти в церковь.

Так было в Ветхом Законе, и тот же порядок установлен в Законе Благодати. Однако соблюдается ли он в Законе Благодати? До наших ушей доходило, что нет. Приходили к нам люди на исповедь и говорили, что у мужей не хватает терпения, а женам ничего не остается делать, и они не хранят чистоты до 40 дней. А это большой грех.

Поэтому дети, которые рождаются от таких смешений, когда муж сочетается с женой, пока она не очистилась, рождаются слепыми, рахитичными, с мягкими костями и безо всякого счастья в жизни. Это наказание Божие за то, что у них не было воздержания хотя бы на 6 недель, пока женщина не очистится от следов своих родов. Так что возьмите в пример праздник Сретения и помните об этом, чтобы сатана не искушал вас не соблюдать чистоту после рождения ваших детей, ибо вы подпадете под клятву и будете иметь лишения и скорби в жизни сей, а на том свете – муки вечные.

Ибо в законе о браке тоже есть мера очищения. Так что не развязывайте узды – ни муж, ни жена, – как скоты, хотя и у тех есть свой порядок. Покуда жена находится в периоде своей нечистоты, мужу нельзя ложиться с ней; также и 40 дней после родов, пока она в очищении, нельзя; ни в праздники, посты, воскресенья и так далее. Это мера очищения для всех, и если она не соблюдается, мы из этого болота отправимся на дно адово.

Но зачем же ей надо приносить двух птенцов голубиных, а более богатым – агнца непорочного, не слепого, не имеющего никакого другого телесного порока? Это символ Христа совершенного, Агнца Божия. И символ совершенства нашей жертвы, принесенной Богу, которая должна быть чистой, не запятнанной воровством или иными грехами.

А самый бедный приносил в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных. Почему же бедные приносили в жертву голубя? Потому что голубь – это птица, которая очень любит свою супругу, а она – его. Велика любовь между голубями. Так должны жить и муж с женой – в великом единении, великой любви, великой кротости. Ибо Христос говорит: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16).

А что еще делают голубь, даже если он дикий, лесной, и горлица? Если умерла его жена, он до конца жизни уже не женится. Точно так же и горлица. Поэтому святой Ефрем и говорит о монахах так: «Почему же, монах, со вдовой горлицей сравнил тебя пророк, которая никогда уже супруга не ищет, но держится долин и пустынь, ища покоя? Таким должен быть и монах: всегда безбрачным, всегда ищущим Христа».

Так же поступает и дикий голубь: после того как умрет его жена, он летает по горам, холмам, полянам, долинам и плачет по своей жене. Но уже не женится на другой и никогда не садится на зеленую ветку, а всегда на сухую. Я ходил с овцами – я ведь был пастухом в горах – и лет 10 назад у подножия одного холма наблюдал за дикими голубями. Может, они тоже были одинокими, потому что сколько раз прилетали, всегда садились на верхушку одной сухой березы. И я удивлялся: почему же они сидят на сухой, ведь кругом весь лес зеленый! А вот почему они сидят на сухом дереве: это тайна и символ. Ибо говорит Великий Василий, что у всех тварей Божиих мы всегда учимся мудрости. Ведь весь этот осязаемый и видимый мир – школа для наших словесных душ.

Знаете, почему голубь и горлица не сидят на зеленом дереве после того, как умрет их супруг? Зеленое дерево – это символ человеческой услады, ведь то, что зелено и здорово, живет в услаждении веком сим, а сухое дерево – это символ того, что жена, после того как умер ее муж, больше не услаждается с другим супругом. Пускай сидит на сухой ветке! Это символ сухости, голода, жажды, мук, изнурения – так говорят божественные отцы.

Голубь, сидящий на сухом дереве, показывает нам, чтобы мы иссушали себя постом, слезами, уничижением, голодом и жаждой. Жена, у которой умер муж, пускай плачет, молится, проводит жизнь чистую и честную, и удостоится великого блаженства, если пребудет так до конца жизни. Если же не может, тогда, по увещанию великого Павла, может выйти замуж, но лучше, если останется незамужней и пребудет в посте, молитве, голоде и жажде, труде и утомлении, плача не по жениху, бывшему у нее, а по Христу – по Нему воздыхать, по Нему плакать, ибо нам надо снова быть с Тем, с Кем соединились в Крещении, чтобы Он привел нас не к единению телесному, а к духовному и к радости той нескончаемой на небесах.

Голубь, сидящий на сухом дереве, показывает нам, чтобы мы иссушали себя постом, слезами, уничижением

Возлюбленные верующие, а почему сегодняшнее Евангелие говорит, что старец Симеон благословил праведного Иосифа и Матерь Божию (см.: Лк. 2: 34)? Согласно некоторым историкам, он был священником Ветхого Закона; другие говорят, что нет, но был человеком праведным, старым и святым. Однако впоследствии он являлся некоторым святым, одетый в священническое облачение, которое носили по уставам Ветхого Закона, и с зеленым посохом в руке, свидетельствуя этим, что он был священником.

А кого благословляет Симеон? Матерь Божию и Младенца, Которого Она держит на руках. Вы видите смирение Христово? Видите Его благость безграничную? Он дает благословить Себя человеку праведному. Тот, Кто благословляет все народы земли и все нивы, все виноградники, и все вотчины, и всё, что обитает в воде, воздухе и на земле, позволяет благословить Себя человеку, имеющему благодать священства. Видите, как велико священство?

Видите, как велико священство? Бог позволяет благословить Себя человеку, имеющему благодать священства

Дух Святой подает благодать священства людям, но учит нас, что Сам Бог смирил Себя, позволив благословить Себя священнику, праведному Симеону. Сегодня Бог Слово, сотворивший небо и землю, приходит, соделывается Младенцем в смирении и кротости и молча дает благословить Себя священнику Ветхого Закона. Насколько же больше тогда священник Закона Благодати? У меня не хватило бы времени рассказать вам об этом. А вы, проходя мимо священника, можете и не поздороваться с ним. Горе тому, кто делает так! Знайте, что архиереи и священники в мире сем являются источниками благословения. Блажен и треблажен, кто всегда желает быть благословленным от архиерея и священника!

Когда проходишь мимо священника, даже если он далеко, сними шапку с головы, подойди и скажи:

– Благослови меня, отче святый!

Ибо говорит божественный Златоуст: «Священнику надо только уста открывать, а благодать делает всё». И еще говорит он же: «Свят язык священника и пресвяты уста его».

И когда ты подошел к нему и он тебя благословил, Господь наполняет тебя всем благословением Духа Святого, ибо это не он благословляет, а Дух Святой, Которым он облечен.

Вот какой пример подал нам Спаситель в нынешний праздник. Он, благословляющий всех святых и архиереев, всех святых ангелов, благословляется на земле священником! Честным старцем!

А потом, Кого держит святой Симеон в своих объятиях? Младенца. А Кто Этот Младенец? Это Тот, Кто держит в Своих объятиях в равновесии небо и землю, и все небеса небес, и все воздухи, и пучины, и ветры, и горы, и все чины горние, и всю тварь дольнюю, – а теперь Он с таким смирением приходит, чтобы Его взял в свои объятия немощный старец, с воздыханиями и в уничижении ждавший Его Пришествия 360 лет.

Вот до чего нисходит благость и милость Бога, что Он желает быть благословленным от человека, Он по бескрайней Своей любви хочет, чтобы Его носил человек, чтобы и мы со временем возжелали Его благословения и носили Бога. А разве мы тоже не носим Христа? Разве только старец Симеон носил Его? Боже упаси! Мы носим Его больше, чем святой Симеон.

У души человека – образ и подобие Божии, ибо у него имеются ум, мысль и слово. Ум наш, наша душа являются образом и подобием Бога, Который находится в уме и сердце и излиялся на всё естество плоти, как огонь на железо, как показывает божественный Иоанн Дамаскин. Итак, каждый христианин, который омылся в храме и облекся во Христа, – как поет Церковь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа!», – носит в себе Христа. Мы потому все называемся христианами, что носим Христа в себе, и с нами Бог Слово и вся Святая Троица.

Святой Симеон носил Его в объятиях, а мы всегда носим Христа в своем сердце и уме. Мы все богоносцы, как сказал святой Игнатий, ибо когда император Траян спросил его: «А почему ты так называешься – Теофор?» (то есть «богоносец»), он ему ответил:

Мы все – богоносцы. Святой Симеон носил Христа в объятиях, а мы всегда носим Христа в сердце и уме

– Не недоумевай, император! Я называюсь богоносцем, потому что ношу Бога в себе; ибо все христиане, которые крестились, носят в себе Бога.

Итак, братия мои, если мы носим Бога в себе и если это правда и никто отрицать этого не может, тогда каким же должно быть наше поведение, какими должны быть наши мысли, какими должны быть наши слова, какие движения мы должны совершать? Чего не знает Бог, Который в нас и Которого мы носим до смерти? Чего Он не знает из нашей жизни? Ведь Он сказал Иову: «Кто же сей скрывающий от Меня совет?».

Какой совет? Совет сердец. Об этом пророчествовал святой Симеон. Ибо, произнеся вышесказанное, он сказал Матери Божией:

– Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле (Лк. 2: 34).

Что же это за падение и восстание во Христе? Все хулящие Его отпадут от Него, ибо добровольно отделяются от Его любви.

А потом, что он еще предсказал Божией Матери?

– И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 35).

Когда же меч прошел через сердце Богоматери? При Святых Страстях Господних. Матерь Божия родила по закону естества, но в то же время превыше естества, ибо не испытала боли. Однако ту боль, которая должна была быть у Нее при родах, Она перенесла при святых и престрашных Страстях, когда увидела Спасителя распятым, испытывающим неописуемые мучения и умирающим. Итак, меч прошел через Ее сердце не при родах, поскольку Она никогда не знала мужа и потому родила без боли. Но муки рождения Ей надо было претерпеть при Страстях Господних, чтобы быть Причастницей Его мук и страданий.

Возлюбленные верующие, обратите внимание: Христос пришел для низвержения и сдерживания. Все, кто противятся, все, кто богохульствуют, все, кто порочат Его заповеди, отпадут от Него. А все, кто стремятся любить Его сердцем и исполнять Его заповеди, вознесутся, по Его любви, в обители, превысшие небес.

Я сказал вам в нынешний праздник это немногое, чтобы не отяготить ваш слух, хотя мне многое еще приходит на ум. Скажу вам только и всего: запомните, женщины, из этого праздника, что надо соблюдать чистоту после рождения детей до 40 дней. А если которая останется вдовой, пускай сидит на сухом дереве, как дикая голубка, то есть пусть пребывает в посте, молитве, голоде, жажде и воздыхает по Небесному Жениху, по Христу, обручившему нас с Собою в Крещении.

Если же не сможет воздерживаться и выйдет замуж, пускай выходит за мужа-христианина, который не оставляет супругу запутавшейся, и чтобы у них было венчание. Но только венец не возлагается во второй раз на головы тех, кто вступают в брак во второй раз, по установлению святых отцов.

Будем же, далее, желать благословения священников и архиереев. Покуда вы будете пребывать в жизни сей, желайте благословения служителей Церкви, ибо Сам Бог сошел свыше, чтобы быть благословленным святым священником Ветхого Закона.

(Окончание следует.)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Creştin Ortodox (Православный христианин)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить